В рамках проекта «Будущее авиации» направления «Беспилотный транспорт и логистические системы» участникам нужно было занять фрезеровочный станок на целых трое суток непрерывной работы. Более 70 часов аппарат работал, чтобы в проекте появилась оснастка для композитного крыла.
Про проект
Перед авиацией стоит сейчас много различных задач, и одна из них — это внедрение аддитивных технологий в промышленное производство деталей самолета, то есть, благодаря развитию 3D-принтеров, на них стало возможно печатать из специальных материалов нужные части беспилотных летательных аппаратов. Руководитель проекта, преподаватель московского Кванториума, техник Филиала ПАО «Компания "Сухой" ОКБ "Сухого"», сотрудник научно-исследовательского отделения кафедры 101 Московского авиационного института Сергей Ершов говорит, что «проект заключается в том, чтобы школьники с нуля провели полный цикл создания самолета. Для этого мы привезли сюда только материалы, у нас никаких заготовок не было. Сначала мы обучили их 3D-моделированию в специальной программе, потом распределили, кто какие части будущего самолета смоделирует. Всего у нас 14 человек, и мы предложили разделиться на три группы — первая делают фюзеляж, вторая делает крыло, третья технологические оснастки. Получается, что у нас повторяется работа настоящего конструкторского бюро. После того, как школьники сделали 3D-модель, ее нужно напечатать, поэтому они еще и печатают, изготавливают их на различных станках. За 17 дней мы полностью сделали электронный макет самолета, а технологическую оснастку мы фрезеровали последние три дня. Остается только собрать летательный аппарат с управляемой системой ориентации и стабилизации в воздухе, отладить все и запустить. Не факт, что к презентационному дню он уже будет парить, но мы постараемся».
Про изготовление беспилотника
«Более трех суток мы фрезеровали оснастку для крыла. Это такая «матрица», в которую укладываются композиты (различные вещества выкладываются послойно). Изготовление оснастки позволяет серийно производить это крыло. То есть если привезти нужный материал, на этой оснастке можно «штамповать» крылья каждый день — мы внедрили технологию серийного производства в Сириусе. И сегодня мы уже сделаем первое крыло по этой оснастке», — рассказывает Сергей.
«Оснастка — важнейшая деталь нашей работы, и мы уделили ей очень много времени. Так как в Сириусе небольшой станок для фрезерования, это было долго — почти 100 человеко-часов мы потратили на изготовление оснастки. На промышленном станке можно было поставить ее работать, через сутки прийти и забрать готовое изделие, а тут надо было каждый день переставлять, переворачивать. Но мы поставили перед собой сложные задачи, к которым сейчас успешно идем. Кстати, размах крыла у нас 2 метра, длина фюзеляжа 880 мм».
Про школьников
«Меня поражает уровень школьников, я не думал, что они тут такие. С ними очень просто работать. Мы думали, что за ними придется больше переделывать», — делится Сергей. — Даешь им задание, а они быстро с ним справляются, при этом четко понимают, что ты от них хочешь. Участникам просто все очень интересно, они не сидят на месте. Их не надо заставлять работать, потому что они выросли в быстрый век цифровых технологий. Они сами подходят и предлагают нам, мол а давайте это сделаем, давайте вот это. Они в Сириусе просто очень активные».
Валерия Лобанова из Иркутской области делится впечатлениями от пребывания в «Сириусе»: «Я выбрала этот проект на презентации, потому что сделать самолет самим — это интересная задача! Мне нужно было придумать, как сделать оснастку для крыла, само крыло, как потом собрать фюзеляж, а затем соединить все детали, чтобы полностью собрать летательный аппарат. Я немного переживаю из-за сроков, что мы не все можем успеть. Но у нас лучший проект, и я верю, что все получится».
Александр Дремов из Москвы рассказывает, что перед школьниками изначально стояла задача не только разработать и сконструировать беспилотник, соответствующий современным требованиям. Кроме этого, нужно было применить топологическую оптимизацию, то есть облегчить детали так, чтобы они не потеряли в прочности, использовать бионический дизайн. «Еще мне необходимо было научиться работать в программах 3D-моделирования, например, SolidWorks, научиться работать с 3D-принтером, а также изучить основы аэродинамики. Этот проект интересен, потому что он соединяет несколько моих интересов — авиамоделирование, конструирование, прототипирование и электротехнику. Благодаря проекту я смогу лучше узнать эти области и выбрать, в какой дальше работать».
Материал подготовила Анастасия Сваровская (Университет ИТМО)