Командные математические игры предполагают активное деятельностное включение обучающихся в образовательный процесс. Это универсальный инструмент, который способствует повышению математической культуры школьников и позволяет им научиться применять знания из разных областей математики, выбирать правильную стратегию решения задач, взаимодействовать со сверстниками и наилучшим образом использовать свои знания и способности в ситуации ограниченного времени, соревновательности и непредсказуемости.
Игры можно использовать на занятиях по разным темам, а также адаптировать к другой предметной области.
Ниже представлены описания командных математических игр, проведенных в рамках Декабрьской математической программы 2023 года, и материалы, необходимые для их проведения.
Математическая игра «Абака» – это командная игра-соревнование, которая предполагает последовательное решение задач из разных тем. По мере усложнения задач увеличивается и количество баллов за правильное решение, а за верные ответы на все задачи одной темы или на задачи с одинаковыми номерами из разных тем начисляются бонусы.
Подготовка к игре
Комплект материалов:
1) листы с заданиями по количеству участвующих команд, разложенные «по командам»;
2) таблички для столов с номерами и названиями команд и списками их участников;
3) бланки для записи ответов;
4) турнирная таблица (онлайн-таблица для отображения результатов игры);
5) листы для решения задач и ручки.
Оборудование:
1) столы по числу команд и стулья по числу участников игры;
2) столы и стулья для координаторов игры;
3) микрофон для ведущего;
4) ноутбуки для координаторов, заполняющих турнирную таблицу;
5) экран и проектор для показа турнирной таблицы.
Турнирная таблица
Турнирная таблица заполняется в режиме реального времени. В ней отмечается, верно или нет решена каждая задача. Для этого в соответствующей графе ставится либо количество баллов за задачу (10, 20, …), либо 0, если задача решена неверно. Команда может сразу видеть свои результаты. При завершении строки или столбца координатор проверяет очередность их завершения для присуждения бонусов.
Правила игры
Материалы
Математическая игра «Захватчики» – это командное соревнование по решению задач. Действие разворачивается на игровом поле: команды, которые дают правильные ответы, получают возможность захватить все больше пространства, занимая новые клетки или отвоевывая клетки у соперников.
Подготовка к игре
Комплект материалов:
1) листы с заданиями по количеству участвующих команд, разложенные «по командам»;
2) таблички для столов с номерами и названиями команд и списками их участников;
3) бланки для записи ответов;
4) игровое поле (онлайн-таблица для отображения результатов игры);
5) листы для решения задач и ручки.
Оборудование:
1) столы по числу команд и стулья по числу участников игры;
2) столы и стулья для координаторов игры;
3) микрофон для ведущего;
4) ноутбуки для координаторов, отражающих результаты на игровом поле;
5) экран и проектор для показа игрового поля.
Игровое поле
Игровое поле заполняется в режиме реального времени.
В правом верхнем углу каждой клетки указано количество баллов, которое необходимо для ее завоевания (от 3 до 15 баллов). Клетка, которую завоевала команда, приобретает цвет этой команды.
Правила игры
Материалы
Математическая игра «Карусель» – это командное состязание по решению задач. Поддержанию динамичности игры и заинтересованности игроков способствует чередование сложных и простых задач.
Подготовка к игре
Комплект материалов:
1) листы с заданиями по количеству участвующих команд, разложенные «по командам»;
2) таблички для столов с номерами и названиями команд;
3) бланки для записи ответов;
4) турнирная таблица (онлайн-таблица для отображения результатов игры);
5) листы для решения задач и ручки.
Оборудование:
1) столы по числу команд и стулья по числу участников игры;
2) столы и стулья для координаторов игры;
3) микрофон для ведущего;
4) ноутбуки для координаторов, заполняющих турнирную таблицу;
5) экран и проектор для показа турнирной таблицы.
Турнирная таблица
Турнирная таблица заполняется в режиме реального времени.
Правила игры
Пример подсчета баллов
Номер задачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Баллы |
3 |
4 |
5 |
6 |
x |
4 |
x |
3 |
Примечание. В приведенном примере первые четыре задачи решены верно, стоимость растет. В пятой задаче ошибка, ее стоимость была бы 7, поэтому теперь стоимость шестой задачи – 7 − 3 = 4. Стоимость 7 задачи равна 5, но она решена неверно. Восьмая задача решена верно. Стоимость восьмой задачи должна бы быть 5 – 3 = 2, но так как стоимость задачи не может быть ниже 3, за нее дается 3 балла.
Независимо от результата (верный ответ или нет) команда получает следующую задачу для решения и так далее. Время на решение одной задачи не ограничено, определено только общее время проведения игры.
Материалы
Математическая игра «Перестрелка» – это командное динамичное состязание по решению задач. Команды не только решают задачи, но и «перестреливаются». Право на выстрел дает правильно решенная задача, а его результат определяется по формуле меткости. Элемент случайности, заложенный в правилах начисления баллов, дает шанс победить «не самой сильной команде», то есть не той, что решила больше задач, а той, что выбрала правильную стратегию. В результате создается «ситуация успеха», учащиеся перестают опасаться неудачи и стремятся вновь попасть на игру, что способствует развитию интереса к решению математических задач.
Подготовка к игре
Комплект материалов:
1) листы с заданиями по количеству участвующих команд, разложенные «по командам»;
2) таблички для столов с номерами и названиями команд;
3) бланки для записи ответов;
4) турнирная таблица (онлайн-таблица для отображения результатов игры);
5) листы для решения задач и ручки.
Оборудование:
1) столы по числу команд и стулья по числу участников игры;
2) столы и стулья для координаторов игры;
3) микрофон для ведущего;
4) ноутбуки для координаторов, заполняющих турнирную таблицу;
5) экран и проектор для показа турнирной таблицы.
Турнирная таблица
В турнирной таблице, которая заполняется в режиме реального времени, 3 поля.
Поле 1. Общая таблица с результатами команд (итоги отражены по двум критериям: количество верно решенных задач и количество баллов с учетом выстрелов и штрафов):
Рисунок 1
Поле 2. Отображение успешных выстрелов команд друг по другу:
Рисунок 2
Поле 3. Текущая вероятность попадания команд друг в друга (не менее 30 и не более 70):
Рисунок 3
Текущая вероятность (х) попадания команд друг в друга (меткость) вычисляется по формуле: наибольшее число в диапазоне (наименьшее число в диапазоне (40 + 3 × общий балл команды – 2 × общий балл соперника; 70); 30).
Текущая вероятность равна 40 + 3 ×*общий балл команды – 2 ×*общий балл соперника, но не может быть больше 70 и меньше 30.
Правила игры
Материалы
Задания
Бланк для записи ответов
Турнирная таблица
Математическая игра «Червячки» – командное динамичное состязание по решению задач. Игровой процесс достаточно разнообразен: команды получают или теряют очки здоровья, бросаются друг в друга фруктами и могут нанести соперникам определенный урон, если верно учтут радиус действия фрукта, а иногда получают и особые преимущества.
Подготовка к игре
Комплект материалов:
1) листы с заданиями по количеству участвующих команд, разложенные «по командам»;
2) таблички для столов с номерами и названиями команд;
3) бланки для записи ответов;
4) турнирная таблица (онлайн-таблица для отображения результатов игры), карточки, план игры;
5) листы для решения задач и ручки.
Оборудование:
1) столы по числу команд и стулья по числу участников игры;
2) столы и стулья для координаторов игры;
3) микрофон для ведущего;
4) ноутбуки для координаторов, заполняющих турнирную таблицу;
5) экран и проектор для показа турнирной таблицы.
Турнирная таблица
Турнирная таблица заполняется в режиме реального времени.
Турнирная таблица в начале игры
В начале каждого раунда (начиная со второго) команды ранжируются по убыванию текущих очков здоровья. Расстояние между командами определяется как модуль разности их мест в турнирной таблице. Информация о текущем положении доступна в любой момент времени. Все результаты бросков определяются одновременно. Таким образом, по ходу раунда расстояния между командами не меняются.
Правила игры
Таблица 1
|
Очки здоровья |
|||||||||
Начало игры |
30 |
40 |
60 |
80 | 100 | 125 | 150 | 200 | Сумма | |
Команда 1 |
1000 |
|
|
|
|
|
|
|
1000 |
|
Команда 2 |
1000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1000 |
Команда 3 |
1000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1000 |
Команда 4 |
1000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1000 |
Команда 5 |
1000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1000 |
Команда 6 |
1000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1000 |
Команда 7 |
1000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1000 |
Команда 8 |
1000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1000 |
Команда 9 |
1000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1000 |
Команда 10 |
1000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1000 |
Команда 11 |
1000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1000 |
Команда 12 |
1000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1000 |
Таблица 2
Номер задачи |
Фрукт |
Лечение |
Урон |
Радиус |
Раунд |
Особое |
2 |
нет |
40 |
нет |
нет |
1 |
нет |
II–IV раунды. Во втором и последующих раундах можно сдавать задачи из предыдущих раундов, но есть ограничение – не более 4 задач за раунд. Начиная со второго раунда за верные ответы команды получают не только очки здоровья, но и разновидности фруктов. Фрукт можно бросить в другую команду (или команды), нанеся тем самым урон, определенный в соответствующей колонке табл. 3. Успешность броска определяется положением команд в турнирной таблице и радиусом действия фруктов. Попасть можно только в ту команду, расстояние до которой не больше этого радиуса (см. табл. 3). Бросок в слишком удаленную команду не принесет желаемого результата. Нельзя совершить бросок в одну и ту же команду дважды за один раунд. Помимо очков лечения, урона и радиуса броска задачи II–IV раундов могут иметь особые свойства, отраженные в колонке «Особое».
Таблица 3
№ задачи |
Фрукт |
Лечение |
Урон |
Радиус |
Раунд |
Особое |
9 |
Банан |
50 |
45 |
4 |
2 |
Нет |
10 |
Банан |
50 |
45 |
4 |
2 |
Нет |
11 |
Мандарин |
50 |
25 |
5 |
2 |
Два броска по разным командам |
12 |
Мандарин |
50 |
25 |
5 |
2 |
Два броска по разным командам |
Материалы
Задания
Бланк для записи ответов
Карточки, план игры, турнирная таблица
Математическая игра «Экспансия» – это командное соревнование по решению задач. Порядок решения задач не установлен заранее, а определяется схемой – по мере продвижения по этой схеме задачи усложняются, а количество баллов за правильные ответы возрастает.
Подготовка к игре
Комплект материалов:
1) листы с заданиями по количеству участвующих команд, разложенные «по командам» (для удобства сбора и проверки листов на каждом из них есть отсылка к следующей доступной задаче согласно приведенной ниже схеме);
2) таблички для столов с номерами и названиями команд;
3) бланки для записи ответов;
4) турнирная таблица (онлайн-таблица для отображения результатов игры), карточки, план игры;
5) листы для решения задач и ручки.
Оборудование:
1) столы по числу команд и стулья по числу участников игры;
2) столы и стулья для координаторов игры;
3) микрофон для ведущего;
4) ноутбуки для координаторов, заполняющих турнирную таблицу;
5) экран и проектор для показа турнирной таблицы.
Турнирная таблица
В турнирной таблице, которая заполняется в режиме реального времени, 2 поля.
1) общая таблица с результатами команд:
2) схема, по которой определяются доступные команде задачи:
Правила игры
Материалы