Апрельская смена направления «Искусство» объединила в «Сириусе» воспитанников двух балетных школ Орловской и Ярославской областей. Дисциплины по направлению историко-бытового и народно-сценического танца, ритмике, актерскому мастерству 54 юных танцовщика осваивают под руководством ведущих педагогов страны. Одна из первых встреч в апреле состоялась с кандидатом искусствоведения, старшим преподавателем кафедры хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии (МГАХ) Светланой Борисовной Потёмкиной.
– Светлана Борисовна, какая тема была выбрана для лекции в рамках апрельской творческой смены?
– 23 апреля – день рождения Марии Тальони. На мой взгляд, было логично посвятить лекцию творчеству этой великой балерины XIX века. Оказалось, что с темой я угадала – к сожалению, это имя знали не все.
– Ее называют первой леди пуантов: фигура балерины в пачке стала классической именно после Марии Тальони?
– Да, для Марии Тальони был создан специальный костюм, превратившийся впоследствии в балетную пачку. К тому же именно Мария Тальони встала на пуанты, создав новый образ в балете, а в результате и новый стиль воздушного танца. Это было на премьере «Сильфиды», поставленной специально для Марии ее отцом, балетмейстером Филиппо Тальони.
– На лекции Вы как раз показывали ребятам знаменитую «Сильфиду»?
– Да, я показывала реконструкцию балета «Сильфида», осуществленную французским хореографом Пьером Лакоттом в 1972 году. Кстати, 1832 год – год премьеры «Сильфиды» – считается началом эпохи романтизма. Я рада, что у ребят была возможность увидеть этот балет и обменяться своими впечатлениями после просмотра.
– Вы в «Сириусе» не впервые и всегда стараетесь выйти за рамки обычного рассказа, сопроводив лекцию исторически важными видеосюжетами. По какому принципу Вы отбираете фильмы и что Вы уже успели показать ребятам?
– Темой моей первой лекции в «Сириусе» был «Спартак» Юрия Григоровича - визитная карточка Большого театра. В Год кино я показывала фрагменты по теме «Танец в кино», в канун Рождества – «Щелкунчик» Юрия Григоровича, отмечавшего в начале января свое 90-летие. Все чаще темы приурочены к знаменательным датам. Но вот в прошлый свой приезд я показывала фильм-балет «Галатея» Дмитрия Брянцева и Александра Белинского с Екатериной Максимовой и Марисом Лиепой в главных ролях. В основе фильма-балета известный миф о Пигмалионе и Галатее, а также пьеса Б.Шоу «Пигмалион». Автор и его творение, учитель и ученик – это особенная и очень важная тема для артистов балета.
– Когда Вы в следующий раз планируете визит в «Сириус» и о чем бы Вы еще могли рассказать юным артистам?
– Насколько я знаю, следующий мой приезд в «Сириус» планируется в мае. Но тема зависит от многих факторов, в том числе и от того, какая соберется смена, какими балетными школами она будет представлена. Самое главное, открыть для них через историю новые грани их будущей профессии, чтобы состоялся живой открытый диалог.