Командные игры проводятся для закрепления теоретических знаний в области термодинамики, развития логического и творческого мышления при решении научных задач, умения интерпретировать и передавать информацию, а также навыков коммуникации и взаимодействия
в команде.
Тематика заданий связана с современными направлениями химической термодинамики: разработкой новых функциональных материалов, исследованием энергосберегающих технологий, особенностями фазовых переходов и процессов теплообмена. Каждая игра имеет свой формат
и динамику, но объединяет их одно – возможность применить знания на практике в увлекательной, соревновательной форме.
Ниже представлены описания командных игр, проведенных в рамках Образовательной программы по термодинамике 2025 года, и материалы, необходимые для их проведения, которые разработаны педагогами специально для обучающихся дополнительных образовательных программ
по термодинамике.
Интеллектуальная игра «Поле чудес» проводится по правилам классической телевизионной игры, адаптированной
под тематическое содержание курса по термодинамике. Она направлена на обобщение и проверку знаний, полученных школьниками в ходе лекций, семинаров и практических занятий. Тематика вопросов может охватывать:
– основные законы и параметры термодинамики;
– процессы теплообмена и фазовые переходы;
– устройство и назначение термоанализаторов;
– свойства веществ и материалов, рассматриваемых в рамках исследовательских проектов;
– исторические факты и сведения о выдающихся ученых, внесших вклад в развитие термодинамики.
Подготовка к игре
Оборудование:
1) cтолы по числу команд и стулья по числу участников игры;
2) ноутбук с игровым полем и экран для вывода зашифрованного слова;
3) мультимедийный экран для отображения барабана;
4) флипчарт или доска и маркеры для фиксирования набранных очков;
5) карточки с заданиями для «Сектор Р».
Подготовить игровое поле можно, создав свой собственный барабан для «Поля чудес» на сайте wordwall.net/ru.
Ячейки для слова можно оформить в Microsoft Powerpoint.
Правила игры
В игре могут участвовать от 2 команд, в которые входят по 3–6 игроков. Все участники делятся на команды с равным количеством человек. Например, если в игре участвуют 25 человек – можно сформировать 5 команд по 5 человек.
Участники делятся на команды, вытягивая листок с номером.
Продолжительность игры – 90 минут. Игра включает от 3 до 5 раундов, точное количество зависит от скорости, с которой команды дают ответы и отгадывают слова. В каждом раунде задаются вопросы различной сложности.
Запрещается пользоваться мобильными телефонами или другими подсказками.
Ведущий объясняет правила игры, отвечает на уточняющие вопросы, комментирует ход игры и оглашает ее результаты. Координаторы наблюдают за порядком в аудитории, ведут подсчет очков, выводят на экран правильно открытые буквы.
Для игры достаточно 3 координаторов, один из которых записывает на доске (флипчарте) количество набранных очков, второй выводит на экран угаданные буквы.
Ведущий зачитывает вопросы, связанные с термодинамическими понятиями, законами, явлениями и применениями термодинамики в реальных технологиях. Ответ на каждый вопрос зашифрован в виде слова или словосочетания, которое участники открывают по буквам. Назвать слово целиком можно в том случае, если на экране открыто три или более букв.
Правила барабана
На барабане, помимо секторов с числом очков, могут выпасть специальные сектора:
«Сектор ×2» – при верном названии буквы заработанные командой очки удваиваются.
«Сектор Р» – команда вытягивает карточку с дополнительным заданием (например, придумать рекламу на заданную тему, отгадать ребус, исполнить танец и т. п.). На выполнение задания дается одна минута. За успешное выполнение задания команда получает 1000 очков и право открыть букву; если участники не справляются с заданием или отказываются его выполнять, ход передается следующей команде.
«Сектор Б» – «банкрот». Счет команды уменьшается на 1000 очков, и ход передается следующей команде.
«Сектор +» дает команде право открыть любую букву, назвав номер буквы в слове (если эта буква встречается несколько раз, то открываются все).
«Сектор Ноль» – набранные очки не сгорают, но ход передается другой команде.
«Сектор Приз» – команда может выбрать: продолжить игру или взять приз. Если возьмет приз, то в этом раунде отгадывания слова она не участвует.
Ход игры
1-й раунд. На одном экране демонстрируется барабан, ведущий вращает барабан для первой команды и зачитывает задание. На втором экране появляются пустые ячейки по количеству букв в загаданном слове. Команда называет букву: если ответ верный – ей начисляются очки, указанные на выпавшем секторе, и крутит барабан дальше; если ответ неверный – ход переходит к следующей команде. Координатор записывает набранные очки в режиме реального времени на флипчарте или доске. Раунд завершается, когда одна из команд полностью отгадывает слово.
2-й раунд. На барабане снова представлены секторы. Начинает команда, набравшая наибольшее количество очков в 1-м раунде. На втором экране показывается новое зашифрованное в ячейки слово; правила соответствуют первому раунду.
Следующие раунды повторяют предыдущие, при этом задания и сложность вопросов постепенно повышаются. Количество раундов зависит от темпа игры. Команда с наибольшим количеством очков по итогам всех раундов выходит в Суперигру.
Суперигра. На экране – зашифрованное слово. Ведущий зачитывает финальное задание. Команде предоставляется право открыть три любые буквы по своему выбору, дается 1 минута на обсуждение и озвучивание ответа. Если ответ верный, команда считается абсолютным победителем.
Интерактивная командная викторина «Своя игра» проводится по правилам классической телевизионной игры, адаптированной под тематическое содержание курса по термодинамике. Игра помогает участникам не только проверить свои знания,
но и научиться рассуждать, быстро принимать решения, работать в команде, использовать логику и интуицию.
Так как изучение фазовых диаграмм не входит в школьный курс химии, проведение игры с данным содержанием можно планировать в рамках дополнительной образовательной программы по термодинамике после лекций и практических занятий по темам:
– основы термодинамики;
– приложения термодинамики;
– экспериментальные методы.
Также предполагается, что в рамках дополнительной образовательной программы школьники работали над одним из проектов: «Теплоаккумуляторы и энергосберегающие материалы», «Эмульсии», «Стекла», «Сплавы», «Лекарственные препараты»,
– и обладают базовыми знаниями по этим темам. Так как команды формируются методом жеребьевки, то в состав каждой команды будут входить участники с разными познаниями, которыми они могут делиться в процессе игры.
Подготовка к игре
Оборудование:
1) столы по количеству команд и стулья по числу участников игры;
2) ноутбук с игровым полем и экран для отображения вопросов;
3) флипчарт или доска и маркеры для фиксирования набранных очков;
4) сигнальные кнопки по количеству команд;
5) бланки и ручки для финального раунда.
Подготовить игровое поле можно двумя способами:
1) при помощи Microsoft Powerpoint создать презентацию, которая будет содержать гиперссылки между слайдами с вопросами-ответами и иконками стоимости вопросов;
2) при помощи редактора SIquester создать пакет вопросов, чтобы играть через приложение SIgame. Тогда каждая команда использует свой ноутбук – этот вариант подходит для дистанционного формата игры.
Правила игры
В игре могут участвовать от 3 команд, в которые входят по 3–6 игроков. Все участники игры делятся на команды с равным количеством человек.
Например, если в игре участвуют 24 человека, можно сформировать 4 команды по 6 человек. Команды делятся жеребьевкой, вытягивая листок с цветом команды: синий, красный, зеленый, желтый. Им выдаются кнопки, которые издают звуковой сигнал при нажатии. При отсутствии кнопок сигнал можно подавать хлопком в ладоши.
Продолжительность игры – 90 минут. Игра состоит из трех раундов и финала. В каждом раунде задаются вопросы различной сложности, стоимость вопросов (количество очков за правильный ответ) определяется по темам.
Каждый раунд продолжается до тех пор, пока в нем не будут разыграны все вопросы.
Ведущий объясняет правила игры, отвечает на уточняющие вопросы, комментирует ход игры и оглашает ее результаты. Координаторы наблюдают за порядком в аудитории, ведут подсчет голосов. Их численность варьируется в зависимости
от количества команд. На 4 команды достаточно 3 координаторов, один из которых записывает на доске (флипчарте) количество очков, которое набирает та или иная команда. Все темы, вопросы и их стоимость выводятся на экран. Также
на экране по сигналу ведущего появляется и правильный ответ.
Среди обычных вопросов есть «Кот в мешке» и «Безопасный вопрос».
Команда, которая открыла «Кота в мешке», передает обязанность ответить на этот вопрос другой команде (на свой выбор). Тема вопроса может отличаться от изначально выбранной.
На «Безопасный вопрос» в первую очередь отвечает команда, которая открыла этот вопрос. В случае верного ответа команде будет начислена двойная стоимость вопроса, в случае неверного ответа очки не снимаются.
1 раунд. На экране список тем и стоимость вопросов. Ведущий выбирает первую тему, игроки выбирают стоимость, после чего на экране появляется вопрос. Та команда, которая знает правильный ответ, нажимает на сигнальную кнопку и после этого озвучивает свою версию. В случае правильного ответа очки начисляются на счет команды, она получает право выбрать следующий вопрос.
В случае неверного ответа стоимость вопроса снимается со счета отвечавших (очки отнимаются и команда может
«уйти в минус»). В этом случае другие команды имеют право нажать кнопку и дать свой ответ на прозвучавший вопрос.
Если в течение пяти секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает та же команда, что выбирала и предыдущий.
Та команда, которая ответила верно, зарабатывает очки и выбирает следующий вопрос.
Темы:
Химия и жизнь
Химические элементы
Температуры
Порядок
АГРАМАНМА
Стоимость вопросов для 1 раунда: 100, 200, 300, 400 и 500 очков.
2 раунд. На экране новый список тем и стоимость вопросов. Начинает команда, которая набрала больше всего очков
в 1 раунде. Она выбирает тему и стоимость, на экране появляется вопрос. Далее действуют правила, как в 1-м раунде.
Темы:
Химия и жизнь
Химические элементы
Великие ученые
Единицы измерений
Вещества и элементы вымышленных вселенных
Стоимость вопросов для 2 раунда: 200, 400, 600, 800 и 1000 очков.
3 раунд. На экране новый список тем и стоимость вопросов. Начинает команда, которая набрала больше всего очков
в предыдущих раундах. Она выбирает тему и стоимость, на экране появляется вопрос. Далее действуют правила, как в предыдущих раундах.
Темы:
Химия и жизнь
Приборы
АГРАМАНМА
Химические элементы
Газы
Стоимость вопросов для 3 раунда: 300, 600, 900, 1200 и 1500 очков.
Финал. Участвуют те команды, которые подошли к финалу с положительным результатом (без минуса на счете). Участники видят на экране темы (от 5 до 10 тем на усмотрение организаторов игры) и делают ставки (предлагают стоимость верного ответа на вопрос), которые они пишут на бланках и должны передать ведущему.
Стоимость должна быть больше нуля и меньше/равна счету команды.
Темы:
Животные
Песня
Полимер
Нобелевская премия
Так говорил Ландау
Сочи
На размышление отводится 30 секунд, ведущий собирает листы со ставками.
Затем команды по очереди называют темы, которые им не нравятся, начиная с команды с наименьшим счетом. Ведущий убирает эти темы с экрана до тех пор, пока на экране остается только 1 тема. Когда ведущий открывает вопрос из этой темы, участники команд думают над ответом и пишут его на бланке. Ведущий собирает бланки и только потом озвучивает правильный ответ и ставку (стоимость, которую указала каждая команда за правильный ответ). В случае правильного ответа команда зарабатывает указанное количество очков. В противном случае очки вычитаются со счета команды. В игре побеждает та команда, которая набрала больше всего очков.
Игра «Читаем фазовую диаграмму» – это командное динамичное состязание, направленное на закрепление освоенного материала, повышение уровня понимания фазовых превращений веществ, умения анализировать графическую информацию, развитие критического мышления и навыков построения отношений внутри коллектива.
Так как изучение фазовых диаграмм не входит в школьный курс химии, проведение игры с таким содержанием можно планировать в рамках дополнительной образовательной программы по термодинамике после лекций и практических занятий по темам:
– фазовые превращения;
– фазовые диаграммы двухкомпонентных систем;
– химические равновесия.
Подготовка к игре
Комплект материалов (для 1 команды):
1) листы с диаграммами для 1 раунда;
2) пазлы (разрезанные на небольшие фрагменты листы) с диаграммами для 2 раунда;
3) карточки с заданиями для 3 раунда;
4) карточки с набором слов для 4 раунда;
5) листы для решения заданий, ручки, карандаши.
Оборудование:
1) столы по числу команд и стулья по числу участников игры;
2) флипчарты или доски и маркеры по числу команд.
Правила игры
В игре могут участвовать от 2 команд, в которые входят по 3–6 игроков. Все участники игры делятся на команды с равным количеством человек.
Например, если в игре участвуют 25 человек – можно сформировать 5 команд по 5 человек (жеребьёвкой, вытягивая листок
с номером команды).
Продолжительность игры – 90 минут. Игра состоит из четырех раундов с разным форматом заданий, позволяющих задействовать у игроков разные типы мышления и восприятия информации.
Ведущий объясняет правила игры, отвечает на уточняющие вопросы, комментирует ход игры и оглашает ее результаты.
Координаторы наблюдают за порядком в аудитории. Их численность варьируется в зависимости от количества команд.
На 5 команд достаточно 4 человека. Координаторы размещаются в разных сторонах аудитории.
По сигналу ведущего команды приступают к выполнению задания первого тура. После оценки решения и оглашения результатов ведущий объясняет правила второго тура, по его сигналу команды приступают к выполнению задания и так далее.
1 раунд. «Вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя?»
На выполнение задания отводится 20 минут.
Внутри каждой команды участники делятся на две подгруппы: из 3 и из 2 человек.
Каждая подгруппа получает задание с разным уровнем сложности – нарисовать фазовую диаграмму по образцу:
– меньшая по составу подгруппа (2 человека) получает более сложную диаграмму;
– большая (3 человека) – более простую.
Участники становятся в колонну, первый лицом к доске (флипчарту). Последний участник подгруппы получает изображение диаграммы на листе А4. Он должен воспроизвести рисунок пальцем (или обратной стороной карандаша) на спине следующего участника. Этот участник, не видя оригинала, повторяет то, что чувствует, на спине следующего. Тот, кто стоит первым в цепочке, рисует итоговую диаграмму на флипчарте.
После завершения задания результаты сравниваются с оригиналом.
Побеждает та команда, у которой итоговый рисунок наиболее точно совпадает с исходной диаграммой. Она получает количество баллов, равное количеству команд. Команда, которой присваивается второе место, получает 1 балл меньше и так далее. Например, если в игре участвуют 5 команд, очки буду распределены следующим образом:
1 место – 5 баллов,
2 место – 4 балла,
3 место – 3 балла,
4 место – 2 балла,
5 место – 1 балл.
2 раунд. «Монетные сплавы»
Командам предлагаются разрезанные на 28 кусков фазовые диаграммы сплавов, которые используются для чеканки и литья монет и медалей. Каждая команда получает случайным образом 28 пазлов. Задача – собрать одну целую диаграмму. Кусочками можно и нужно меняться между командами, но не простым бартером, а по правилам рыночной торговли.
Выигрывает та команда, которая первой соберет полноценную диаграмму. Распределение баллов происходит аналогично первому раунду.
После окончания выполнения задания ведущий предлагает участникам обсудить, где именно используют тот или иной сплав.
3 раунд. «Живые картинки»
Каждая команда вытягивает задание изобразить фазовую диаграмму (или ее фрагмент), после чего они представляют свои варианты, а остальные должны как можно быстрее угадать, что изобразила команда.
Возможный вариант: 1-я команда предлагает набор предметов, которые должны вызвать у 2-й команды ассоциацию с фазовой диаграммой определенного типа. Третья команда должна изобразить «живую» картинку, а 4-я – угадать, что это за диаграмма.
Команда, которая первой называет загаданную фазовую диаграмму (или ее фрагмент), получает 1 балл.
4 раунд. «Поэма о фазовой диаграмме» (буриме)
Каждая команда получает набор слов, используя которые, надо составить четверостишие, связанное с фазовой диаграммой и «Сириусом».
В раунде побеждает та команда, которая быстрее и лучше справилась с поставленной задачей. Она получает количество баллов, равное количеству команд. Команда, которой присваивается второе место, получает 1 балл меньше и так далее. Например, если в игре участвуют 5 команд, очки буду распределены следующим образом:
1 место – 5 баллов,
2 место – 4 балла,
3 место – 3 балла,
4 место – 2 балла,
5 место – 1 балл.
Победителями игры становятся участники команды, набравшей в сумме наибольшее количество очков.
Материалы
Диаграммы для 1 раунда
Пазлы для 2 раунда
Пример фазовой диаграммы для 3 раунда
Пример задания для 4 раунда