Заявки на программу принимались на сайте Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников
Информационная поддержка программы — konkurs@sochisirius.ru
Больше информации смотрите на сайте программы – bigchallenges.ru.
Школьники получают опыт применения предметных знаний и практических навыков в профессиональной деятельности, адаптированной под формат проектной работы на базе Образовательного центра «Сириус».
Принципы выбора направлений и тематик:
1. Передовые технологические направления (стратегия научно-технического развития РФ, цифровая экономика, генетика, нацпроекты).
2. Актуальность в среде реализации.
3. Доступные научные и технологические ресурсы.
Проекты программы, решаемые учащимися, делятся на три категории:
1. Проекты компаний-партнеров. Задачи этого типа подразумевают освоение существующей технологической базы в течение первой половины программы, а затем — разработку решения в достаточно узкой области, обеспечивающей тем не менее результат, интересный для дальнейшей проработки и обладающий перспективой внедрения, что позволяет включить партнера в сопровождение выпускника после программы.
2. Инновационная разработка. Задачи этого типа предусматривают решение новой задачи, чаще всего лишь недавно вставшей перед наукой и индустрией. Задачи этого типа обычно имеют межпредметный характер и требуют включения в проектную команду участников разного профиля.
3. Научное исследование. Участники проекта включаются в проведение небольшого фрагмента исследования по теме, прорабатываемой научным коллективом, поставившим задачу. Участники получают возможность самостоятельно пройти полный цикл исследований в силу того, что погружаются в ход большого исследования, выдвигают и проверяют свою гипотезу в этой рамке.
Всего в программе будет представлено 13 тематических направлений, каждое из которых состоит из 4-7 проектов.
Все участники будут разделены на проектные команды, в среднем по 4-6 человек, и в течение трех недель будут работать над рыночными, отраслевыми или научными задачами, поставленными руководителями проектов — представителями профессионального сообщества (партнера): ведущих технологический компаний, НИИ и вузов.
Проектная работа строится по модели полного (адаптированного к уровню участников) жизненного цикла разработки инноваций с характерными этапами работы:
1. Погружение в тематику направления (отрасли, научной области) и конкретной проектной задачи, в частности.
2. Анализ тематики, актуальных проблем, выбор и обоснование темы, целей, методов и плана реализации проекта.
3. Формулировка требований к результату, их обоснование.
4. Составление плана работ по реализации проекта.
5. Выполнение проекта.
6. Анализ результата, его доработка и оформление.
7. Защита проекта.
Также в каждом проекте будет рассматриваться возможность постпрограммного сопровождения.
В образовательную программу помимо проектной деятельности включены:
– лекции ведущих специалистов отечественных компаний, ученых мирового уровня и экспертов по тематике - проектов программы,
– профильные модули,
– культурная и досуговая программа, работа клубов.
Основной инструмент отбора на программу — успешное участие во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы». Участниками программы станут не более 400 школьников.
К участию в конкурсном отборе на программу приглашаются школьники 7–10 классов.
Отбор проходит независимо по каждому из 13-ти направлений программы:
1. Агропромышленные и биотехнологии
2. Беспилотный транспорт и логистические системы
3. Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение
4. Генетика и биомедицина
5. Когнитивные исследования
6. Космические технологии
7. Нанотехнологии
8. Новые материалы
9. Передовые производственные технологии
10. Природоподобные и нейротехнологии ехнологии
11. Освоение Арктики и Мирового океана
12. Современная энергетика
13. Умный город и безопасность
Отбор участников программы осуществляется в три потока в следующей очередности:
1. Победители и призеры Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» 2021/2022 учебного года.
2. На основании рейтинга участников конкурсного отбора по совокупности итогов заключительного этапа Конкурса, академических достижений и результатов участия в дополнительных мероприятиях, определенных координационным советом. В соответствии с рейтингом формируется ранжированный список школьников отдельно по каждому направлению программы. В случае равенства баллов у двух и более участников более высокий приоритет имеют участники, набравшие более высокий балл на заключительном этапе Конкурса.
Список школьников, приглашенных к участию в программе, будут опубликованы на официальном сайте Центра «Сириус» не позднее 25 мая 2022 года.
О конкурсе
Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» — проект для школьников 7–11 классов и студентов младших курсов ссузов, занимающихся научно-исследовательской и проектной деятельностью. Участвовать можно в одном из трех треков: региональном и дистанционном. В каком именно — зависит от региона и направления. Региональный конкурс проходит очно в 79 субъектах РФ (полный перечень регионов представлен на сайте Конкурса). В остальных регионах проходит дистанционный конкурс. В дистанционном треке также принимают участие школьники, тематика проекта которых не совпадает с направлениями очного конкурса в регионе.
К заявке на участие нужно приложить несколько файлов: сам проект (проект должен решать актуальную проблему в области передовых исследований и разработок, при этом надо понимать, как и кем будет использоваться полученный результат), включающий название, аннотацию, описательную и текстовую части, и презентацию проекта.
Критерии оценки проектных работ
Победители в обоих треках участвуют в финальном заключительном этапе конкурса. Заключительный этап проводится по завершению региональных и дистанционного конкурсов в период с 10 апреля по 15 мая 2022 года. Он проходит в два тура, включающие в себя очное выполнение заданий в субъектах Российской Федерации и индивидуальные собеседования с экспертной комиссией в режиме видеосвязи. Очный тур прошел 16 апреля 2022 года в субъектах Российской Федерации.
Агропромышленные и биотехнологии
Руководитель
Хлесткина Елена Константиновна
Директор Федерального исследовательского центра «Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова», профессор РАН, доктор биологических наук
Методист
Седых Сергей Евгеньевич
Научный сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН, член комиссии РАН по популяризации науки, кандидат биологических наук
Беспилотный транспорт и логистические системы
Руководитель
Назаренко Сергей Владимирович
Главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО «Камаз»
Методист
Ненашев Анатолий Сергеевич
Руководитель центра информационных технологий и искусственного интеллекта Университета «Сириус», кандидат физико-математический наук
Большие данные, искусственный интеллект,
финансовые технологии и машинное обучение
Руководитель
Райгородский Андрей Михайлович
Заведующий лабораторией продвинутой комбинаторики и сетевых приложений, заведующий лабораторией прикладных исследований МФТИ - Сбербанк, заведующий кафедрой дискретной математики ФИВТ, руководитель исследовательской группы в Яндексе, профессор математики МФТИ, доктор физико-математических наук
Методист
Гусев Антон Сергеевич
Методист Центра педагогического мастерства, директор департамента разработки образовательной среды Образовательного Фонда «Талант и успех», тренер сборной Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников по математике
Генетика и биомедицина
Руководители
Пышный Дмитрий Владимирович
Директор Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН, член-корреспондент и профессор РАН, профессор, доктор химических наук
Демидов Олег Николаевич
Руководитель группы в Университете Бургундии и Институте здоровья и медицинских исследований INSERM (Франция), старший научный сотрудник Института цитологии РАН (Санкт-Петербург), доктор медицинских наук
Методист
Воронина Елена Николаевна
Научный сотрудник лаборатории фармакогеномики, заведующая группой молекулярной генетики Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН, доцент физико-математической школы имени М.А.Лаврентьева при Новосибирском государственном университете (СУНЦ НГУ), кандидат биологических наук
Когнитивные исследования
Руководители
Григоренко Елена Леонидовна
Руководитель направлений «РАС: наука и практика» и «Порождение, приобретение и передача знаний» Университета «Сириус», член Попечительского совета, ведущий научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета, руководитель Лаборатории междисциплинарных исследований раннего детства СПбГУ, профессор Хьюстонского и Йельского университетов (США), доктор психологических наук, PhD
Зинченко Юрий Петрович
Декан факультета психологии, заведующий кафедрой методологии психологии МГУ, академик Российской академии образования, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор, доктор психологических наук
Методист
Орешина Галина Владимировна
Младший научный сотрудник Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус»
Космические технологии
Руководители
Черемисин Максим Владимирович
Начальник отдела обеспечения космических экспериментов и математического моделирования ПАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва
Овчинников Илья Вячеславович
Руководитель отдела развития ЦКО «Орбикрафт»
Методист
Дементьев Юрий Николаевич
Старший методист по проектной деятельности Лицея «Вторая школа»
Нанотехнологии
Руководитель
Калмыков Степан Николаевич
Декан химического факультета МГУ, член-корреспондент и профессор РАН, доктор химических наук
Методист
Хрипунов Юрий Вадимович
Директор Ресурсного модельного центра дополнительного образования детей ОГУ имени И.С. Тургенева, руководитель ЮСНИШ «Основы нанотехнологий», доцент кафедры экспериментальной и теоретической физики, кандидат физико-математических наук
Новые материалы
Руководитель
Иванов Дмитрий Анатольевич
Руководитель направления «Биоматериалы» Научного центра генетики и наук о жизни Университета «Сириус», заведующий лабораторией функциональных органических и полимерных материалов МГУ имени М.В.Ломоносова, заведующий лабораторией перспективных материалов для биомедицины и энергетики Института проблем химической физики РАН, профессор, кандидат физико-математических наук
Методист
Терехова Анастасия Юрьевна
Заведующая лабораторией кафедры энергоэффективных и ресурсосберегающих промышленных технологий НИТУ «МИСиС»
Освоение Арктики и Мирового океана
Руководитель
Пинский Александр Савельевич
Генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ», заместитель руководителя рабочей группы «Маринет» Национальной технологической инициативы
Методист
Никулин Тимофей Русланович
Программный директор УТК, заместитель директора по социальной политике и продвижению института цифровых технологий Калининградского государственного технического университета (Калининград)
Передовые производственные технологии
Руководитель
Кортов Сергей Всеволодович
Первый проректор УрФУ, лауреат Премии Правительства РФ, профессор, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук
Методист
Терлыга Надежда Геннадьевна
Заместитель первого проректора УрФУ, руководитель Школы талантов УрФУ и Уральских проектных смен, доцент, кандидат экономических наук
Природоподобные и нейротехнологии
Руководитель
Дьякова Юлия Алексеевна
Первый заместитель директора по науке НИЦ «Курчатовский институт», член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, кандидат физико-математических наук
Методист
Зинина Анна Александровна
Научный сотрудник лаборатории нейрокогнитивных технологий и робототехники НИЦ «Курчатовский институт», кандидат психологических наук
Современная энергетика
Руководитель
Кузина Юлия Альбертовна
Начальник Отделения ядерной энергетики АО «ГНЦ РФ-ФЭИ», кандидат технических наук
Методист
Морозов Андрей Владимирович
Ведущий научный сотрудник АО «ГНЦ РФ-ФЭИ», доктор технических наук
Умный город и безопасность
Руководитель
Пожидаев Николай Николаевич
Президент АО «СИТРОНИКС» (д. АФК «СИСТЕМА»)
Методист
Ковалёва Анастасия Александровна
Руководитель направления «Проектная деятельность» Президентского Лицея «Сириус»
Положение об Июльской научно-технологической проектной образовательной программе
«Большие вызовы» Образовательного центра «Сириус» 2022 года
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Научно-технологической проектной образовательной программы «Большие вызовы» Образовательного центра «Сириус» (далее – Программа), ее методическое и финансовое обеспечение.
1.2. Программа проводится в Образовательном центре «Сириус» с 1 по 24 июля 2022 года.
1.3. Для участия в Программе приглашаются обучающиеся образовательных организаций Российской Федерации не младше 7 класса на 2021/2022 учебный год, продолжающие освоение программ основного общего/среднего общего образования на момент проведения Программы (июль 2022 года).
1.4. Общее количество участников Программы – до 400 человек.
1.5. К участию в образовательной программе допускаются школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации.
1.6. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука».
1.7. В течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) допускается участие не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.
1.8. В связи с целостностью и содержательной логикой Программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие в отдельных мероприятиях или в части Программы (в том числе исключены заезды и выезды участников вне установленных сроков заезда и выезда с Программы).
1.9. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета Программы участник может быть отчислен с Программы.
2. Направления Программы
2.1. В ходе Программы участники выполняют научно-исследовательские и научно-технические проекты по направлениям, охватывающим различные области науки и человеческой деятельности, которые определяются Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, Национальными проектами, Национальной технологической инициативой, отраслевыми и региональными стратегиями развития:
– Агропромышленные и биотехнологии;
– Беспилотный транспорт и логистические системы
– Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение;
– Генетика и биомедицина;
– Когнитивные исследования;
– Космические технологии;
– Нанотехнологии;
– Новые материалы;
– Освоение Арктики и Мирового океана;
– Передовые производственные технологии;
– Природоподобные и нейротехнологии;
– Современная энергетика;
– Умный город и безопасность.
2.2. Проекты в рамках направлений, а также минимальные и максимальные квоты участников по каждому из направлений утверждаются Экспертным советом Фонда «Талант и успех» и публикуются на сайте Образовательного центра «Сириус».
3. Цели Программы «Большие вызовы»
Целями Программы являются:
– активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы школьников, проявляющих интерес к самостоятельной исследовательской, конструкторской и проектной деятельности и техническому творчеству;
– популяризация и пропаганда научных знаний;
– предоставление учащимся возможности испытать себя в решении актуальных исследовательских и прикладных научно-технических задач;
– создание научно и/или технически-значимого результата проектной работы учащихся; получение учащимися опыта командной проектной работы;
– привлечение учёных, инженеров и экспертов к работе с одарёнными школьниками, формирование связей между одарёнными школьниками и партнерами Программы для возможного постсопровождения (после окончания Программы);
– профориентация одарённых школьников через выполнение проектов совместно с представителями университетской, научной и технологической среды;
– развитие лучших практик управления исследовательской и проектной деятельностью школьников.
4. Порядок отбора участников Программы «Большие вызовы»
4.1. Отбор участников Программы осуществляется Координационным советом, формируемым руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также общего порядка отбора в Центр «Сириус». К участию в конкурсном отборе приглашаются обучающиеся образовательных организаций, реализующих программы общего и среднего профессионального образования.
4.2. К участию в конкурсном отборе приглашаются обучающиеся по программам не младше 7 класса и не старше 10 класса по состоянию на 2021/2022 учебный год, продолжающие освоение программ основного общего/среднего общего образования на момент проведения Программы (июль 2022 года).
4.3. Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на сайте Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» https://konkurs.sochisirius.ru.
4.4. Регистрация доступна до 15 февраля 2022 года.
4.5. Отбор проходит независимо по каждому из направлений Программы, определенных в п.2 настоящего Положения. Результаты участия в отборе на одно направление не могут быть учтены при отборе на другое направление. При регистрации участникам предлагается выбрать направление, отбор на которое они собираются пройти.
4.6. Отбор участников Программы в следующей очередности:
1. Победители и призеры Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» 2021/2022 учебного года (далее – Конкурс);
2. Школьники-участники конкурсного отбора по совокупности результатов участия в заключительном этапе Конкурса, академических достижений и результатов участия в дополнительных мероприятиях, определенных Координационным советом (в соответствии с рейтингом).
4.7. Рейтинг участника конкурсного отбора определяется как сумма результата его участия в заключительном этапе Конкурса, балла за его академические достижения, определенного в пп. 4.9-4.10, и результатов его участия в мероприятиях из п. 4.11.
4.8. Порядок проведения Конкурса определяется его Положением, опубликованном на сайте http://konkurs.sochisirius.ru. Максимальный балл на заключительном этапе Конкурса составляет 50 баллов.
4.9. Балл за академические достижения учитывается для участников заключительного этапа Конкурса и определяется в соответствии с лучшим результатом участия в мероприятиях 2020/2021 и 2021/2022 учебных годов следующим образом:
Уровень олимпиады | Победитель | Призер |
Заключительный этап: |
50 | 35 |
Региональный этап: |
20 | 15 |
Олимпиады РСОШ 1 уровня |
20 |
15 |
Олимпиады РСОШ 2 уровня |
10 |
5 |
4.10. Соответствие направлений и профилей олимпиад, учитываемых в п.4.9, определяется следующим образом:
Направление |
Профили олимпиады |
Агропромышленные и биотехнологии | биология, физика, химия, экология |
Беспилотный транспорт и логистические системы | математика, информатика, физика |
Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение | информатика, математика |
Генетика и биомедицина | информатика, биология, химия, физика, генетика |
Когнитивные исследования | биология, лингвистика, психология, информатика, математика, обществознание |
Космические технологии | астрономия, физика, информатика, математика, биология |
Нанотехнологии | физика, химия, биология |
Новые материалы | физика, химия, биология |
Освоение Арктики и Мирового океана | математика, информатика, физика, география, биология, психология |
Передовые производственные технологии | информатика, химия, физика |
Природоподобные и нейротехнологии | биология, химия, физика, информатика, математика, психология |
Современная энергетика | физика, химия, математика, информатика |
Умный город и безопасность | математика, информатика |
При отборе на Программу учитываются только академические достижения, загруженные в Государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности.
4.11. Мероприятия, успешное участие в которых в 2021/2022 учебном году приносит дополнительные баллы при отборе на Программу:
4.11.1. Космическая программа – 10 баллов (направление «Космические технологии», статус – победитель).
4.11.2. Проект «Уроки настоящего» – 3 балла (все направления, статус – победитель).
4.12. В соответствии с рейтингом участников конкурсного отбора формируется ранжированный список школьников отдельно по каждому направлению Программы.
4.12.1. Для школьников, претендующих на участие в Программе, но не участвовавших в заключительном этапе Конкурса «Большие вызовы» по решению Координационного совета Программы могут быть проведены дополнительные конкурсные испытания.
4.13. В случае равенства баллов двух и более участников более высокий приоритет имеют участники, набравшие более высокий балл за оценку проекта на заключительном этапе Конкурса.
4.14. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключён из конкурсного отбора.
4.15. Итоговые квоты на каждое направление и список школьников, приглашенных к участию в Программе, публикуются на официальном сайте Центра «Сириус» не позднее 25 мая 2022 года.
4.16. Учащиеся, отказавшиеся от участия в Программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу участников конкурсного отбора. Внесение изменений в список участников программы происходит до 20 июня 2022 года.
4.17. Школьник может быть отчислен с программы решением Координационного совета, если им не усваиваются материалы образовательной программы, независимо от результатов отбора.
5. Аннотация Программы
Содержание программы формируется на основании положений Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (далее – СНТР) и связано с ответами на «большие вызовы». Согласно определению, предложенному в СНТР, «большие вызовы» – это «требующая реакции со стороны государства совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов».
В ходе Программы участники выполняют научно-исследовательские и научно-технические проекты по направлениям, охватывающим различные области науки и человеческой деятельности, которые определяются СНТР, Национальными проектами, отраслевыми и региональными стратегиями развития.
Инициаторами проектов выступают привлекаемые к проведению Программы партнеры Фонда «Талант и успех» – образовательные организации высшего образования, научные центры и исследовательские институты, технологические компании и бизнес-структуры.
Проекты разрабатываются и реализуются проектными командами, формируемыми из числа участников Программы. Средняя численность проектной команды составляет 4-8 человек и определяется требованиями к конкретному проекту. Работу проектной команды курирует руководитель проекта. Распределение в проектные команды производится методистами направлений Программы. На протяжении Программы проектные команды работают над реализацией проектов с целью достижения конкретного, представимого научно-исследовательского и/или научно-технологического результата с учётом временных рамок и ресурсов, определяемых спецификой Программы.
Работа над проектами проводится в учебных аудиториях, лабораториях Школы, проектных лабораториях и мастерских Научного парка «Сириус», включая:
– лабораторию биохакинга и нанотехнологий;
– лабораторию когнитивных и междисциплинарных исследований;
– мастерские схемотехники и электроники, прототипирования;
– лабораторию космических систем;
– центр искусственного интеллекта и информационных технологий;
– центр генетики и наук о жизни;
– выставочно-образовательную лабораторию Умного города;
– опытно-демонстрационная лаборатория «Полигоны»;
– учебные помещения Центра информационных технологий и искусственного интеллекта.
В зависимости от содержания проекта участники также могут проводить полевые исследования.
В процессе решения проектных задач участники Программы приобретают навыки командной работы, получают возможность познакомиться с современными методами исследования и проектными инструментами, осваивают навыки работы с различным оборудованием, посещают установочные и обзорные лекции, консультируются с экспертами, выезжают на экскурсии и практикумы, связанные с темами проектных работ.
Завершением образовательной Программы является итоговая конференция, в рамках которой каждая проектная команда представляет результат своей работы.
Материальные результаты проектов (модели, устройства, прототипы, инсталляции, мультимедиа, видеоролики) по согласованию с партнерами передаются в Образовательный центр «Сириус».
6. Финансирование Программы
Оплата проезда, пребывания и питания участников Программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».