help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В рамках «Космического урока» воспитанники Сириуса, участники инженерно-математических классов сочинские школьники, а также ребята из Томска, Новосибирска и Королева вышли на связь с Российским сегментом МКС через видеосвязь томской студии. Школьники смогли задать вопросы командиру экипажа МКС-58 летчику-космонавту и Герою России Олегу Кононенко, который сейчас находится в околоземном пространстве. Тема десятого по счету урока – «Наука и космос. Космические эксперименты».

Космос неразрывно связан с наукой. Масштабные исследования космического пространства начались во второй половине прошлого столетия. Основополагающий вклад внесли отечественные ученые и инженеры. Первый искусственный спутник Земли, запущенный в 1957-ом, первые фотографии обратной стороны Луны в 1957-ом, полет Гагарина вокруг Земли в 1961-ом, «космический дебют» Валентины Терешковой в 1963-ем, выход Алексея Леонова (впервые в истории) в открытый космос в 1965 и первый межпланетный перелет отечественной станции «Венера-3» в 1966-ом…

«Все эти достижения – итог и результат работы многих российских ученых, инженеров и конструкторов. Это был импульс для нового витка развития науки и техники, для создания новых научных коллективов, центров и институтов по всей стране», – отметила ведущая урока Татьяна Клименко (филиал ВГТРК ГТРК «Томск»).

Прежде чем связаться по радиосвязи с бортом МКС, она предложила школьникам рассказать о своей исследовательской работе. В фокусе интересов ребят – создание автоматического лунохода с оптическими датчиками и картой местности, применение лазерных технологий для изучения свойств атмосферы и дистанционное зондирование Земли.

Чтобы взглянуть на эти задачи шире, томские ученые из Института физики прочности и материаловедения показали ребятам видеосюжет о технологии сварки трением с перемешиванием («холодная» сварка). Для чистоты эксперимента один из таких образцов ранее был отправлен в лабораторию «Космические системы» «Сириуса», где и были проведены испытания алюминиевых образцов на вибростенде и испытания на изгиб. Видеотчет эксперимента воспитанники Образовательного центра показали своим сверстникам.

Подошло время выходить на связь с МКС. В прямом эфире Олег Кононенко. Первый вопрос школьников – об особенностях космической сварки.

– Многое, конечно, зависит от того, что вокруг глубокий вакуум, отсутствие воздуха, наличие радиации. Механические свойства шва получаются достаточно высокие, дефектов не больше, чем в земных условиях. Надеюсь, в будущем мне удастся провести такую операцию, – ответил космонавт.

– Участвовали ли вы в экспериментах по созданию новых материалов на орбите?

– Да, принимал и принимаю. Первым делом на ум приходит «Плазменный кристалл». Я участвовал в эксперименте, изучающем физико-химические процессы и материалы в условиях космоса: выращивание кристаллов и новых материалов в невесомости.

Также командир экипажа МКС-58 подробно рассказал школьникам о научной деятельности, которая сейчас ведется на МКС, в частности об эксперименте «Сферы» (Zero Robotics), суть которого – в отработке синхронизированного управления положением и переориентацией экспериментальных спутников в условиях невесомости.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!