Старшеклассники из России и Индии разрабатывают интерактивное приложение для комплексного мониторинга здоровья. Программа сможет анализировать результаты обследования, выдавать рекомендации, напомнит о визите ко врачу и приеме лекарств. Современные технологии помогут в профилактике и лечении уже возникших заболеваний и врачу, и пациенту. Работу школьники реализуют в ходе российско-индийской проектной программы Образовательного центра «Сириус» и индийской организации Atal Innovation Mission (AIM).
Технологии для мониторинга и контроля здоровья используют сегодня все больше людей на планете. Биохакинг помогает отслеживать состояние организма и корректировать его с помощью персонализированных решений в области медицины, нутрициологии, сна и физической активности в зависимости от индивидуальных задач и потребностей. Школьники международной проектной команды планируют, что с помощью умных алгоритмов и искусственного интеллекта их приложение сможет анализировать результаты обследований и давать персональные рекомендации по питанию и физической активности.
«Например, наша команда работает над автоматической расшифровкой электрокардиограмм (ЭКГ) и электроэнцефалограмм (ЭЭГ), — объясняет участник проекта из Сочи, учащийся профильного инженерно-математического класса «Сириуса» Алексей Воробьев. — Мы привыкли, что сегодня это делается вручную и после ЭКГ врач получает лист из электрокардиографа, на котором изображена кривая линия. Ему нужно проанализировать размеры и форму сигналов, чтобы понять, есть ли у человека проблемы со здоровьем. Наша программа сможет быстро и эффективно трактовать результаты исследования и определять проблему со здоровьем. В перспективе результаты исследований будут автоматически загружаться в систему».
Собирать информацию и обрабатывать данные программа будет в облачном хранилище. Помимо автоматической расшифровки результатов медицинских исследований, приложение будет маркировать и отслеживать лекарства, чтобы человек точно знал, выбрал ли он в аптеке именно тот препарат, который ему назначили. Для этого достаточно просканировать упаковку или сфотографировать ее. А врач будет видеть анамнез своего пациента — в приложение можно будет загрузить все свои обследования и назначения. Переходя от одного специалиста к другому, человеку нужно будет просто добавлять докторов в свой аккаунт.
«Современные методы обработки медицинских данных позволяют нам формировать обучающуюся систему, чтобы ориентироваться в этом океане собранной информации, — рассказывает один из руководителей проекта, сооснователь сервиса "Кардиопатруль", директор Центра медицинского экологического приборостроения и биотехнологий Университета ИТМО Сергей Тараканов. — В приложение будет добавлена и виртуальная модель человека для анализа болевых симптомов пациентов, подключены различные датчики, снимающие показания в режиме реального времени: пульс, давление и другие. Благодаря машинному обучению система будет подбирать индивидуальные рекомендации, подстраиваясь под каждого пользователя. К примеру, одно и то же давление для одного пациента является нормальным, а для другого серьезным превышением нормы».
Ученый отмечает, что у приложения школьников большие перспективы. И он надеется, что ребята продолжат работу над ним после проекта. Ведь благодаря программе они получили так называемые soft skills – гибкие навыки для успешной работы над междисциплинарными сложными разработками.
«Мы с коллегами удивлены уровнем школьников, их мотивированностью, — отмечает эксперт, руководитель проектов по направлению медицина СПбПУ Алексей Бойков. — Они хотят развиваться в направлении современных медицинских технологий, разрабатывать действительно эффективные и полезные для населения продукты. У этих ребят большое будущее».
Напомним, что сотрудничество России и Индии в воспитании талантливых детей было инициировано в мае 2018 года во время встречи Президента России Владимира Путина и премьер-министра Индии Нарендры Моди в Образовательном центре «Сириус». Всего в третьей Международной российско-индийской программе участвуют 48 учеников 9–11 классов, по 24 от каждой страны. Программа направлена на разработку восьми технологических и инновационных инженерных проектов — веб- и мобильных приложений для решения глобальных проблем современности, актуальных для обеих стран. Школьники изучают опыт ведущих IT-компаний Индии и России, работают в составе международной команды, применяя на практике знания по информатике, программированию и большим данным. Завершится проект 21 ноября.