Партнером цикла выступает Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», осуществляющий исследования и разработки по широкому спектру направлений современной науки и технологий: от энергетики, конвергентных НБИКС-технологий и физики элементарных частиц до высокотехнологичной медицины и информационных технологий.
Участники проекта узнают о революционных изменениях в сфере генетики, подробно познакомятся с новым методом редактирования генома CRISPR/Cas, основанном на иммунной системе бактерий, и смогут решить практическую задачу из области генной инженерии.
Все циклы программы «Уроки настоящего» 2022/23 учебного года
Задача «Уроки настоящего: редактирование генома» посвящена генной инженерии, которая представляет собой новое направление в сфере молекулярной биологии, получившее широкое распространение во многих сферах медицины и биологии относительно недавно.
Генная инженерия позволяет целенаправленно, по заранее намеченной программе, экспериментально модифицировать геном с использованием генетической информации из разных систем: вирусов, бактерий, растений, насекомых, животных и человека. Применяя методы генной инженерии, ученые способны модифицировать структуру генов, а также создавать гибридные гены.
В рамках цикла школьники познакомятся с методами и особенностями редактирования генома растений. Узнают, как сделать картошку устойчивой к колорадскому жуку и зачем ученые создали золотой рис.
Подробнее об этих и других вопросах рассказывается в лекции «Почему генетика перевернет мир?».
Спикер: Патрушев Максим Владимирович, заместитель руководителя Комплекса по научной работе Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»
Лекция
Проектная задача
На выбор предлагаются три задачи от экспертов:
Задача 1. Геномное редактирование
Установить последовательность действий при создании рекомбинантных плазмид бактерий.
Задача 2. Полимеразная цепная реакция (ПЦР)
Описать схему модификации генома растения — проведения анализа зараженности зерна с помощью ПЦР-теста.
Задача 3. Метод редактирования генома – CRISPR
Проанализировать растения вашего региона и определить, какие их свойства надо улучшить и для каких целей и задач.
Чтобы присоединиться к проекту «Уроки настоящего» руководитель студии — школьник-старшеклассник, желающий создать студию и самостоятельно собравший команду от 5 до 7 школьников 7–11 классов, — подает заявку на сайте scienceclass.sirius.ru и прикрепляет к ней согласие директора образовательного учреждения на организацию студии.
Заявки принимаются в течение всего учебного года (до 15 апреля 2023 года), но чем раньше студия присоединится к проекту, тем больше задач сможет решить и больше шансов будет на получение сертификата по итогу проекта.
После регистрации и одобрения заявки на платформе «Сириус.Курсы» участникам станут доступны материалы текущего цикла: подробное описание цикла, материалы лекций и онлайн-консультаций, материалы для дополнительного изучения, формулировка проектной задачи и план ее реализации, критерии и формат сдачи работ.
Если вы не успели решить задачи текущего цикла, не расстраивайтесь, продолжайте участвовать в проекте: новые задачи от компаний–партнеров появляются каждый месяц, до апреля включительно.
Выбирайте любую из предложенных задач и решайте в своих студиях! Желаем удачи!
Заместитель руководителя Комплекса по научной работе Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»
Преподаватель Высшей школы экономики, кандидат ветеринарных наук