Февральская смена в «Сириусе» собрала 93 юных фигуриста из спортивных школ восьми регионов. Более 20-ти мастер-классов для юных спортсменов провёл Виталий Юрьевич Москаленко, мастер спорта по лёгкой атлетике, чемпион России, тренер по физической подготовке команды Нины Михайловны Мозер.
Об особенностях работы с фигуристами в спортивном зале, тонкостях подбора упражнений и впечатлениях от занятий в «Сириусе» Виталий Юрьевич рассказал в интервью.
- Виталий Юрьевич, что Вы учитывали при формировании плана занятий?
- Всего было восемь команд. Тренировки я проводил с каждой из них. На первом — ознакомительном — занятии я оценивал уровень физической подготовки, с которым приехали ребята. У всех этот уровень был разный, поэтому нужно было искать упражнения, которые подойдут каждому фигуристу.
- На что делали акцент во время тренировок?
- Упор был на работу, связанную с фигурным катанием – это упражнения на развитие баланса, укрепление мышечно-связочного аппарата, совершенствование мышечной координации. На таких тренировках задействовано большое количество групп мышц, которые необходимы фигуристам для выполнения элементов программы.
- Общая физическая подготовка для фигуриста так же важна, как и тренировки на льду?
- Конечно. Перед выходом на лёд у спортсмена должен быть сформирован крепкий мышечный корсет, так как фигурное катание – это серьёзные нагрузки для организма. Количество тренировок зависит от периода подготовки. На первоначальном уровне это могут быть ежедневные занятия с возрастающей интенсивностью. В «Сириусе» с фигуристами мы занимались как общей физической подготовкой, так и специальной. Общая подготовка направленна на укрепление всех групп мышц, а специальная – на развитие именно тех, которые непосредственно задействованы при катании на льду.
- Почему недостаточно только специальной подготовки?
- По некоторым фигуристам видно, что они уделяют мало внимания общей подготовке – их катание на льду неэстетичное, «не слушается» корпус, некрасиво выглядят какие-то элементы, культура движения страдает. Это значит, что у спортсмена плохо развита та или иная группа мышц. Когда фигурист занимается общей физической подготовкой – исполнение номера смотрится гораздо лучше. Профессионал может с первых минут катания отличить чемпиона от того, кто занимает последние строчки.
- В группах были ребята разного возраста. Как Вы учли этот аспект в работе?
- К каждому ребёнку нужен был свой подход. Во-первых, я выбирал упражнения, которые подходили для разных возрастных категорий. Во-вторых, использовал специальные приёмы. К примеру, для упражнений с набивными мячами ребята выбирали мячи разного веса.
- В чём особенность занятий с детьми?
- В отличие от взрослых спортсменов, дети лучше воспринимают. Единственная сложность может заключаться в том, что юных спортсменов нужно заинтересовать. Игровой момент на тренировке очень важен. Когда ребята выполняют парные или командные упражнения – они перестают ощущать нагрузку, и тренировка становится более эффективной. Детям доставляет большое удовольствие взаимодействие друг с другом.
- При выполнении упражнений использовали какие-то атрибуты?
- Использовали всё то, что было в зале: мячи, фитболы, скамейки и другое. При этом с тренажёрами мы не работали. Считаю, что упражнения, которые ребята выполняют с собственным весом, на данный момент более эффективные. Это касается любого вида спорта. В школьном возрасте нужно сначала укрепить связки, сухожилия, а уже потом, когда тело будет подготовлено, можно использовать и штангу, и тренажёры.
- Какие у Вас впечатления от работы с ребятами?
- Я провожу мастер-классы в «Сириусе» во второй раз. Впечатления – самые положительные. Не все упражнения фигуристам давались легко, но дети старались, на занятиях ощущалась позитивная атмосфера. За время мастер-классов нам удалось добиться прогресса – уровень физической подготовки ребят заметно улучшился. Считаю, что Образовательный центр позволяет получить детям очень полезный опыт. Ребята имеют возможность пообщаться с известными тренерами и друг с другом. И самое главное – здесь создана модель работы, соответствующая профессиональному уровню.