Руководитель экспертной группы Управления развития и внедрения финансовых технологий Банка России Григорий Гашников в интервью школьникам, участникам Клуба журналистики, рассказывает о современных образовательных программах и финансовых технологиях.
– Григории Эдуардович, расскажите, как скоро случится переход к использованию биометрических данных для оплаты услуг?
– Думаю, повсеместным это станет в ближайшие 15 лет. Необходимо решить как технические, так и правовые вопросы. Но биометрия – одна из основных технологий повышения качества услуг ближайшего будущего.
– Сотрудничает ли Центробанк с вузами, школами и образовательными центрами в части программ по финансовым технологиям?
– Конечно. Мои коллеги из ЦБ на постоянной основе читают лекции во многих высших учебных заведениях. Также регулярно в школах для учеников и родителей проводятся уроки финансовой грамотности. Мы стремимся работать со всеми университетами, куда нас приглашают. Имеем представительства во всех регионах России и при необходимости способны проводить образовательные курсы в любом регионе. Еще у нас в ближайших планах открытие финтех-хаба на базе Сириуса. Первая учебная программа будет посвящена технологии распределенных реестров.
– Тогда немного ликбеза: что такое блокчейн?
– Блокчейн – одна из разновидностей технологии распределенных реестров, которая позволяют объединять людей в единую информационную сеть при помощи Интернета, чтобы проводить в этой сети различного рода договорные операции со сквозным порядковым учетом. Так, к примеру, на блокчейне базируются большинство современных криптовалют. Это обусловлено средой доверия участников друг к другу, децентрализованностью и прозрачностью работы таких сетей.
– А каково ваше мнение о криптовалютах? Могут ли они найти свое применение в российских компаниях?
– Непосредственно криптовалюты не подкреплены никакой материальной ценностью. Они фактически базируются на взаимном доверии пользователей блокчейн сети к информации о сделках, передаваемых друг другу. Не только Центральный банк России, но и многие Центральные банки мира относятся к криптовалюте насторожено по причине отсутствия необходимого уровня контроля за эмиссией и проводимыми с криптовалютой сделками. И, соответственно, к применению и возможному вхождению на финансовый рынок внешние, уже существующие, криптовалюты не будут допускаться.
Однако есть одна разновидность криптовалют, которая может получить поддержку регуляторов: так называемые StableCoin (вид электронных денег, которые привязаны к реально существующим ценностям, к примеру, к ценам на нефть или металлы). StableCoin может быть очень полезен для сырьевых бирж, упрощая торгово-денежные операции. Зачастую игроки таких бирж находятся в разных частях планеты, а стабилизированная валюта позволит избежать курсовой разницы и упростит процедуры взаиморасчетов. Для легализации StableCoin как одного из видов цифровых финансовых активов подготавливается в настоящее время специальный законопроект.
– Немного неожиданный вопрос: каким, по вашему мнению, качествами должен обладать студент/школьник, чтобы стать сотрудником ведущих российских компаний?
– Приведу личный пример: когда я был школьником, я учился по учебникам 60-х годов, содержащим фундаментальный базис знаний того времени, что сильно ограничивало мои представления о последних достижениях в областях науки и технологии. Сейчас обучение более интерактивное и задействует новую информацию, но сохраняется отставание материалов в школе от ежедневных достижений научного прогресса. Поэтому современным школьникам и студентам надо не упускать возможности получать дополнительное образование посредством публичных источников информации. Ученик должен развивать не только знания, но и умения быть быстрообучаемым.
– Бывают ситуации, когда человек невнимателен, или банк посодействовал тому, что в договоре крайне мелким шрифтом написаны очень важные условия. Как предостеречь себя от такого?
– Если речь идет о ситуациях, когда есть основания полагать, что банк нарушает закон по отношению к гражданину, то в таких случаях гражданину необходимо обращаться в Центральный банк с жалобой, на основании которой будет рассмотрена ситуация и в рамках законодательства принято соответствующее решение. Все договорные документы между клиентом и банком, являются, по сути, свидетельством того, что эта сделка была совершена, и если будет выявлен факт навязывания какой-то услуги или намеренного обмана, то сделку с помощью ЦБ можно будет оспорить.
– Что вас привлекает в своей работе?
– Ну, во-первых, возможность пообщаться с вами, мне это действительно интересно. Моя работа чем-то похожа на научно-исследовательскую – это возможность узнавать что-то новое, осваивать новые технологии, запускать проекты в масштабах целой страны, рассказывать об этом вам – это то, чем я хочу сейчас заниматься.
– Скажите, вы планировали с детства связать свою жизнь с финансами?
– Где-то в девятом классе я определился, что хочу заниматься компьютерами. Я читал много литературы, сначала пошел работать сборщиком компьютеров, потом системным администратором, затем занимался инфраструктурой серверов, после – проектами в области информационных систем. Далее 3 года был IT-директором в самой крупной компании страхования жизни в России. В каждой своей работе я находил новые точки развития. В начале своей карьеры я не планировал работать в страховании или банке, и думал, что моя жизнь будет связанна с компьютерами, но в итоге мои навыки и знания пригодились наиболее эффективно именно здесь.
– Какие специальности будут актуальны в сфере финансовых технологий в ближайшее время?
– Нужны будут специалисты, которые смогут стать связующим звеном между технологиями и бизнесом. Если вы обладаете необходимым багажом знаний, умеете правильно находить диалог с обеими сторонами, сформулировать общие конечные цели и мобилизовать всех к соглашению, то вы всегда будете востребованы.