help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В рамках июльской образовательной программы «Большие вызовы» в «Сириусе» реализуется 12 научных проектов из разных областей – космоса, микромира, океана, нанотехнологий, энергетики, персонализированной медицины. Куратором одного из направлений – «Когнитивные исследования» – стала доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Заслуженный работник высшей школы и Заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук и лабораторией когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Владимировна Черниговская.

Когнитивные исследования являются мощным и эффективным инструментом исследования сознания и мозга человека, за которыми скрывается много загадок и парадоксов. Разобраться в них знаменитый российский психо- и нейролингвист предложила на своих лекциях. Педагог провела для юных исследователей цикл встреч по темам восприятия окружающего мира в сознании человека, соотношения сознательных и бессознательных процессов, роли генетики и обучения в формировании личности человека.

О том, как участники проектной программы справляются с изучением новой научной области, Татьяна Владимировна рассказала в интервью. 

– Татьяна Владимировна, Вы курируете работу направления «Когнитивные технологии», внутри которого ребята вместе с педагогами работают над двумя проектами. Можете рассказать о них?

– Первый называется «Психолингвистическое исследование восприятия текстов». Это про методики ключевых слов, методики лакунарных текстов, методики семантического дифференциала, методики регистрации движений глаз при чтении.

– Объясните, в чем суть.

– То, как мы читаем текст, и то, как мы его воспринимаем, – разные вещи. Чтение основано на зрительном восприятии, различии и узнавании букв. И ребята попытаются разобраться, все ли буквы равны в строгом пространстве текста или иные несут большую нагрузку? Есть буквы, которые можно и вовсе убрать, и никто этого не заметит. В развитых странах часто встречаются проблемы с нарушениями чтения и письма, и так как число людей с дисграфией и дислексией растет, очень интересно проследить, как реагирует мозг на процессы чтения у людей без нарушений и с нарушениями. Также ребята должны будут выяснить, существуют ли различия в восприятии информации, представленной в стандартном текстовом формате и в формате инфографики.

– Каким образом школьники будут проводить подобного рода исследования?

– Например, с помощью прибора Eye Tracking, который распознает зрачок человека, определяет место, куда направлен взгляд, и фиксирует микродвижения глаз во время чтения. Этот прибор стоит в лабораториях «Сириуса» и очень им пригодится. Eye Tracking – это очень мощная техника, которая распознает важную информацию: как действует внимание, как работает память, с какой скоростью и последовательностью человек читает или рассматривает картинки. Мы будем выяснять, признаками чего являются перечисленные нарушения.

– Правда ли, что второй проект, который юные исследователи реализуют в «Сириусе», тоже является одним из важнейших направлений психолингвистики? 

– Второй проект называется «Экспериментальное изучение ментального лексикона читающего».  Главные вопросы, которые он поднимает, состоят в следующем: как у нас в голове хранятся слова и как при порождении и восприятии речи мы можем осуществлять к ним доступ, по каким правилам мы выстраиваем тексты и какой текст - обычный или графический – лучше нашим мозгом воспринимается. Многие важнейшие вопросы ментального лексикона остаются в науке нерешенными. И на этом проекте педагоги будут знакомить участников с основными подходами и экспериментальными методиками в этой области. У ребят должно сложиться четкое представление об исследованиях, проводимых сегодня в когнитивных науках.

– По возрасту ли школьникам эти исследования?

 – По возрасту. Конечно, им предложены довольно сложные лингвистические проекты. Некоторые школьники кое-что о них знали, другие столкнулись впервые. В каком-то смысле это моделирует ситуацию современной науки, когда разные области знаний синтезируются и приходится сталкиваться с объектами, которые нуждаются в исследовании. И эти школьники оказались перед решением задач, о которых они никогда не слышали. Но у них пытливый ум, он приведет их куда надо. Главное, помнить, что надо всегда задавать вопросы, как бы парадоксально они ни звучали. Надо спрашивать и постараться выбить из светил науки, которые с ними занимаются, как можно больше информации, и тогда у них все получится.

– Что Вам, как педагогу, дает общение с воспитанниками «Сириуса»?

– Во мне сильное чувство ответственности за этих ребят. Во-первых, я считаю, что должна всячески поддерживать их. Во-вторых, мне правда интересно общаться с ними. Они заставляют меня о многом задуматься и задают вопросы, на которые я не всегда могу ответить. И вряд ли смогу. Эти школьники хотят все знать и поднимают действительно важные темы. Я радуюсь, когда вижу смышленого молодого человека, который может в ближайшем будущем оказаться сильнее, чем я.   

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!