help@sochisirius.ru

Одиннадцатиклассница Юлия Садыкова из Улан-Удэ несколько лет занимается исследованиями в сфере нанотехнологий. Девушка разработала систему антиобледенения для ветрогенераторов, модифицировала эмали для покрытий лопастей вертолетов, а сейчас в научной команде программы «Большие вызовы» работает над новым трендом солнечной энергетики – гибкими панелями. Юлия рассказала, с какими первыми трудностями столкивается школьник, начиная свой путь в науке, и как их преодолеть. 

Наука затягивает

С детства Юле Садыковой нравилось все анализировать, разбираться в окружающем мире, но серьезно заниматься наукой девушка начала только в восьмом классе после перевода в новую школу. Учительница физики Мария Магура познакомила Юлию с нанотехнологиями. Девушка решила попробовать себя в исследовательской деятельности и неожиданно увлеклась этим: «Спустя несколько месяцев работы над проектом поняла – затянуло. Я хочу стать ученым». Отличница, спортсменка (второй юношеский разряд по плаванию), Юлия не привыкла пасовать перед трудностями: пришлось побороть страх перед новым, стать увереннее, избавиться от боязни задавать вопросы.

«В исследованиях далеко не все получается сразу, нужно провести десятки, а то и сотни экспериментов, чтобы добиться желаемого результата, – объясняет Юлия. – Я очень переживала по этому поводу, но вскоре стала терпеливее».

За помощь и поддержку девушка благодарна своей школьной учительнице по физике и сотрудникам Бурятского государственного университета и Бурятского научного центра, которые руководили ее проектами: «Раньше мне казалось, что это катастрофа, если я чего-то не знаю или не могу сделать. Эти люди подарили мне уверенность в себе и усилили мотивацию заниматься наукой».

Наука требует много сил и времени, но Юлия научилась совмещать свои увлечения с проектной деятельностью. Школьница четко планирует свои действия, а справиться с сомнениями и усталостью ей помогает один и тот же вопрос: «А кто это сделает, если не я?».

«Сириус» помог выбрать профессию

Впервые в «Сириус» Юлия попала в 2019 году: прошла на направление «Нанотехнологии» программы «Большие вызовы», став финалистом Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». Проект Юлии был связан с модификацией эмали, которая используется для покрытий лопастей вертолетов. Исследование позволило выяснить, как повысить износостойкость материала и уменьшить вероятность поломок.

Летом 2019 года в «Сириусе» вместе с командой девушка разрабатывала систему антиобледенения для ветрогенераторов. В итоге ребятам удалось создать покрытие, которое предотвращает скопление льда на лопастях.

«“Сириус” – мой источник мотивации, именно тут я определилась со своей будущей профессией. Планирую стать материаловедом, – рассказывает Юлия Садыкова. – В Образовательном центре дети могут самостоятельно работать на современном оборудовании под руководством высококвалифицированных специалистов. Здесь мы учимся будущей профессии и проводим исследования, которые  действительно нас интересуют».

Разработать наносолнце

В этом году на конкурсе «Большие вызовы» проект Юлии снова стал одним из лучших. Девушка исследовала углепластик, который используется в самых разных областях – от изготовления спортивного инвентаря до аэрокосмической отрасли. Школьница пробовала изменить углепластик, добавляя наночастицы в его полимерную матрицу. После серии экспериментов ей удалось повысить прочность этого материала на 30-40%. 

Сейчас на программе «Большие вызовы» Юлия работает в одной из команд направления «Нанотехнологии», которое реализуется при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ (Группа РОСНАНО).  Перед ребятами стоит непростая задача – в очень короткий срок разработать гибкие солнечные панели.

«Мы создаем новый элемент, который способен эффективно превращать солнечную энергию в электричество. А благодаря гибкости нашу разработку можно будет применять во многих сферах, – объясняет Юлия. – Другие достоинства – простота и доступность. Токсичность элементов сведена к минимуму».

Работа команды началась с обзора литературы: ребята выясняли основные недостатки уже существующих солнечных элементов и искали способы, как повысить их эффективность. Затем приступили к практике. Первым делом синтезировали основу элемента, выбрав материал, который обладает хорошей проводимостью и прост в нанесении. Затем выяснили, какая концентрация растворов необходима и сколько времени нужно сушить образцы, чтобы добиться желаемого результата. Далее занялись слоем полупроводника. Он находится внутри солнечного элемента и пропускает через себя электроэнергию. С нанесением такого слоя возникли проблемы, которые сейчас команда пытается решить. Итогом всей работы должен стать прототип устройства, в который будет встроен улучшенный элемент. Презентация проекта состоится в конце программы.

Юлия планирует поступать в Московский институт стали и сплавов на факультет физического материаловедения и для этого готовится к ЕГЭ по математике, физике и химии. В будущем ей хотелось бы заняться исследованием на тему качества российских дорог – найти способ, как укрепить их или разработать новый прочный материал для дорожного покрытия.

«Мне грустно осознавать, что это последний год, когда я могу участвовать в программах “Сириуса” как школьница, – говорит Юлия Садыкова. – Но я очень надеюсь, что еще вернусь в Образовательный центр в роли студентки или стажера. Ведь кроме мотивации и ценных знаний “Сириус” дарит друзей. Общение с ребятами и руководителями не заканчивается на программе. Мы делимся своими идеями, опытом, успехами и просто болтаем. Я надеюсь встретиться со многими из них в студенческой жизни».

Направление «Нанотехнологии» реализуется при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ.

   Фонд инфраструктурных и образовательных программ группы Роснано

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2020 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!