Традиционно к концу образовательной смены юные музыканты «Сириуса» собирают зрителей на концерт собственных сочинений. В апреле произведения разных жанров и стилей школьники создавали под руководством композитора, заслуженного работника культуры РФ, члена Союза композиторов Санкт-Петербурга Наталии Карш.
– Многие из юных музыкантов никогда раньше не сочиняли. Для начала я дала им сыграть произведения, которые они раньше не исполняли: Игоря Стравинского, Белу Барток, нашего петербургского композитора Валерия Гаврилина. Старалась вселить в ребят веру в то, что они делают. Чтобы они через исследование себя, через исследование созвучий, учились творить. И конечно, не забывала о своде правил. Как у композитора и музыковеда у меня накоплен определенных багаж, и те рецепты, которые знаю сама – передавала им. Чтобы они продумывали следующий шаг, выясняли, что такое кульминация, гармония, полифония. Они старались, они талантливые, – рассказала Наталия Николаевна.
Всего в творческом вечере прозвучало 27 лирических и современных произведений, посвященных природе, космосу, литературным героям и сказкам.
– Написала квартет (скрипка, виолончель). Тема сочинения возникла еще в декабре, у меня была всего одна строчка – пиццикато, ради которого все задумалось и которое стало основой целого произведения. Квартет написан в английском стиле. Называется «КВО», что значит «крутое вероятное отклонение». То есть, отклонение от классического жанра, – рассказала Меланья Точилова (12 лет, город Санкт-Петербург).
– Я сочинил каприс для скрипки соло – произведение академической музыки, написанное в свободной форме. Писать я его начал в «Сириусе» после первого занятия по композиции. Изначально хотел сочинить его в другом жанре, но Наталия Николаевна предложила жанр танцевальный – и у меня очень хорошо получилось. Вдохновило море. Я даже хотел назвать мелодию «Танец моря». Но в итоге решил оставить «Каприс для скрипки соло», – поделился Аркадий Василенко (12 лет, город Омск).
Выступлениями ребят Наталия Карш осталась довольна. «Справились хорошо. Ведь воспитание композиторов – это кропотливая, «ручная» работа. Надо обязательно заниматься с каждым по отдельности, индивидуально. Мы сработались, даже не хватало уроков: встречались по вечерам, обсуждали сочинения, говорили о музыке. А некоторые произведения мы вообще меняли и дописывали в ходе генеральной репетиции. Прямо перед концертом. Так что творческая программа прозвучала практически «с колес», – подытожила педагог.