«Если ты сам не понимаешь, для чего тебе это надо, никакая сторонняя мотивация не поможет»: рекордсменка Сириус.Курсов Марина Колос — о том, что помогает ей учиться.
Какие они — самые активные ученики Сириус.Курсов? Какие курсы их пугают? Переживают ли они «синдром самозванца»? И что выбирают между очной программой в «Сириусе» и финалом ВсОШ? Рассказывает в интервью десятиклассница Марина Колос.
Марине 16 лет, она живет в Сыктывкаре и учится в десятом классе с физико-математическим уклоном. Ходит на лицейские факультативы по физике, биологии и математике, занимается на многих дополнительных курсах, в том числе — на Сириус.Курсах. Причем успешно. Сейчас на ее счету 331 пройденный модуль — это самый высокий показатель среди всех учеников.
А еще она ищет «свой» предмет, участвуя в школьных олимпиадах: в прошлом году писала пять региональных этапов ВсОШ: по физике, химии, биологии, математике и русскому языку (по русскому — неожиданно для себя самой прошла на региональный этап). В девятом классе самые высокие баллы Марина получила по химии. Правда, на заключительном этапе ВсОШ Марина еще не была — не потому что не прошла, а потому что предпочла очную программу в «Сириусе».
Я узнала о том, что прошла на «Всерос» по химии, когда была уже в аэропорту, чтобы лететь в «Сириус», и от «Сириуса» не стала отказываться. Целый месяц до этого я химией не занималась, потому что закрывала свои долги в лицее. Их я успела нахватать из-за участия в нескольких регионах. Я решила, что ехать на олимпиаду не стоит, потому что я все равно не получу диплом на этом заключительном этапе.
Однако химия остается одним из главных учебных приоритетов Марины. Сейчас в планах — поступление в Российский химико-технологический университет или на химический факультет МГУ, а дальше — карьера в науке.
Но интересы Марины остаются мультипредметными: это помогает и на олимпиадах, и на других академических конкурсах. Например, в этом учебном году она впервые участвовала в «Интеллектуальном марафоне» — состязании для учеников 10–11 классов из Республики Коми, Кировской и Архангельской областей. Оно состоит из командного и индивидуального тура и дебатов. На «Марафоне» школьники должны продемонстрировать знания практически по всем предметам школьной программы — от истории и английского языка до химии и информатики. Марина заняла первое место в индивидуальном зачете «Марафона» — весьма неплохой результат для новичка.
Я занимаюсь кучей предметов, сейчас снова вышла на пять регионов ВсОШ: по русскому, математике, физике, химии и биологии. Еще прошла на несколько заключительных этапов перечневых олимпиад — их сейчас усиленно пишу. Моя увлеченность несколькими предметами — одновременно и моя сила, и слабость. Конечно, мне трудно конкурировать с ребятами, которые углубленно изучают один-два предмета. Зато мне кажется, что широта кругозора и углубленные знания разных предметов помогут найти интересную работу и будут способствовать моей научной карьере.
«Почти полный естественнонаучный комплект»
Как и многие школьники, о возможности поехать на очную образовательную программу в «Сириус» Марина узнала от мамы. Отбор на математическую программу пройти не получилось, зато благодаря этому Марина узнала о Сириус.Курсах и через год попала на январскую математическую программу, затем — на мартовскую физику.
На физику в марте приехали дети мотивированные, целеустремленные. Я попала в команду с ребятами из Екатеринбурга, Мордовии, Москвы, Московской области — это были очень сильные дети. Я общалась с ними, старалась за ними тянуться. Изначально у меня даже был «синдром самозванца»: мне казалось, что я здесь лишняя, потому что я не из известного и топового лицея, как остальные. Но это прошло, сейчас мне уже более-менее комфортно. Я понимаю, что мы все с разной подготовкой, но если есть сильные дети, то это лишний повод тянуться за ними, получать дополнительную мотивацию и даже просить помощи. После программы по физике я побывала на химии — теперь у меня почти полный естественнонаучный комплект, только биологии не хватает.
«Проходила по четыре-пять модулей в день»
На Сириус.Курсах Марина прошла практически все: курсы по оптике, статике и кинематике, биологии, химии, геометрии и комбинаторике, курс по программированию на языке Python. Даже попробовала позаниматься экзотической для себя лингвистикой, но предмет не заинтересовал. Зато курс по химии для 10 класса очень сильно пригодился.
Когда я в конце июля вернулась с кировской ЛМШ по химии (ЛМШ — это Летняя многопредметная школа в Кировской области), я решила сесть и разобраться с органической химией. Я поняла, что у меня с этим разделом есть проблемы, и особенно они заметны на фоне уровня других ребят. Я спрашивала у знакомых, какие ресурсы лучше использовать для изучения органической химии, мне посоветовали Сириус.Курсы. Я пыталась проходить химию за 10 класс еще до ЛМШ, но в первых модулях испугалась всяких электронных эффектов, механизмов реакций — меня эти темы пугали, потому что они непривычные и сложные.
Но после смены у меня появилось вдохновение, и я решила доделать этот курс. Правда, оставалось всего лишь четыре дня до его закрытия: проходила по 4-5 модулей в день и в итоге дошла до конца. Я до сих пор использую конспекты, оставшиеся с этого курса, они очень полезны, там много разных реакций. И мне очень нравится, как объясняет темы преподаватель.
«Мне постоянно нужно время, чтобы учиться»
В моей жизни были развлекательные лагеря, например, где есть учебная часть, правда, на уровне попроще: нужно в течение смены делать проект, связанный с химией, биологией или географией. Приезжают студенты МГУ и предлагают темы проектов. Но мне больше нравятся лагеря полностью учебные, не развлекательные, потому что мне постоянно нужно время, чтобы учиться.
Отвлекается от учебы Марина на прогулках с семьей и в театре, еще помогает музыка (по ее словам, в плейлисте есть все: от Земфиры до Макса Коржа). Она даже закончила вокально-хоровое отделение музыкальной школы, однако ради диплома пришлось постараться.
Последние два года в музыкальной школе мне было очень сложно: я училась параллельно в физмат лицее, при этом нужно было почти каждый день сразу после занятий ехать на автобусе в музыкальную школу. Не хватало времени, чтобы переключиться с одной учебы на другую. У меня постоянно были не сделаны домашние задания, я была в долгах из-за того, что куда-то уезжала, были даже мысли бросить музыкальную школу. Но мне хотелось довести обучение до логического конца.
А главным «мотиватором» учиться — и в обычной школе, и в музыкальной, и на курсах — для Марины всегда остается она сама.
В качестве «мотиваторов» обычно выступают мои друзья-олимпиадники. Они верят в мои возможности, и это для меня очень важно. Также хочу выразить огромную благодарность своей семье, которая всегда меня поддерживает. Однако в большей степени я мотивирую себя сама. Я понимаю, что учиться необходимо, я стремлюсь к знаниям, к отличным результатам на олимпиадах. Если ты сам не понимаешь, для чего тебе это все надо, то никакая сторонняя мотивация не поможет.