Говоря о литературе двух последних десятилетий, исследователи отмечают идею «обнуления» и обновления всей ее парадигмы. Эпитет «новый» применяется относительно всех литературных явлений третьего тысячелетия. Появляются новые жанры, меняются стратегии читателей и писателей.
О том, какие перемены произошли в литературе, рассказала Мария Черняк – профессор Российского государственного педагогического университета имени Герцена, член экспертного совета программы «Литературное творчество».
Новая драма
Современные пьесы берут рупор актуальности, говорит Черняк. С нулевого года начинается «необычная» жизнь современной драматургии. Новая драма не похожа по построению на драмы классиков Чехова или Островского. Появляются такие имена, как Иван Вырыпаев, Евгений Гришковец, братья Пресняковы, Николай Коляда, Елена Гремина и Василий Сигарев.
Новая военная проза
Новая военная проза – это результат переосмысления исторических событий людьми, не являющимися свидетелями военных действий. Как утверждает ряд исследователей, новая военная проза тесно связана с псевдоисторизмом – феноменом, что мы наблюдаем сейчас, когда история создается по архивам, сфабрикованным реалиям и даже мифам. Возникает новая историческая правда, или, по терминологии философов «постправда».
Фанфики
Фанфики в (переводе с английского ‘fan fiction’) – это произведения, созданные фанатами по мотивам популярного произведения. В начале нулевых к фанфикам относились с опаской. Этот жанр появился благодаря бестселлеру «Гарри Поттер» и сейчас является одним из самых популярных в молодежной среде.
«Фейсбучный» роман
«Литературная жизнь перетекла в Facebook, стала, как в пушкинские времена, салоном, за жизнью которого подглядываешь через замочную скважиной соцсетей», – считают критики. Так в «салонной» среде Facebook, где люди стали активно обсуждать литературные новинки, и появился жанр «фейсбучного» романа, в основе которого лежит блог и его стилевые особенности.
Победители среди жанров
Самым популярным за последнее десятилетие стал жанр фэнтэзи. Связано это с тенденцией нулевых: читатель стремится к эскапизму – уходу в другую реальность (от английского escape – убежать, спастись). Именно поэтому одним из самых популярных сериалов последнего десятилетия стала «Игра престолов» – своего рода «Властелин колец» 10-х годов.
При этом наблюдается противоположная тенденция: у людей проявился интерес к жанру нон-фикшн, к документальным фильмам. Набирает обороты и биографический роман.
Еще один жанр, ставший популярным за последнее десятилетие, – лекции нобелевских лауреатов.
«Приговор» современному писателю
Если писатель не будет переключать свое внимание с текста на собственную презентацию в медиа, то ему попросту не выжить на литературном рынке. Писатель должен быть медийным. Участие в мероприятиях, общение с прессой, ведение блога и личных аккаунтов играет важную роль в создании имиджа.
Кстати, в Серебряном веке была похожая тенденция. К созданию легенды вокруг себя стремились и Сергей Есенин, и Владимир Маяковский, и Зинаида Гиппиус.
Новая цензура
Несмотря на исчезновение официальной правительственной цензуры в 1987 году, возникает новая цензура. К тому моменту издательское дело приобрело индустриальный размах вне рамок существующего рынка, и появилась власть издательского бизнеса над литературой.
Прежде всего издателей интересует, будет ли спрос на издаваемую книгу. Если нет, издательство, словно цензор, не пропускает произведение.
Книги без рукописей
Еще одна тенденция – аудиальность бумажных книг. Популярность набирают подкасты – тематические аудиопередачи.
В последнее время стали появляться аудиокниги, не имеющие печатного варианта. В России на такой эксперимент пошел Дмитрий Глуховский – автор апокалиптических романов «Метро 2033» и «Метро 2034» и реалистического романа «Текст». Писатель создал аудиотекст – сериал под названием «Пост», не имеющий бумажного варианта. При его создании Глуховский пошел не от напечатанного сценария, а от «голоса».
Текст: Ангелина Латыпова (МГУ имени М.В. Ломоносова)