help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Участники научно-технологической программы «Большие вызовы» в Образовательном центре «Сириус» в рамках направления «Когнитивные исследования» исследовали, как окружение влияет на восприятие эмоций. Школьники провели эксперимент, в рамках которого фиксировали электрофизиологические показатели организма при воздействии эмоциональных стимулов в разных обстоятельствах (в толпе и в одиночестве). Для оценки эмоциональных реакций ребята использовали как визуальные методы, так и объективные – с помощью высокоточных приборов. 

Эмоции позволяют людям выражать свое отношение к реальности, а также взаимодействовать с другими людьми. При этом сама по себе окружающая среда также способна влиять на эмоции человека. На сегодняшний день у ученых нет точного ответа, как именно наше окружение влияет на эмоции. В рамках «Больших вызовов» школьники под руководством наставников решили изучить этот вопрос, совместив несколько методов. Наставниками проекта выступили эксперты Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ.  

«В своем исследовании мы решили объединить и сравнить наблюдения и объективный контроль с применением приборов, то есть по электрофизиологическим показателям. Нам нужно определить, что испытывает человек. Мы поставили цель – научить школьников проводить эксперименты с использованием методов электроэнцефалографии, электрокардиографии и изучить реакции на коже. На основе объективных данных, которые мы собирали при помощи специального оборудования, мы старались оценить, как организм отвечает на лица с разными эмоциями (радость и злость)», – отмечает руководитель проекта, ведущий научный сотрудник Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Евгений Благовещенский

В исследовании приняли участие 20 человек старше 18 лет. Их разделили на две группы. Участники первой команды выполняли задание в одиночестве, другие – в людном месте.  

«Сначала мы давали респондентам специальные психометрические опросники, чтобы измерить эмоциональное состояние человека до испытания в аудитории и после. Также был предложен еще один опросник для определения эмоционального интеллекта. Участники одной группы находились поодиночке в аудитории, второй группы – в аудитории с другими людьми – в данном случае с участниками и преподавателями проекта. На экран мы выводили эмоциональные стимулы – лица людей, выражающие разные эмоции от счастья до гнева. Параллельно с этим мы запускали аудиогид по Эрмитажу и просили посчитать, сколько слов на букву р они услышат. Это была специальная умственная нагрузка, чтобы испытуемые не фокусировались на лицах и их реакция была бы бессознательной», – описывает эксперимент один из участников команды, школьник из Калуги Максим Кузин

  В рамках исследования школьники выдвинули три гипотезы.

«В нашем исследовании мы хотели бы проверить, во-первых, влияет ли присутствие посторонних людей в аудитории на восприятие эмоций человека. Во-вторых, будет ли у человека, находящегося в окружении людей, более выраженная реакция на стимулы. И, в-третьих, мы анализировали, правда ли, что чем выше эмоциональный интеллект человека, тем лучше он распознает эмоции», – рассказывает о ходе работы одна из участниц проекта, учащаяся федеральной территории «Сириус» Кира Ефимова

Все полученные данные ребята внесли в таблицу для последующего статистического анализа в программе JASP – это статистический инструмент, разработанный для анализа данных и проведения исследований. Так, школьники выяснили, что люди, которые находятся в одиночестве, больше сосредотачиваются на лицах, а у людей в толпе быстрее появляется реакция на эмоции. Ребята намерены продолжить работу над проектом и развить исследование – например, расширить выборку респондентов и тщательнее проанализировать данные кожно-гальванической реакции. Однако уже сейчас они понимают, где могут пригодиться результаты их исследования.  

«То, чем мы занимаемся, важно не только для научного сообщества, но и для людей вокруг. Мы будем изучать, как наиболее эффективно обустроить пространство. Например, интересно узнать, полезно ли проводить занятия на природе, или все-таки нужно оставаться в кабинетах. Кроме образовательной среды, результаты могут быть использованы и для понимания того, как должен выглядеть кабинет психолога или психотерапевта», – рассказывает участница проекта из Казани Ясмина Исмагилова


 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!