Художественные, театральные, музыкальные, музейные профессии в России с каждым годом становятся все популярней. Современный рынок труда востребует творческих молодых людей, способных генерировать и продвигать креативные идеи. Science-художники, специалисты по дизайну (коммуникативному, пространственному, игровому), архитекторы виртуальности, режиссеры мультимедиа и даже тренер творческих состояний: найти себя в этих сферах могут сегодняшние школьники, интересующиеся искусством – музыкой, литературой, живописью.
В этой логике развитие системы подготовки творческих кадров становится одной из ключевых задач образования, которую обсудили в «Сириусе» на Межрегиональной научно-методической конференции по направлению «Искусство». В фокусе внимания экспертов – вопросы организации в центрах, работающих по модели «Сириуса», учебных программ по литературе, музыке, живописи: необходимо, чтобы о них узнавали как можно больше школьников из регионов. Но как выстраивать работу с талантом в области искусства и что будет после того, как пройдет обучение?
На эти и другие вопросы, которые могут быть интересны как педагогам, так и родителям, отвечаем в нашем материале.
Развивать креативность, предлагать новые формы и форматы работы
В любом ведущем профильном вузе требования к кандидатам будут строгими, а ожидания от студента – самыми высокими. Поэтому начинать готовиться к поступлению надо сильно заранее, притом собирая по пути хорошее портфолио и яркие достижения. Школьник с хорошими данными без труда пройдет на образовательные программы в «Сириус», чтобы бесплатно обучаться здесь у лучших педагогов.
«Наша задача – как раз помогать молодым талантам раскрывать себя. Даже в условиях строгого академического художественного стандарта необходимо всегда помнить о том, что равное внимание надо уделять и творческому мышлению. По направлению “Искусство” молодежь учится у лучших мастеров, и не копирует их, а осмысливает, дополняет. За одну 24-дневную образовательную программу они могут пройти практически годовой курс. Мы стараемся дать ребятам максимально концентрированный материал, подтянуть все знания, где могли быть пробелы», – говорит директор Научно-образовательного центра дополнительного образования детей и молодежи Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств, кандидат архитектуры Ольга Морозова.
Школьники серьезно тренируются не только в «Сириусе», но и дома, и в школе, на курсах при университетах, дополнительно или дистанционно с педагогами – это большая непрерывная совместная работа. Чтобы воспитать талант, образовательный центр должен сохранять устойчивость, предлагать новые формы и форматы работы, развивать онлайн-среду.
Запускать образовательные проекты и онлайн-курсы
Организаторы конференции рассказали региональным коллегам о Всероссийском образовательном онлайн-проекте «Музыкальное лето», который «Сириус» проводил в июне – августе по 13 музыкальным специальностям. Он привлек 130 молодых музыкантов 11–17 лет из регионов России. На платформе Сириус.Онлайн эксперты оценивали навыки кандидатов по видеозаписям, и лучших ребят пригласили на обучение.
Культурно-просветительская программа запускалась при поддержке экспертных организаций по направлению «Искусство», в нее вошли концерты выпускников Центра, мастер-классы, открытые уроки и программы повышения квалификации для самих педагогов. По итогам экспресс-курса двое молодых исполнителей – пианисты Иван Рассохин и Даниил Семыкин – поступили в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
«Растить талантливое поколение музыкантов могут педагоги, которые готовы помогать ребятам профессионально развиваться в области академического исполнительства. Модель, которую предлагает "Сириус", обеспечивает принцип равенства возможностей: каждого проявившего себя здесь талантливого музыканта ждет система профессиональной поддержки. По такому принципу был задуман и конкурс молодых музыкантов "Созвездие". Сейчас его выпускники выступают вместе с ведущими оркестрами, их приглашают на важные события», – рассказывает старший преподаватель кафедры деревянных духовых инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных, доцент Государственной классической академии имени Маймонида Леонид Друтин.
Конкурс «Созвездие» – это еще один успешный пример того, как завершается цикл профильной подготовки и начинается уже профессиональная деятельность молодых талантов.
Обращать пристальное внимание на мотивацию
В одном из своих интервью руководитель Образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева отметила, что, используя понятия «талант» и «одаренность», мы подразумеваем мотивацию ребенка учиться и работать над совершенствованием своих способностей, решать интересные ему задачи.
Эту мысль продолжил на Конференции спикер от направления «Литературное творчество», кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, член Союза российских писателей Вадим Пугач: педагоги, которые работают с одаренными детьми, должны быть мастерами мотивации. Слово «надо» с детьми не работает. Без внутреннего желания что-либо делать и вкладывать в это усилия ничего не получится.
«Если школьник мотивирован, то даже скрытую в нем одаренность можно будет развить, с ней можно будет работать. Во-вторых, нужно всегда привлекать профессионалов и экспертов к оценке его творчества, если сам педагог не может по какой-то причине оценить его. В случае с литературным творчеством это всегда анализ детских текстов и поиск способа улучшить их. Если нужны практические советы, то всегда можно обратиться к трудам профессора и специалиста педагогической психологии Натана Лейтеса по работе с одаренными детьми», – подытожил Вадим Пугач.
Рекомендовать молодым талантам чаще подавать заявки на профильные программы по искусству
Неталантливых детей не бывает – этой позиции «Сириус» придерживался со дня своего открытия. Молодые лауреаты и победители конкурсов, олимпиад, участники выставок и арт-проектов такими успешными становились не сразу. Они чувствуют в себя увереннее, когда за ними стоят родители и педагоги. Благодаря правильной поддержке молодые люди могут попасть в пространство диалога с профессионалами, бесспорно, лучшими экспертами в своей области. Эксперты отмечают: нужно не сомневаться и подавать заявку на профильные программы «Сириуса» или в региональные центры, работающие по его модели: здесь всегда ждут каждого.
Несколько региональных центров, реализующих программы подготовки по направлению «Искусство»:
- «Золотое сечение» в Свердловской области. Готовит будущих писателей и журналистов, молодых артистов балета, музыкантов. За актуальными направлениями необходимо следить на сайте.
- «Академия талантов» – одна из ведущих образовательных площадок Санкт-Петербурга, где созданы особые условия для творчества и разностороннего развития школьников и педагогов.
- Центр «Успех» в Курской области отвечает за развитие в регионе одаренных детей по направлениям художественно-эстетического цикла: литературе и живописи.
- Программы на базе музыкально-исполнительской, хореографической, художественной, театральной и литературной студий предлагает «Академия юных талантов» в Республике Коми.
- Хореография, музыка, изобразительное искусство – программы, которые представляет Региональный центр поддержки, выявления и развития способностей и талантов детей и молодежи в Челябинской области.
До 2022 года региональные центры откроются во всех субъектах России. О тех, что уже запущены и успешно функционируют, можно узнать на сайте «Сириуса». Почти все они реализуют программы по направлению «Искусство», а это значит, что качественное профильное образование становится еще доступнее и дает возможности раскрыть заложенные природой таланты. Главное – знать, куда обратиться.