help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Спорт насыщен эмоциями, и порой справиться с ними бывает тяжело не только детям, но и взрослым. Поэтому мы решили помочь всем, кто сталкивается с психологическими трудностями на пути к свершениям.

Мы запускаем новую рубрику «Психология побед». В ней партнёр Образовательного центра «Сириус», эксперт-психолог Федерации хоккея России Милица Ясенецкая будет отвечать на вопросы наших читателей о психологии в спорте. Вопросы эксперту можно задать по ссылке.

Первый вопрос уже прислала мама семилетнего спортсмена. Читательница столкнулась с приступами агрессии у ребёнка, возникающими после проигрышей. Мы передали вопрос Милице Ясенецкой, и вот что она ответила:

«Уважаемые родители, в первую очередь мне хотелось бы сказать: как бы ситуации ни были похожи друг на друга, каждая индивидуальна и требует внимательного аккуратного анализа. Зачастую внешне схожие обстоятельства предполагают разные подходы к решению. Вернёмся к вопросу. В возрасте 6–7 лет дети только начинают учиться контролировать импульсы и переносить связанные с проигрышем негативные состояния. Это объясняется постепенным развитием навыков эмоциональной регуляции, и взрослые должны помочь им. Безусловно, может иметь место и “поломка” в воспитании ребёнка. В таких случаях вопросы воспитания — зона родительской ответственности. Проанализируем поведение вашего сына и подумаем, чем вы можете ему помочь. 

Что может объяснять поведение вашего сына?

— Особенности характера ребёнка, например, стремление быть первым/лучшим может вызывать тревогу за самопринятие, проигрыш воспринимается как угроза самооценке;

— Наличие эмоциональной тревоги: ребёнок не умеет выразить гнев, разочарование или потребности словами;

— Отсутствие навыков коммуникации: ребёнок поведением привлекает к себе внимание;

— Обстановка вокруг: напряжённая атмосфера дома и на тренировке, семейные конфликты, агрессивное поведение взрослых, пережитый стресс или травматический опыт;

— Необходимо обратить внимание на физическое состояние ребёнка: нехватка сна, несбалансированное питание, дефицит внимания/гиперактивность (ADHD), расстройства развития и другое;

— В тренировочном процессе акцент тренера и родителей на победе может усиливать страх неудачи, раздражение, эмоциональные всплески и избегание занятий.

Поняв подлинную причину(-ны) агрессивного поведения, можно найти безопасные способы и методы для корректировки поведения ребёнка.

Какие шаги можно предпринять:

— Разговаривайте с ребёнком и помогайте ему словесно распознавать чувства. Примеры фраз: «Понимаю, что разочарование сильно, когда проигрываешь», «Тебе трудно держать себя в руках, когда проигрываешь», «Где в теле ты это чувствуешь?» (помогает перейти к телесным сигналам);

— Осваивайте простые техники саморегуляции. Дыхательные упражнения: 4–4–4 или 4–6–4 (4 вдоха носом, 6 секунд задержка, 4 выдоха); 2–3 повторения перед выходом на площадку и после проигрыша. Заземление: 5–4–3–2–1 (указывать 5 предметов, 4 звука, 3 ощущаемых предмета, 2 запаха, 1 вкус);

— Переформируйте отношение к проигрышу. Помогите ребёнку делать акцент на процессе, усилиях и стратегии, а не на том, чтобы быть первым. Вводите систему оценки изменений и постепенного прогресса. Учите ребёнка тому, что важно учиться и тренироваться, а не мгновенно выигрывать;

— Поддерживайте мотивацию к тренировкам. Поддерживайте и хвалите за попытки регуляции своего эмоционального состояния и возвращение к участию в игре;

— Работа с тренером и окружением. Обсудите с тренером задачи по эмоциональной регуляции и попросите нейтральную реакцию на проигрыш, без наказаний. При возможности пусть ребёнок принимает участие в играх без счёта, постепенно добавляйте элементы соревнования, фиксируя на важной цели — учиться управлять эмоциями;

— Делайте вместе с ребёнком задания, в частности, ведите дневник эмоций: вечером фиксируйте, какие чувства возникали и какие стратегии помогли снизить напряжение. Совместно с ребёнком читайте или смотрите материалы о том, как люди учатся на ошибках и становятся лучше со временем;

— Применяйте в общении с ребёнком конструктивные формы общения. Говорите без обвинений: «Я вижу, что тебе трудно проигрывать. Давай попробуем маленькие шаги, чтобы стало легче». Включайте ребёнка в план действий: вместе выберите 1–2 техники регуляции на следующую тренировку. После соревнования обсудите, что пошло хорошо и что можно улучшить, избегая обвинений и критики. При возможности обсудите задачи по эмоциональной регуляции с тренером и попросите нейтральную реакцию на проигрыш (без критики и наказаний);

— Используйте нужные моменты и корректные формулировки для общения с ребёнком. Перед началом тренировок: «Мы учимся терпению и сосредоточенности. Тебе важно попробовать пережить проигрыш без злости, мы поддерживаем тебя». Во время проигрыша: «Я вижу, что тебе трудно. Давай сделаем два глубоких вдоха и попробуем одну маленькую паузу перед следующим розыгрышем». После окончания соревнования: «Что было трудного? Что помогло тебе не перегореть?» и вместе выбрать одну маленькую стратегию на следующую тренировку;

— При необходимости обратитесь за помощью к тренеру или психологу.

Когда обязательно стоит обратиться к специалисту-психологу:

• Агрессия выходит за рамки дома, агрессия направлена на других детей;

• Агрессивные реакции повторяются и мешают занятиям, сну, питанию или отношениям в семье;

• Наличие тревожности, избегания занятий спортом или длительное ухудшение настроения».

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2025 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!