Молодые литераторы подготовили научно-фантастический доклад на тему «Человечество через 30 лет. Окно в будущее», заказчиком которого выступил журнал «Русский Репортер».
На апрельской образовательной программе учащиеся «Литературного творчества» занимались литературным проектированием. В рамках модуля «Научная фантастика» для школьников были подготовлены кейсы: «Человек и природа», «Человек и робот», «Человек и искусственный интеллект», «Человек и его ценности», «Человек и первый контакт». Задание в следующем: предложить собственные варианты развития событий через 30 лет с опорой на научные статьи, фантастическую литературу и кинематограф.
Работа велась на протяжении пяти дней. Ребята анализировали литературные и научные источники, создавали собственные сценарии и занимались их презентацией. В научно-фантастических докладах цитировались тексты литературных классиков: «Двухсотлетний человек» Айзека Азимова, «Спонтанный рефлекс» братьев Стругацких, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, произведения Рэя Бредбери. Школьники обращались к научным трудам английского физика, теоретика и космолога Стивена Хокинга и к форсайт-исследованиям современных футурологов.
– В начале работы над проектом мы задались вопросами: какие у роботов могут быть права и смогут ли они создавать семьи? Ответы были оформлены в «законопроекты для конституции будущего», – поделилась Мария Соловьева (Калужская область, 15 лет).
Вторая команда искала ответы на вопросы: как за десятилетия изменятся человеческие взаимоотношения, будет ли свобода считаться ценностью, захочет ли человек сохранить свою культуру, историю и искусство? Третья группа выясняла, грозит ли Земле экологическая катастрофа, подчинит ли человек себе природу, изменят ли медицинские открытия нашу жизнь? Над тем, был ли на самом деле первый контакт человека с инопланетной цивилизацией, каков внешний вид пришельца и как вести себя при встрече с ним, рассуждала четвертая команда, а вопросом, можно ли будет в будущем отличить искусственный интеллект от человеческого – пятая.
На защите проектов школьники представили свои сценарии будущего. Так, одним из событий 2048 года была презентация робота, который становится полноценным членом общества; в систему образования ввели обучающий курс «Как вести себя при встрече с инопланетным существом»; был сформирован социологический форум о ценностях прошлого, 2018 года, и настоящего, 2048; создана интерактивная пьеса, где актеры провели тест Тьюринга, который показал, может ли зритель отличить искусственный интеллект от интеллекта человеческого; запущена телепередача об экологии, напоминающая о десяти правилах сохранения природы.
– На наш взгляд, такие проекты очень значимы. В докладе мы развивали проблему человека и природы, разрушения окружающей среды. В передаче попытались отразить мир, в котором экология пришла в упадок. Надеемся, что это как-то повлияет на наше будущее, – сказала Ольга Соболь (16 лет, Красноярский край).
Образовательная программа подошла к концу, и за время ее работы молодые литераторы многое успели, а главное, в своих проектах смогли удачно применить литературные способности, научные гипотезы, идеи фантастов и собственное воображение для того, чтобы суметь ненадолго заглянуть в будущее.
Материал подготовлен: Софья Манухина, специалист по профильному обучению и методической работе (программа «Литературное творчество»)