8 (800) 100 76 63

В ноябре в «Сириусе» многое посвящено одному из лучших творений Петра Ильича Чайковского – знаменитому балету «Лебединое озеро». Созданный 140 лет назад, он до сих пор остается непревзойденным эталоном мастерства хореографического искусства и символом русской культуры.

Сейчас сложно представить, что премьера балета, состоявшаяся на сцене Большого театра в 1877 году, тогда оказалась провальной. Признание пришло, когда в 1895 году спектакль о заколдованной девушке, влюбленном принце и злом волшебнике поставили два выдающихся балетмейстера – Мариус Петипа и Лев Иванов. Тогда с Мариинского театра и началась долгая сценическая жизнь «Лебединого озера». Но в конце XX века на мировых площадках стали появляться новые интерпретации «Лебединого озера», не имеющие отношения ни к классике, ни к постановочным традициям.

Обо всем этом – лекция кандидата искусствоведения, педагога кафедры хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии, заведующей отделением «Музей-квартира Г.С.Улановой» Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина Оксаны Карнович.

– Мне очень хотелось познакомить ребят с историей этого шедевра, а она у него богатая и интересная. Важно было показать, что «Лебединое озеро» имеет много талантливейших версий, отличных от той канонической редакции, которую мы все знаем. Наша встреча о том, как за более чем столетие балет сохранил свои лучшие традиции, а также обрел новые формы и состояния, – рассказывает педагог.

Так в поисках новых смыслов выдающийся британский хореограф и режиссёр Мэтью Борн «сделал» всех лебедей в балете мужчинами, а у признанного мастера балетного авангарда Матса Эка «Лебединое озеро» – гротескно-пародийное, но в тоже время, не лишенное глубокой драмы.

– Кто бы мог подумать, обезличенные и неуклюжие лебеди Матса Эка, вышедшие из воды на сушу, окажутся такими прекрасными! А ведь и правда, лебеди грациозны только на воде – по земле они ходить совсем не умеют, как косолапые цыплята. Просто невероятная техника и пластика! Даже не представляла, что существует такая замечательная версия «Лебединого озера», – делится впечатлениями 12–летняя Минаш Калдарбаева из Якутска. В «Сириусе» школьница занимается на направлении «Хореография» и мечтает когда-нибудь выйти на большую сцену в образе прекрасного лебедя.

Юному артисту балета Ивану Одинцову новое прочтение балета также понравилось, но классическая версия шедевра все же ближе. На лекции он узнал, что в 1969 году Юрий Григорович создал свою версию «Лебединого озера», сохранив фрагменты Петипа и Иванова, но ему пришлось отказаться от трагического финала. Свой замысел он осуществил только спустя много лет.

«И я считаю это правильным», – говорит Иван, – «Герои, сопротивляясь козням злого волшебника должны погибнуть в волнах озера. В этом вся драма, задуманная художником, и она по-настоящему прекрасна».   

Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2017 Фонд «Талант и успех»