Цели проведения образовательной программы: подготовка к участию в олимпиадах по химии высшего уровня, развитие способностей учащихся и расширение кругозора путем интенсивных занятий по углубленной программе у ведущих педагогов России, развитие проектного мышления и умения работать в коллективе в процессе выполнения практико-ориентированных задач.
Задачи образовательной программы:
• углубление знаний участников образовательной программы в области химии и материаловедения;
• развитие умений, навыков и отработка приемов решения олимпиадных задач;
• развитие умений и навыков экспериментальной работы с веществами и материалами;
• развитие умений ставить перед собой задачи и самостоятельно их решать;
• формирование межпредметных связей путем решения практико-ориентированных задач;
• популяризация химии и смежных областей знания.
Итоги образовательной программы:
Журнал апрельской образовательной программы
Дмитриев Игорь Сергеевич «Менделеев: Пусть к закону. Об истории открытия Периодического закона» (полная версия статьи, опубликованной в журнале программы): История открытия Периодического закона (как, кстати, и сам закон) таит в себе множество неясностей и неожиданных поворотов. В статье рассмотрены некоторые из них. Как Менделеев создал Периодическую систему элементов? Почему он не торопился лично доложить о своем открытии научному сообществу? Почему спустя год и девять месяцев после открытия Периодического закона он резко меняет тематику своих исследований?
Дмитриев Игорь Сергеевич «Легко ли быть Менделеевым?»: Лектор рассказывает о фактах из биографии, научной деятельности и творческой жизни русского ученого-энциклопедиста, химика, физика, геолога, метролога, педагога, технолога, нефтяника, приборостроителя, воздухоплавателя, профессора Санкт-Петербургского университета Дмитрий Ивановича Менделеева.
Дмитриев Игорь Сергеевич «Упрямый Галилей»: Галилео Галилей – итальянский физик, механик, астроном и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Лектор рассказывает об этапах становления Галилея как ученого и его конфликте с католической церковью.
Курамшин Булат Камилевич «Всероссийская олимпиада школьников по химии: структура, принципы проверки, избранные задачи»: в лекции разобраны особенности заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии по сравнению с олимпиадами по химии других уровней. Речь идёт в первую очередь о структуре заключительного этапа, заданиях олимпиады и навыках, необходимых участникам для успешного выполнения экспериментального тура. Кроме того, поскольку лекция проходила вскоре после завершения всероссийской олимпиады по химии 2019 года, лекция включает подробный разбор некоторых задач по неорганической и физической химии с прошедшей олимпиады и перечень литературы, полезной участникам при подготовке.
Курамшин Булат Камилевич «Химия железа, кобальта и никеля»: лекция посвящена химии триады железа – элементов 8 группы побочной подгруппы третьего периода периодической системы Менделеева. Дана общая характеристика трёх элементов, химия железа рассмотрена отдельно более подробно. Лекция включает обзор комплексных соединений железа, окислительно-восстановительных процессов, связанных с переходом между степенями окисления +2 и +3, сложной химии растворов солей железа (III), в которых устанавливается множество кислотно-основных равновесий гидролиза, проблем работы с солями железа (II).
Курамшин Булат Камилевич «Химия марганца и хрома»: лекция о химии марганца и хрома включает подробное рассмотрение как химических свойств простых веществ, так и разнообразия свойств их соединений. Большое внимание уделено кислотно-основным равновесиям в растворах соединений хрома, проблемам, с которыми сталкивается неорганическая химия при их изучении, окислительно-восстановительным процессам, которые позволяют получить хром и марганец в различных степенях окисления. Отдельно рассмотрены комплексные соединения хрома (II), хрома (III) и марганца (III), в том числе структура комплексов, содержащих несколько атомов металла.
Курамшин Булат Камилевич «Химия меди, серебра и золота»: лекция посвящена химии элементов первой группы побочной подгруппы таблицы Менделеева. Особое внимание уделено основным свойствам меди и серебра, поскольку знание их свойств очень часто необходимо при решении задач по неорганической химии на олимпиадах. Помимо химических свойств простых веществ и их соединений, рассмотрены структурные особенности комплексных соединений, в том числе некоторых координационных полимеров меди и серебра.
Лукьянова Мария Антоновна «Немного об органической химии»: Органическая химия – раздел химии, изучающий соединения углерода, их структуру, свойства и методы синтеза. Лектор рассказывает об истории получения различных органических веществ, о биологическом действии органических веществ и о том, как органическая химия применяется в промышленности.
На образовательную программу приглашались учащиеся 8-9-10 классов в соответствии с рейтингом, составленным на основании оценки академических достижений школьников.
При отборе на образовательную программу оценивались следующие академические достижения школьников:
К участию в конкурсном отборе также приглашались школьники 8 класса – победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2018-2019 учебного года.
Учащиеся 8 класса, участвовавшие в конкурсном отборе, дополнительно должны были предоставить мотивационное письмо, с указанием трех наивысших, по мнению школьника, академических достижений по химии и смежным дисциплинам.
Мотивационные письма необходимо было загрузить в графу «Иные достижения».
За оценку мотивационного письма могло быть дополнительно начислено от 0 до 3 баллов.
По итогам оценки академических достижений кандидатов сформировался рейтинговый список кандидатов на участие в образовательной программе, который упорядочивался по убыванию суммы баллов, набранных школьниками (отдельно по 8-му, 9-му и 10-му классу).
При формировании рейтинга суммировалось наивысшее достижение школьника за участие во Всероссийской олимпиаде школьников 2018-2019 учебного года и наивысшее достижение школьника за участие в олимпиадах по химии 1-2-3-го уровня 2017-2018 учебного года.
В случае равенства баллов в рейтинговом списке у двух и более школьников приоритет в приглашении на программу имели школьники, показавшие лучший результат на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии 2018-2019 учебного года
От одного региона в образовательной программе могли принять участие не более 20% школьников по каждому классу, то есть, за 8 класс – до 5 человек, за 9 класс – до 15 человек, за 10 класс – до 10 человек.
Участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2018-2019 учебного года не могли принять участие в апрельской образовательной программе по химии. При этом они могут принять участие в августовской образовательной программе по химии Образовательного центра «Сириус».
Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могли быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Решение о замене участников принимается Координационным советом программы.
Профессор кафедры физической химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, руководитель национальной команды на Международной химической олимпиаде, автор школьных и вузовских учебников по химии, доктор физико-математических наук
Доцент кафедры неорганической химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, руководитель кафедры химии школы Центра педагогического мастерства (г. Москва), член жюри Всероссийской олимпиады школьников по химии, автор школьных и вузовских учебников по химии, кандидат химических наук
Инженер химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по химии, автор методических пособий, кандидат химических наук
Доцент кафедры неорганической химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, член жюри Международной Менделеевской олимпиады по химии, лауреат Ломоносовской премии МГУ за педагогическую деятельность, автор учебных пособий по неорганической химии, кандидат химических наук
Старший научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники имени С.И.Вавилова Российской академии наук, доктор химических наук
Студент химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Победитель Международной олимпиады по химии и медалист Международной Менделеевской олимпиады
Педагог дополнительного образования лицея № 131 (г. Казань), аспирант Казанского федерального университета, член центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по химии, золотой медалист Международной Менделеевской олимпиады и Международной химической олимпиады
Преподаватель ВИХШ «Академия химии», аспирант химического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова. Двукратный призёр Всероссийской олимпиады школьников по химии
Преподаватель химии школы Центра педагогического мастерства (Москва), аспирант химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Преподаватель химии в Центре Образования «Коалиция», член Ассоциации победителей олимпиад. Студент химического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова
Аспирант Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова, член Московского союза художников, лауреат Международного фестиваля керамики в номинации «Дизайн»
Преподаватель химии Центра педагогического мастерства (Москва), призер заключительного этапа Белорусской республиканской олимпиады школьников по химии
Аспирантка химического факультета Казанского федерального университета, тренер сборной республики Татарстан на Всероссийской олимпиаде школьников по химии
Профессор кафедры керамики Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова, член Международной Академии керамики IAC, член Московского союза художников, лауреат ряда всероссийских и международных конкурсов в области современного искусства и керамики
Студент химического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова. Победитель Международной Менделеевской олимпиады по химии 2012 г.
Старший научный сотрудник Института проблем управления РАН, учитель математики лицея «Вторая школа» (Москва), почетный работник сферы образования Российской Федерации, обладатель почетной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации, лауреат премии Agilent Teacher Award за лучшую организацию научно-исследовательской работы со школьниками (США), кандидат физико-математических наук
Положение об апрельской химической образовательной программе Образовательного центра «Сириус»
1. Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения апрельской химической образовательной программы Образовательного центра «Сириус» (далее – образовательная программа), ее методическое и финансовое обеспечение.
1.1. Образовательная программа по химии проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех») с 1 по 24 апреля 2019 года.
1.2. Количество участников образовательной программы: не более 150 школьников 8-10 классов, успешно прошедших конкурсный отбор, из них: 8 класс – до 25 человек, 9 класс – до 75 человек, 10 класс – до 50 человек.
Принять участие в образовательной программе могут только зарегистрировавшиеся школьники.
1.3. К участию в образовательной программе допускаются школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации.
1.4. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» (далее – Фонд) по направлению «Наука».
1.5. Научно-методическое и кадровое сопровождение образовательной программы осуществляют Химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Центр Педагогического мастерства г. Москвы.
1.6. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда по направлению «Наука».
1.7. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.
1.8. В течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) допускается участие школьников не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.
2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Цели проведения образовательной программы: подготовка к участию в олимпиадах по химии высшего уровня, развитие способностей учащихся и расширение кругозора путем интенсивных занятий по углубленной программе у ведущих педагогов России, развитие проектного мышления и умения работать в коллективе в процессе выполнения практико-ориентированных задач.
2.2. Задачи образовательной программы:
• углубление знаний участников образовательной программы в области химии и материаловедения;
• развитие умений, навыков и отработка приемов решения олимпиадных задач;
• развитие умений и навыков экспериментальной работы с веществами и материалами;
• развитие умений ставить перед собой задачи и самостоятельно их решать;
• формирование межпредметных связей путем решения практико-ориентированных задач;
• популяризация химии и смежных областей знания.
3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется Координационным советом, формируемым Руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также Порядку отбора школьников на профильные образовательные программы Фонда по направлению «Наука».
3.2. Для участия в образовательной программе приглашаются учащиеся образовательных организаций всех регионов РФ, показавшие высокие результаты на химических олимпиадах в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах.
3.3. Для участия в отборе на образовательную программу необходимо пройти регистрацию на сайте Образовательного центра «Сириус». Регистрация будет доступна до 22 февраля 2019 года.
3.4. На образовательную программу приглашаются учащиеся 8-9-10 классов в соответствии с рейтингом, составленным на основании оценки академических достижений школьников.
3.5. При отборе на образовательную программу будут оцениваться следующие академические достижения школьников:
3.6. К участию в конкурсном отборе также приглашаются школьники 8 класса – победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2018-2019 учебного года.
Учащиеся 8 класса, участвующие в конкурсном отборе, дополнительно должны предоставить мотивационное письмо, с указанием трех наивысших, по мнению школьника, академических достижений по химии и смежным дисциплинам.
Мотивационные письма необходимо загрузить в графу «Иные достижения».
За оценку мотивационного письма может быть дополнительно начислено от 0 до 3 баллов.
3.7. По итогам оценки академических достижений кандидатов формируется рейтинговый список кандидатов на участие в образовательной программе, который упорядочивается по убыванию суммы баллов, набранных школьниками (отдельно по 8-му, 9-му и 10-му классу).
3.8. При формировании рейтинга суммируются наивысшее достижение школьника за участие во Всероссийской олимпиаде школьников 2018-2019 учебного года и наивысшее достижение школьника за участие в олимпиадах по химии 1-2-3-го уровня 2017-2018 учебного года.
В случае равенства баллов в рейтинговом списке у двух и более школьников приоритет в приглашении на программу имеют школьники, показавшие лучший результат на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии 2018-2019 учебного года
3.9. От одного региона в образовательной программе могут принять участие не более 20% школьников по каждому классу, то есть, за 8 класс – до 5 человек, за 9 класс – до 15 человек, за 10 класс – до 10 человек.
3.10. Участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2018-2019 учебного года не могут принять участие в апрельской образовательной программе по химии. При этом они могут принять участие в августовской образовательной программе по химии Образовательного центра «Сириус».
3.11. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Решение о замене участников принимается Координационным советом программы.
3.12. Список участников Образовательной программы будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 26 февраля 2019 года.
4. Аннотация образовательной программы
Программа включает в себя теоретические (лекции, семинары) и практические занятия в лабораториях по неорганической, аналитической и органической химии, лекции и семинары ведущих преподавателей. Также предусмотрены спортивные и культурно-досуговые мероприятия, экскурсии по Олимпийскому парку, в Красную Поляну. Помимо этого, в вечернее время школьникам предоставляется возможность посещать образовательные лекции, расширяющие их кругозор.
5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда, пребывания и питания школьников – участников образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».