Прием заявок для участия в конкурсном отборе на образовательную программу был открыт до 30 июня 2021 года.
Рейтинги по академическим достижениям
К участию в программе допускаются только зарегистрированные школьники
По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru
Программы прошлых лет: 2020, 2019, 2018, 2017
Программа включала в себя теоретические (лекции, семинары) и практические занятия в лабораториях по общей и неорганической, аналитической и физической, органической и биоорганической химии, лекции и семинары ведущих преподавателей.
Теоретическая подготовка включала лекции химической направленности, семинарские занятия и практикумы по методам решения олимпиадных задач.
Лекции
– Физико-химические методы исследования веществ. ИК и ЯМР спектроскопия
– Потенциометрия
– Пространственное строение молекул. Метод отталкивания электронных пар валентной оболочки
– Коллигативные свойства растворов
Задачный практикум
– Химическая кинетика
– Термодинамика
– Биохимия
Участники развили экспериментальные навыки в области химии, познакомились с новыми элементами и свойствами их соединений, научились их определять, потренировались в решении практико-ориентированных задач, учились работать в коллективе в процессе выполнения практических задач, потренировались в решении олимпиадных задач.
Итоговая олимпиада
– 8 класс: теоретический тур, экспериментальный тур
– 9 класс: теоретический тур, экспериментальный тур
– 10 класс: теоретический тур, экспериментальный тур
Другие материалы программы и описания наиболее интересных опытов практикума вы найдете в журнале IX химической образовательной программы. Выпуск посвящен одному из удивительных химических элементов — серебру. Читателей ждет рассказ о необычных оксидах и комплексах серебра, виртуальный химический практикум, информация об исследовании свекольного сока как индикаторе. Две статьи посвящены разбору трудных тем олимпиадной химии: защите функциональных групп в органических молекулах и кислым солям.
К участию в образовательной программе приглашаются 200 школьников 8–10 классов (по состоянию на 1 мая 2021 года). Отбор проходит по результатам академических достижений.
Для участия в программе необходимо подать заявку. Прием заявок открыт до 30 июня 2021 года включительно.
1. К участию в программе без дополнительного отбора приглашаются победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2021 года — до 75 чел., из них:
9 класс — до 15 чел.,
10 класс — до 60 чел.
2. К участию в конкурсном отборе приглашаются школьники 8–10 классов 2020–2021 учебного года всех регионов России, проявившие себя на заключительном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по химии 2020–2021 учебного года для 9–10 классов, а также на олимпиадах по химии 1-го и 2-го уровней 2020–2021 учебного года (согласно Перечню олимпиад школьников) и в проектно-исследовательской деятельности — не менее 125 чел., из них:
8 класс — до 25 чел.,
9 класс — не менее 85 чел.,
10 класс — не менее 20 чел.
Оцениваются следующие академические достижения школьников, загруженные в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности:
Мероприятие |
Статус |
Количество |
Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников |
Участник |
15 |
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников |
Победитель |
10 |
Призер |
7 |
|
Участник |
5 |
|
Олимпиады по химии 1-го уровня за 2020–2021 год |
Победитель |
5 |
Призер |
3 |
|
Олимпиады по химии 2-го уровня за 2020–2021 год |
Победитель |
2 |
Призер |
1 |
Прикладывать к заявке подтверждающие документы (дипломы, сертификаты) не требуется.
3. По итогам оценки академических достижений кандидатов формируется рейтинговый список кандидатов на участие в образовательной программе, который упорядочивается по убыванию суммы баллов, набранных школьниками (отдельно по 8, 9 и 10 классам).
При формировании рейтинга суммируются наивысшее достижение школьника за участие во Всероссийской олимпиаде школьников по химии 2020–2021 учебного года и наивысшее достижение школьника за участие в олимпиадах по химии 1-го и 2-го уровней 2020–2021 учебного года (согласно Перечню олимпиад школьников).
В случае равенства баллов в рейтинговом списке у двух и более школьников приоритет в приглашении на программу имеют школьники, показавшие лучший результат на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии 2020–2021 учебного года.
4. При отборе также будет учитываться участие школьников в проектной и исследовательской деятельности. Для этого школьнику необходимо представить в произвольной форме краткое описание выполненных проектов или исследований. По итогам оценки опыта проектной и исследовательской деятельности школьник может получить максимально 1 балл. При оценке проектной (исследовательской) работы оценивается оригинальность проекта, его научность и вклад школьника в его выполнение.
Описание работы загружается при подаче заявки в графу «Файлы к заявке» в единственном файле формата PDF размером не более 10 МБ.
5. От одного региона в образовательной программе могут принять участие не более 25% от общего числа участников смены (до 50 чел.). При превышении квоты региона приоритет имеют участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2020–2021 учебного года, следом — школьники тех классов, в которых число меньше 25% от школьников соответствующего класса.
6. Школьники, принявшие участие в Августовской образовательной программе по химии 2021 года, не смогут участвовать в Апрельской образовательной программе по химии 2022 года.
7. Список кандидатов на участие в образовательной программе будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 6 июля 2021 года. Дата публикации списка участников может быть изменена координационным советом программы.
Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Внесение изменений в список происходит до 23 июля 2021 года.
Профессор кафедры физической химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, руководитель национальной команды на Международной химической олимпиаде, автор школьных и вузовских учебников по химии, доктор физико-математических наук
Доцент кафедры неорганической химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, руководитель кафедры химии школы Центра педагогического мастерства (г. Москва), член жюри Всероссийской олимпиады школьников по химии, автор школьных и вузовских учебников по химии, кандидат химических наук
Инженер химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по химии, автор методических пособий, кандидат химических наук
Преподаватель химии Центра педагогического мастерства (Москва), студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Студент факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, педагог дополнительного образования Центра педагогического мастерства (Москва)
Заместитель директора Университетской гимназии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, профессор химического факультета МГУ, член Международного олимпийского комитета по химии, доктор химических наук
Педагог дополнительного образования школы Центра педагогического мастерства (Москва), золотая медалистка Международной Менделеевской олимпиады и серебряная медалистка Международной олимпиады по химии
Заведующий практикумом кафедры общей химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, доцент, кандидат химических наук
Доцент кафедры неорганической химии химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, член жюри Международной Менделеевской олимпиады по химии, лауреат Ломоносовской премии МГУ за педагогическую деятельность, автор учебных пособий по неорганической химии, кандидат химических наук
Преподаватель первой категории лицея «Воробьевы горы», золотой медалист Международной естественнонаучной олимпиады юниоров, Международной Менделеевской олимпиады и Международной химической олимпиады, кандидат химических наук
Студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Педагог дополнительного образования школы Центра педагогического мастерства (Москва), студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, золотой медалист Международной Менделеевской олимпиады
Педагог дополнительного образования лицея № 131 (г. Казань), аспирант Казанского федерального университета, член центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по химии, золотой медалист Международной Менделеевской олимпиады и Международной химической олимпиады
Специалист химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Студент химического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
Специалист химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Магистр Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова
Студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Преподаватель химии школы Центра педагогического мастерства (Москва), студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Профессор кафедры керамики Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова, член Международной Академии керамики IAC, член Московского союза художников, лауреат ряда всероссийских и международных конкурсов в области современного искусства и керамики
Положение об Августовской образовательной программе по химии
Образовательного центра «Сириус»
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Августовской образовательной программы по химии Образовательного центра «Сириус» (далее — образовательная программа), ее методическое и финансовое обеспечение.
1.2. Образовательная программа по химии проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех) с 3 по 26 августа 2021 года.
1.3. К участию в образовательной программе приглашаются школьники 8–10 классов (по состоянию на 1 мая 2021 года) из образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования, всех субъектов Российской Федерации.
1.4. К участию в образовательной программе допускаются школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации и стран СНГ.
1.5. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» (далее — Фонд) по направлению «Наука».
1.6. Общее число участников образовательной программы — до 200 человек. Принять участие в образовательной программе могут только зарегистрировавшиеся школьники.
1.7. Научно-методическое и кадровое сопровождение образовательной программы осуществляют Химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова и Центр педагогического мастерства г. Москвы.
1.8. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда по направлению «Наука».
1.9. В течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) допускается участие школьников не более чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.
1.10. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.
2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Образовательная программа ориентирована на систематическую и углубленную подготовку учащихся, одарённых в области химии, к олимпиадам и конкурсам различного уровня, развитие способностей школьников и повышение их общекультурного и образовательного уровней развития.
2.2. Цели:
- подготовка к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по химии, Международной Менделеевской олимпиаде школьников по химии;
- повышение уровня теоретической подготовки по основным разделам химии;
- развитие экспериментальных навыков в области химии;
- развитие проектного мышления и навыков работы в коллективе путем привлечения школьников к выполнению проектных работ.
2.3. Задачи:
- развитие интеллектуальных способностей учащихся в области химии и материаловедения и расширение их кругозора;
- развитие навыков и отработка приемов решения олимпиадных задач;
- развитие умений и навыков экспериментальной работы с веществами и материалами;
- развитие умения ставить перед собой задачи и опыта самостоятельно их решения;
- формирование межпредметных связей путем реализации межпредметных проектов;
- популяризация химии и смежных областей знаний.
3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников осуществляется Координационным советом, формируемым руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании общих критериев отбора в Образовательный центр «Сириус», а также требований, изложенных в настоящем Положении.
3.2. Для участия в конкурсном отборе школьникам необходимо подать заявку на странице программы на официальном сайте Образовательного центра «Сириус».
Прием заявок открыт до 30 июня 2021 года включительно.
3.3. К участию в программе без дополнительного отбора приглашаются победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2021 года — до 75 чел., из них:
9 класс — до 15 чел.,
10 класс — до 60 чел.
3.4. К участию в конкурсном отборе приглашаются школьники 8–10 классов 2020–2021 учебного года всех регионов России, проявившие себя на заключительном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по химии 2020–2021 учебного года для 9–11 классов, а также на олимпиадах по химии 1-го и 2-го уровней 2020–2021 учебного года (согласно Перечню олимпиад школьников) и в проектно-исследовательской деятельности — не менее 125 чел., из них:
8 класс — до 25 чел.,
9 класс — не менее 85 чел.,
10 класс — не менее 20 чел.
3.4.1. При отборе на образовательную программу оцениваются следующие академические достижения школьников, загруженные в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности:
Мероприятие |
Статус |
Количество |
Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников |
Участник |
15 |
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников |
Победитель |
10 |
Призер |
7 |
|
Участник |
5 |
|
Олимпиады по химии 1-го уровня за 2020–2021 год |
Победитель |
5 |
Призер |
3 |
|
Олимпиады по химии 2-го уровня за 2020–2021 год |
Победитель |
2 |
Призер |
1 |
Прикладывать к заявке подтверждающие документы (дипломы, сертификаты) не требуется.
3.4.2. По итогам оценки академических достижений кандидатов формируется рейтинговый список кандидатов на участие в образовательной программе, который упорядочивается по убыванию суммы баллов, набранных школьниками (отдельно по 8, 9 и 10 классам).
3.4.3. При формировании рейтинга суммируются наивысшее достижение школьника за участие во Всероссийской олимпиаде школьников по химии 2020–2021 учебного года и наивысшее достижение школьника за участие в олимпиадах по химии 1-го и 2-го уровней 2020–2021 учебного года (согласно Перечню олимпиад школьников).
В случае равенства баллов в рейтинговом списке у двух и более школьников приоритет в приглашении на программу имеют школьники, показавшие лучший результат на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии 2020–2021 учебного года.
3.5. При отборе также будет учитываться участие школьников в проектной и исследовательской деятельности. Для этого школьнику необходимо представить в произвольной форме краткое описание выполненных проектов или исследований. По итогам оценки опыта проектной и исследовательской деятельности школьник может получить максимально 1 балл. При оценке проектной (исследовательской) работы оценивается оригинальность проекта, его научность и вклад школьника в его выполнение.
Описание работы загружается при подаче заявки в графу «Файлы к заявке» в единственном файле формата PDF размером не более 10 МБ.
3.6. От одного региона в образовательной программе могут принять участие не более 25% от общего числа участников смены (до 50 чел.). При превышении квоты региона приоритет имеют участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2020–2021 учебного года, следом — школьники тех классов, в которых число меньше 25% от школьников соответствующего класса.
3.7. Школьники, принявшие участие в Августовской образовательной программе по химии 2021 года, не смогут участвовать в Апрельской образовательной программе по химии 2022 года.
3.8. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Решение о замене участников принимается Координационным советом программы.
3.9. Список кандидатов на участие в образовательной программе будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 6 июля 2021 года. Внесение изменений в список происходит до 23 июля 2021 года.
3.10. Дата публикации списка участников может быть изменена координационным советом программы.
3.11. Каждый участник образовательной программы должен подготовить к ее началу задачу или вопрос олимпиадного характера (загадать вещество и его свойства, описать опыт и попросить его объяснить и т. д.), максимально визуализировав его в виде небольшой презентации с использованием фото- и видеоматериалов. Эту презентацию нужно будет представить в первый день образовательной программы
4. Аннотация образовательной программы
Программа включает в себя теоретические (лекции, семинары) и практические занятия в лабораториях по неорганической, аналитической и органической химии, лекции и семинары ведущих преподавателей. Также предусмотрены спортивные и культурно-досуговые мероприятия, экскурсии по Олимпийскому парку, в Красную Поляну. Помимо этого, в вечернее время школьникам предоставляется возможность посещать образовательные лекции, расширяющие их кругозор.
5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда, пребывания и питания школьников — участников образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».
Выпуск журнала «IX Химическая образовательная программа» (август 2021 года) посвящен одному из удивительных химических элементов — серебру.
В нем вы найдете рассказ о необычных оксидах и комплексах серебра, проделаете виртуальный химический практикум, прочитаете об исследовании свекольного сока как индикаторе.
Две статьи написаны преподавателями программы, в прошлом — победителями Международной олимпиады. Они посвящены разбору трудных тем олимпиадной химии — защите функциональных групп в органических молекулах и кислым солям.
Традиционно в журнале приведены задачи педагогов и участников программы — победителей конкурса задач.