Одно из 13-ти направлений научно-технологической
проектной образовательной программы «Большие вызовы»
Информационная поддержка программы — konkurs@sochisirius.ru
Когнитивные исследования — междисциплинарное научное направление, которое открывает невероятные перспективы для расширения знаний о развитии психики, интеллекте и поведении, а, главное, позволяют узнать больше о тех способностях, которые скрыты в каждом из нас.
Современные когнитивные исследования включают в себя такие области знаний, как психология, нейрофизиология, генетика, лингвистика, социология, философия, искусственный интеллект и большие данные.
Многогранность когнитивной науки объясняется сложностью объекта ее исследований — психики человека. Для этого исследователями используются психофизиологические (изучающие головной мозг и нервную систему) и психометрические (исследующие способности и поведение) методы. Исследователей-когнитивистов интересуют такие процессы как восприятие, внимание, память, речь, мышление.
К наиболее актуальным задачам когнитивной науки относятся изучение познавательных и языковых способностей человека в разном возрасте и в разных условиях, возможностей их развития и разработка научных основ для эффективного обучения.
В рамках конкурса школьники могут разработать проекты, например, по созданию научно обоснованных психологических методик, экспериментов по изучению психофизиологических особенностей восприятия информации, а также изучить эффективность передачи знаний.
1. Применение технологий актерского образования в развитии когнитивных функций подростков
2. Как мы читаем искусство: психолингвистическое исследование
3. Метод действенного анализа и использования его для разбора бизнес ситуации, учитывая личностные характеристики персонажей
4. Исследование развития креативности с помощью образов мировой художественной культуры
5. Инклюзивный музей
Описание проектов
(проекты могут быть изменены и дополнены)
1. Применение технологий актерского образования в развитии когнитивных функций подростков
Руководители проекта: Мамина В.А., Бейман С.Г.
Аннотация: В рамках проекта планируется использование эффективных техник и методов актерского мастерства, применяемых в системе актерского образования, которые направлены на включение подростков в творческую и художественную деятельность с целью развития памяти, внимания, мотивации, воображения.
Будет проведена тренинговая работа с группой участников проекта, в ходе которой будут использоваться уникальные методы развития высших психических функций, применяемых в образовательном процессе театральной школы Олега Табакова. Контрольная группа участников исследования будет развивать когнитивные функции с помощью традиционных компьютерных и тестовых методов.
Таким образом планируется выявить эффективность актерских методов развития когнитивных функций с включением в творческую деятельность и повышением мотивации обучения за счет погружения в творчество и использования актуальных сюжетных линий.
Партнеры проекта: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московская театральная школа Олега Табакова при Государственном бюджетном учреждении культуры города Москвы «Московский театр Олега Табакова», Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова»
2. Как мы читаем искусство: психолингвистическое исследование
Руководитель проекта: Эйсмонт П.М.
Аннотация: Когда мы читаем или рассматриваем какой-либо объект, наши глаза совершают некую последовательность движений, фиксируя взгляд на определенных важных или неочевидных моментах, возвращаясь к чему-то заинтересовавшему или не до конца понятому или «перепрыгивая» на другие более интересные точки. При этом известно, что схемы движения глаз в процессе чтения и в процессе изучения живописного произведения искусства различны: при чтении нашей отправной точкой является левый верхний угол, а при изучении художественного произведения глаз в первую очередь смотрит либо в центр изображения, либо в какое-либо выделяющееся пятно. В живописи ХХ века получили распространение картины, в которых текст является частью изобразительного образа (например, картины Р. Магритта, К. Малевича, Э. Булатова и др.). Среди этих картин есть те, где текст является отдельным, но важным для понимания авторской идеи компонентом изображения, есть те, где текст формирует сам воспринимаемый образ, есть те, где текст является вторичным элементом сюжета.
Как же наш мозг воспринимает подобные картины и реагирует на включенные в них текстовые элементы? Читаем ли мы их как текст или оцениваем как элемент художественного образа? От чего зависит наше восприятие? От наших исходных ожиданий или от роли текста в самом художественном произведении? От типа включенного в изображение текста или от языка, на котором он написан? От пола, возраста воспринимающего или от наличия у него художественного образования? На эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить в нашем проекте. Мы спланируем эксперимент с использованием прибора регистрации движения глаз, подберем экспериментальный материал из художественных произведений разных стилей и школ, составим анкеты и опросники и, естественно, проанализируем полученные данные для получения ответов на поставленные нами вопросы.
Партнер проекта: Санкт-Петербургский государственный университет
3. Метод действенного анализа и использования его для разбора бизнес ситуации, учитывая личностные характеристики персонажей
Руководители проекта: Чумаченко М.Н., Елкибаев Р.А.
Аннотация: Проект представляет собой сегодняшнюю форму форумов и конференций, с монологами и дискуссиями по общим проблемам решения экономических вопросов, где основные массивы текста являются классическими текстами литературы 19-20 веков, а выглядят как актуальные тексты конференций и открытых площадок современных бизнес пространств. Пример действующих лиц форума: Лопахин «Вишневый сад», Серебряков «Дядя Ваня», Юсов «Доходное место», Кукушкина «Доходное место», Васильков «Бешенные деньги». Список может быть изменен или дополнен. Конечным продуктом станет интерактивное обсуждение происходящего на площадке с попыткой анализа ситуации и узнавания персонажей.
Партнер проекта: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский институт театрального искусства – ГИТИС»
4. Исследование развития креативности с помощью образов мировой художественной культуры
Руководитель проекта: Гомберг Н.
Аннотация: Цель проекта — создание игрового инструмента по развитию креативности с помощью истории изобразительного искусства. В течение работы над проектом мы будем исследовать, как изучение примеров креативных подходов разных исторических эпох влияет на когнитивные способности; познакомимся с основными подходами к изучению креативности и нейроэстетики; углубимся в исторические примеры решения креативных задач; сформулируем в научно-популярном формате основные приемы, использованные художниками. На последнем этапе получим представление об этапах разработки настольных игр и соберем и оформим свой прототип настольной игры, развивающей креативность на материале примеров из истории искусства.
Партнер проекта: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина»
5. Инклюзивный музей
Руководители проекта: Фролова Л.В., Ростомашвили И.Е.
Аннотация: Участники проекта погрузятся в вопросы репрезентации инклюзивности, изучат особенности искусства античного мира, познакомятся с особенностями восприятия людей с инвалидностью по зрению. Разберутся с тем, с помощью каких средств можно помочь человеку с подобными особенностями получить полный опыт посещения экскурсии по изобразительному искусству, по архитекртуре. Разработают новый формат сопроводительной экскурсии для экспозиции «История искусства античного мира».
Партнер проекта: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж»
Старший преподаватель Школы юного психолога при факультете психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, победитель Science Slam Psychology (2021)
Студентка Московской театральной школы Олега Табакова при Московском театре Олега Табакова
Доцент кафедры общего языкознания имени Л.А.Вербицкой Санкт-Петербургского государственного университета
Старший преподаватель кафедры сценической пластики Российского института театрального искусства – ГИТИСа
Старший преподаватель, профессор кафедры режиссуры Российского института театрального искусства – ГИТИСа, доцент кафедры театрального менеджмента Театральной школы Константина Райкина, вице-президент Российского центра международной ассоциации любительских театров (АИТА)
Начальник отдела по работе с молодежью и волонтерами Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Экскурсовод, методист Государственного Эрмитажа
Доцент факультета дополнительного образования Института специальной педагогики и психологии Санкт-петербургского государственного института психологии и социальной работы, кандидат психологических наук
Научный руководитель Центра когнитивных исследований Университета «Сириус», руководитель направлений «РАС: наука и практика» и «Порождение, приобретение и передача знаний», PhD, доктор психологических наук. Одним из ключевых профессиональных достижений Григоренко Е.Л. является разработка и адаптация в России психометрических инструментов для оценки познавательной деятельности, развития языка и речи
Декан факультета психологии, заведующий кафедрой методологии психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, академик, директор Психологического института Российской академии образования, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор психологических наук
Младший научный сотрудник Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус», методист программы «Большие вызовы»