help@sochisirius.ru
1-24 декабря 2017

Литературное творчество: «Журналистика и нон-фикшн»

Образовательная программа будет реализована на базе специализированной образовательной среды, выстроенной в логике литературной метафоры НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких – «Понедельник начинается в субботу».

Участники

Школьники 14–17 лет, добившиеся успехов в изучении русского языка и литературы, литературном творчестве, а также проявившие себя в познавательной, исследовательской, проектной и иных формах творческой деятельности. 

Как можно подготовиться к программе?

Программа «Литературное творчество» является живым памятником советским фантастам — братьям А. и Б. Стругацким. Прочитать (перечитать) повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Быть готовым принять участие в литературных дискуссиях, посвященных современной (изданной на рубеже ХХ и ХХI веков) литературе для подростков и молодежи.

 Прочитать (перечитать) следующие книги:

·         Ильяхов Максим, Людмила Сарычева «Пиши, сокращай»

·         Кононов Николай «Автор, ножницы, бумага. Как быстро писать впечатляющие тексты»

·         Матвей Ганапольский «Кисло-сладкая журналистика»

·         Дмитрий Губин «Интервью как “Вишневый сад”»

·         Ася Казанцева «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов»

·         Дмитрий Виноградов «Репортаж из букв»

·         Дэвид Рэндалл «Универсальный журналист»

Программа

Цели и задачи: программа направлена на развитие мотивации и способностей школьников к литературному творчеству.  Участие в программе поможет учащимся найти сферу жизненной самореализации, разработать долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут.

Все участники программы в ходе ее реализации:

·         в составе творческого коллектива примут участие в журналистском проекте;

·         проявят себя в одном из жанров журналистики, создав авторские текст;

·         изучат методики социального проектирования и активного взаимодействия с потенциальными и реальными читателями;

·         прослушают цикл лекций по журналистике, станут участниками мастер-классов и семинаров;

·         получат возможность стать участниками мастерской, расширяющей и дополняющей возможности литературного творчества;

·         смогут стать активными участниками дискуссий и творческих акций, связанных с литературным творчеством;

·         совершат литературные путешествия и журналистские экспедиции (районы Олимпийского Сочи, г. Сочи и г. Адлер).

 

Литературный проект

Заказчик:

Парк науки и искусства «Сириус».

 

Название проекта

Техническое задание

«Навигация», «Сириус-ГИС»

Задача: разработать контент для карты площадок Парка на первом этаже.  

1.  Изучить топонимику Парка, помещения и пространства, из которых он состоит, проанализировать существующую карту.

2. Собрать материалы, связанные с экспонатами и помещениями Парка.

3. Подготовить тексты по этим местам и объектам в едином стиле.

4. Заполнить интерактивную карту текстовым материалом.

Итоговый продукт: тексты о пространствах и объектах Парка (общий текст содержит описание 7-9 мест, объем описания — до 200 знаков для бумажной карты, до 500 знаков для цифровой версии), плакат по материалам инструкций по безопасности.

 

«О прото-типировании научно-популярно»

Задача: провести журналистское расследование и собрать материал о лаборатории прототипирования в Научном парке. В итоге должна получиться научно-популярная статья, доступно объясняющая, что такое прототипирование, чем эта лаборатория занимается в «Сириусе».

1. Изучить существующий опыт оформления научно-популярных статей (формат «За 30 секунд», статьи в журнале «Кот Шредингера», на портале «ПостНаука» и т. д.)

2. Собрать материал и оформить в статью.

3. Подготовить и представить тексты.

Итоговый продукт: текст статьи (объем статьи от 7000 до 15000 знаков), презентация, плакат по материалам инструкций по безопасности.

 

«Космические танцы»

Задача: провести параллель между хореографией и физикой. Вам предстоит найти общее между танцем и космическими системами.

1. Разобраться в физических аспектах танца.

2. Познакомиться с лабораторией «Космических систем» и собрать материал.

3. Обобщить информацию и написать статью.

4. Визуализировать 1–2 сюжета (в технике stop-moution).

5. Подготовить и презентовать тексты.

Итоговый продукт: текст статьи (объем статьи от 7000 до 10000 знаков), видео/презентация, плакат по материалам инструкций по безопасности.

 

 «10 мест, которые необходимо посетить в Научном парке»

Задача: аналогично материалам сайта TripAdvisor создать тексты о 10 необходимых к посещению мест в Научном парке на первом этаже.

1. Проанализировать сетевые группы по туризму (TripAdvisor, ЖЖ (Живой Журнал), AdMe и т. д.).

2. Собрать материал (провести соцопрос, взять интервью у сотрудников, составить список/подборку из 10 самых интересных, по вашему мнению, мест Парка).

3. Составить описание этих пространств, собрать в статью.

4. Предложить 3 маршрута по местам Парка.

5. Подготовить и представить проект.

Итоговый продукт: текст статьи (объем статьи от 7000 до 15000 знаков), видео/презентация, плакат по материалам инструкций по безопасности.

.

 

Мастер-классы

«Журналист в печатном издании»,  «Как устроены телевизионные новости», «Работа тележурналиста в жанре интервью» — Кудрявцева Александра Владимировна, доцент НИИ ВШЭ, кандидат филологических наук

«Работа тележурналиста в жанре интервью» — Тихомирова Любовь Владимировна, телережиссер, тележурналист, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель школьного ТВ.

«Как вы лодку назовете» — Гринева Мария Игоревна, старший преподаватель СПбГУ, кандидат педагогических наук.

«Профессия — журналист» — Данилова Галина Владимировна, доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук.

Семинары

«Психологический портрет» — Башмакова Мария Александровна, журналист изданий «Огонек» (ИД «Коммерсант»), «Русский мир», «Фонтанка» (СПб), «Новая газета в Санкт-Петербурге», обладатель независимой премии «Редколлегия», победитель конкурса «Золотое перо», 2016.

«Интервью»Ачильдиев Сергей Игоревич, член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, член Союза писателей Санкт-Петербурга.

«Репортаж»Тюркин Михаил Вячеславович, старший преподаватель СПбГУ, кандидат педагогических наук.

«Фельетон» Павлушкина Наталья Анатольевна, старший преподаватель СПбГУ, кандидат филологических наук, журналист.

«Авторская колонка» Тимченко Инна Святославовна, старший преподаватель СПбГУ, журналист.

 

Мастерские текстов новой природы

·         Резцова Валерия Сергеевна «Текст превращается в игру»

На занятиях ты узнаешь, как найти захватывающую историю, которую сможешь рассказать большой аудитории, познакомишься с форматом «TED» конференции, узнаешь секреты хорошей презентации и подготовишь свое выступление в формате «стенд-ап».

·         Чэн Глеб Николаевич «Цифровой сторителлинг»

Во время работы в мастерской участники смогут поработать в качестве веб-дизайнеров, художников, фотографов и журналистов.  Научатся создавать яркие и запоминающиеся истории в формате лонгрида.

·         Браташ Валентина Сергеевна «ИЗОтекст. Рисуем текст от букв до звуков»

В результате работы в мастерской ее участники смогут емко излагать информацию в виде скетчей (функциональный рисунок), собрать портфолио работ-зарисовок​.

·         Манухина Софья Владимировна «Пиши, снимай»

Мастерская «Пиши, снимай» — это творчество в двух измерениях. Здесь полет фантазии приобретает два вида текста: сценарий (вербальный), видео (визуальный). Вы создадите свой мультфильм в технике stop-motion.

·         Жданова Валерия Алексеевна «Мастерская визуального текста»

Время переводить текст в визуальный формат. Участники мастерской попробуют создать новое искусство на грани чего душе угодно: литературы, дизайна, кино, риторики, графики.  

         Тихомирова Любовь Владимировна «Интервью как повод познакомиться» 

В рамках участия в мастерской стажеры найдут ответы на вопросы: в чем разница между общением, отношением и коммуникацией? Почему так трудно знакомиться? Как придумывать вопросы? Журналист — тоже человек? Должен ли журналист вынужденно общаться с неинтересным человеком? «Хочу быть в кадре!» — каприз или осознанная необходимость? 

 

Мастерские письма

·         Азбель Анастасия Анатольевна «Мастерская разумных суждений и научного бреда» 

Участникам мастерской предстоит стать специалистами в области будущего, поработать с пророчествами, предсказаниями и прогнозами. А также освоить аналитические инструменты построения суждений и аргументов. В качестве результата будут созданы тексты — решение парадоксальных кейсов.

·         Илюшин Леонид Сергеевич «Мастерская живого текста» 

Во время работы в мастерской ее участники попробуют себя в жанре кратких путевых заметок (путеводителя). На занятиях будут выполняться упражнения, развивающие навыки афористичного письма, словесной иллюстрации, парадоксального взгляда на привычные вещи и события. Результатом работы мастерской станет текст путеводителя по декабрьскому «Сириусу», возможно, написанный от лица вымышленного, фантастического персонажа.

·         Данилова Анастасия Игоревна «Как понятно писать о сложном: мастерская научной журналистики» 

Тексты для «Популярно о науке». Участники мастерской смогут примерить на себя роль популяризатора науки и попробовать описать сложные научные явления и процессы и рассказать о последних новостях в той или иной отрасли так, чтобы это было понятно широкой публике.

·         Мокрушан Анастасия Андреевна «Мастерская объективной критики» 

Участники мастерской приобретут и усовершенствуют навыки написания коротких рецензий, освоят аналитический жанр журналистики (газетно-журнальной публикации) и литературной критики, основу которого составляет отзыв (прежде всего, критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. В качестве результата работы мастерской будут созданы мини-рецензии для журнала.

·         Шолмов Константин Евгеньевич

«У журналиста собачья жизнь, но это лучше, чем работать», - шутят французские коллеги. И это действительно так: через несколько лет журналистика из профессии становится образом жизни. Люди вокруг тебя превращаются в ньюсмейкеров, а события – в новостные поводы. Все это мало похоже на dolce vita, полную светских вечеринок, модных показов и звездных интервью. Все ровно наоборот. И, несмотря на это, журналистика затягивает.

 

Руководители

Илюшин
Леонид Сергеевич

Доцент Санкт-Петербургского государственного университета, доктор педагогических наук

Казакова
Елена Ивановна

Научный руководитель программы «Литературное творчество», директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель директора Центра русского языка и славистики Российской академии образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

Альманах

В рамках реализации программы «Литературное творчество» лучшие работы стажеров публикуются в «Альманахе» Образовательного центра «Сириус». 

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!