help@sochisirius.ru
12-22 апреля 2021

Освоение Арктики и Мирового океана

Морская отрасль является одной из фундаментальных основ мировой экономики: морской транспорт, связывающий страны и континенты, обеспечивает около 90% мирового грузооборота; морская добыча полезных ископаемых уже сегодня обеспечивает свыше 30% совокупной нефтедобычи; биологические ресурсы океана и аквакультура служат одной из долгосрочных основ глобальной продовольственной безопасности.

Происходящие сейчас технологические, климатические и демографические изменения открывают уникальные возможности для российских компаний и научных центров занять ведущие позиции в различных сегментах этого глобального рынка. Одновременно, перед Россией стоят чрезвычайно амбициозные задачи освоения Арктики – главной кладовой полезных ископаемых страны в будущем и перспективного транспортного коридора между Европой и Азией, Северного морского пути.

Все направления программы «Большие вызовы»

Проекты направления

1. Влияние изменений площади ледяного покрова на окружающую среду и воды арктических морей России: спутниковый мониторинг и судовые данные
2. Создание системы управления группой буксиров-автоматов

Описание проектов

 

1. Влияние изменений площади ледяного покрова на окружающую среду и воды арктических морей России: спутниковый мониторинг и судовые данные

Руководитель проекта: Глуховец Д.И.

Аннотация: В настоящее время Арктический регион находится в центре внимания широкого круга исследователей. Это связано с тем, что в этом регионе наиболее ярко проявляется глобальное потепление, один из результатов которого – сокращение площади ледяного покрова. Таяние льдов приводит к возникновению положительной обратной связи между уменьшением занимаемой ими площади и солнечной радиацией, поступающей в поверхностный слой вод: чем меньше остается льда, тем больше тепла поступает в воду и быстрее происходит дальнейшее таяние. Таяние морского льда оказывает значительное влияние на состояние поверхностного слоя арктических морей, на поступление солнечной радиации, биопродуктивность, поступление в море природных и антропогенных примесей, таких как окрашенное органическое вещество, взвешенные частицы, различного рода загрязнения. В свою очередь, на таяние арктических льдов влияют такие факторы, как температура поверхности океана и воздуха, речной сток, приводный ветер и циркуляция вод. Сокращение площади арктических льдов делает перспективным развитие судоходства в северных морях России, в частности, с использованием Северного морского пути; в настоящее время этот маршрут привлекает не только российские, но и иностранные компании. Планируется широкое освоение арктических регионов, связанное, в первую очередь с добычей полезных ископаемых, что также подразумевает использование морских перевозок, причем для решения не только промышленных, но и социальных задач (в настоящее время по Северному морскому пути идет Северный завоз для 20 млн человек, проживающих и работающих на Крайнем Севере). Для контроля изменений экологического состояния вод арктических морей, происходящих в результате климатических изменений, наиболее эффективны спутниковые методы. Они позволяют охватывать наблюдениями одновременно большие акватории и получать долговременные серии данных измерений. Для решения задач проекта будут использоваться данные спутниковых измерителей, работающих в разных диапазонах длин волн электромагнитного излучения – видимом, инфракрасном, микроволновом; стандартные методы и региональные алгоритмы обработки спутниковых данных, разработанные в Институте океанологии РАН (ИО РАН). Результаты работы спутниковых алгоритмов будут сравниваться с результатами судовых биооптических и гидрофизических исследований, выполненных в последние годы в экспедициях ИО РАН в Баренцевом и Карском морях.

Партнер проекта: Институт океанологии имени П. П. Ширшова Российской академии наук, Общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Сканэкс»

 

2. Создание системы управления группой буксиров-автоматов

Руководитель проекта: Лопатин М.С.

Аннотация: Цель проекта — создание системы управления группой буксиров-автоматов. Система будет строиться на принципах коллективного управления с использованием средств искусственного интеллекта. Назначение системы - согласованное выполнение морских буксирных операций группой безэкипажных буксиров в акватории морского порта для обеспечения безопасности мореплавания и повышения пропускной способности морских портов. Технология, принципы и алгоритмы управления будут создаваться и отрабатываться на управляемых моделях морского судна и буксиров-автоматов.

В рамках проекта управляемые модели будут оснащены сенсорной сетью датчиков, средствами телеавтоматики, движителями аналогичными буксирным, будет разработана система коллективного управления на базе искусственного интеллекта, а также система телеприсутствия на основе технологии дополненной реальности. Разработанный комплекс технических решений будет апробироваться путем проведения натурных испытаний группы управляемых моделей на воде.

Партнер проекта: Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф.Ушаков

Материалы для подготовки

Концепция системы генерации и хранения электроэнергии на борту водного транспортного средства исследовательского, транспортного или разведывательного назначения

Нормативная документация
1. ГОСТ Р 56188.1-2014/IEC/TS 62282-1:2010 «Технологии топливных элементов. Часть 1. Терминология»
2. ГОСТ Р МЭК 62282-2-2014 «Технологии топливных элементов. Часть 2. Модули топливных элементов»

Статьи
1. Водород
2. Водородные топливные элементы: от полетов «Аполлона» до автомобилей
3. Проблемы водородной энергетики. Юрий Добровольский
4. Электротранспорт. Юрий Добровольский
5. Курс лекций «Материалы для водородной энергетики» Уральского государственного университета им. А.М. Горького
6. Energy Observer – уникальное судно
7. Постлитийионные аккумуляторы. Виктор Кривченко
8. Аккумуляторы для технологий будущего. Олег Дрожжин
9. ПостНаука. Химия аккумуляторов. Даниил Иткис
10. Материалы по аккумуляторам и электромобилям
11. MICROGRID. Ответ на новые вызовы электроэнергетики

Видео
1. Энергия: Водород - топливо будущего
2. Дальний свет - Водородные двигатели
3. Введение в водородную энергетику и топливные элементы
4. Водород. Как работают машины. Мотоцикл на водороде
5. Первое в мире судно на водородном топливе EnergyObserver
6. Водородная энергетика. Виктор Зайченко
7. Топливные элементы для транспорта. Юрий Добровольский

Идентификация морских млекопитающих по съемке с беспилотного летательного аппарата на основе компьютерного зрения

1. А. М. Бурдин, О. А. Филатова, Э. Хойт МОРСКИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ РОССИИ: справочник-определитель. Киров: Волго-Вятское книжное издательство, 2009. – 210 с.: ил.
2. Проект лаборатории морских млекопитающих Института океанологии РАН им. П.П. Ширшова (ИО РАН) в Черном море. Работы выполнялись при поддержке ПАО НК «Роснефть». В видео дается краткая информация об учетах морских млекопитающих Черного моря, цели и задачи данных работ. Советуем обратить внимание на используемые методы учетов и на то, как китообразные выглядят в естественных условиях.
3. Видео с.н.с лаборатории морских млекопитающих ИО РАН Агафонова А. В. Он рассказывает о биологии китов Черного моря. Особое внимание уделено акустической коммуникации дельфинов.
4. Лекция Ольги Филатовой, д.б.н., с.н.с. кафедры зоологии позвоночных Биологического факультета МГУ в культурно-просветительском центре АРХЭ. 1,5 часовое видео как дополнительный материал по систематике, биологии и экологии китообразных. Предназначена для широкой аудитории, в стиле научно-популярных лекций о животных (для широкого круга слушателей).
5. Курсы «Веб-разработка для начинающих: HTML и CSS» и Introduction to Python. Курсы помогут освежить знания по программированию и быстро дополнить их необходимыми данными. Если школьник пользовался какими-то другими языками, но сообразительный - эти курсы помогут ему быстро освоиться.

Мореходные вездеходы на воздухоопорных гусеницах – универсальный транспорт для комплексного освоения Арктики и прибрежных ресурсов Мирового океана

Описание изобретения к патенту
Амфибийное опорно-движительное устройство

Статьи в журналах
1. Амфибийный транспорт для реализации стратегии развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. «Транспортное дело России», 2015 г.
2. Транспортное обеспечение прибрежного промысла мореходными вездеходами. «Транспортное дело России» №6 (121) 2015 г.
3. Требования к перспективному промысловому судну прибрежного рыболовства. «Научные труды дальрыбвтуза, 2011 г.
4. Крупномасштабная модель для исследования мореходности вездехода на воздухоопорных гусеницах. «Транспортное дело России», 2015 г.
5. Прорыв в области внедорожного амфибийного транспорта
6. Особенности проектирования мореходных экологичных вездеходов на воздухоопорных гусеницах. «Известия Томского политехнического университета», 2004 г.

Эксперты и руководители проектов

Глуховец
Дмитрий Ильич

Руководитель лаборатории оптики океана Института океанологии им П.П. Ширшова РАН, кандидат технических наук

Лопатин
Михаил Сергеевич

Начальник Научно-технологического центра Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф.Ушакова

Руководители направления

Пинский
Александр Савельевич

Генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ», заместитель руководителя рабочей группы «Маринет» Национальной технологической инициативы

Никулин
Тимофей Русланович

Заместитель декана по научной работе факультета автоматизации производства и управления Калининградского государственного технического университета, программный директор «Точки кипения» КГТУ, методист программы «Большие вызовы» (2020)

Подать заявку
© 2015–2021 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!