В «Сириусе» прошёл двухдневный воркшоп по информационной культуре. Провела его Елена Геннадьевна Крылова – старший преподаватель высшей инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета, разработчик и преподаватель очных и дистанционных курсов Академии информатики для школьников при СПбПУ.
Умение ориентироваться в информационном поле, эффективное осуществление поиска необходимых данных, способность создавать и обрабатывать информацию являются одними из основных навыков современного человека. Многообразие форм восприятия и каналов информации позволяет определять ту форму работы, которая наиболее удобна для каждого. Несмотря на это, высоким уровнем информационной культуры обладает не каждый человек.
«Мы ежедневно работаем с информацией. Но даже страшно подумать, насколько неэффективно мы это делаем. И дети, и взрослые зачастую не могут пересказать длинный текст. Дочитав до конца, они забывают, что было в начале. Поколение, воспитанное гаджетами, в принципе отучается от активного восприятия информации. Видеолекции для них – самый комфортный формат, при этом информация в одно ухо влетает, а в другое вылетает. Мы совершенно не задумываемся о том, как подаем информацию, не задумываемся, как ее воспринимают другие. Этому нужно учиться», – комментирует Елена Крылова.
Цикл занятий состоял из практической работы. Задания стажеры выполняли на базе дистанционного курса программы «Академия информатики для школьников», разработанной в Санкт-Петербургском политехническом университете. Доступ к материалам курса у участников воркшопа сохранился, поэтому каждый может в дальнейшем познакомиться и с другими темами курса, использовать опубликованные материалы.
Первое занятие было посвящено работе с текстовой информацией, ее подаче, удобной для восприятия. Стажеры занимались анализом структуры текста, работали со средствами программ Microsoft Word и Microsoft Excel. Задания требовали большой включенности и внимательности.
«На занятиях я наконец научилась работать в Excel и Word. Оказывается я многого не знала. Было очень полезно узнать новое, ведь именно в текстовом редакторе я печатаю свои рассказы, эссе и статьи», – делится Яна Астахова, направление «Литературное творчество», 16 лет, г. Владивосток.
Второй день был посвящен технике поиска информации в сети. Разбившись на группы по два человека, школьники участвовали в «Инфомногоборье»: каждой паре стажеров давался ряд вопросов, ответы на которые они могли найти в интернете, получить при работе с таблицами в Excel, или дать, основываясь на собственном опыте. Задания подбирались под каждое образовательное направление – на воркшопе занимались и физики, и информатики, и стажеры «Литературного творчества».
Очевидно, что созданием текстов занимаются не только литераторы. Грамотное написание научно-исследовательской работы – один из шагов к участию в конференциях и семинарах, поддержке своих проектов, и даже получению грантов. Поэтому стажеры воркшопа также получили методичку по созданию научно-технического текста. «Когда мы создаем технический текст, в рамках определенных стандартов тут особо не разгуляешься. Но можно разгуляться при создании небольшой статьи, материала для блога. Текст может быть достаточно академичным, но при этом читабельным и удобным» – считает Елена Крылова.