Образовательная программа будет реализована на базе специализированной образовательной среды, выстроенной в логике литературной метафоры НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких – «Понедельник начинается в субботу».
Школьники 14–17 лет, добившиеся успехов в изучении русского языка и литературы, литературном творчестве, а также проявившие себя в познавательной, исследовательской, проектной и иных формах творческой деятельности.
Как можно подготовиться к программе?
Программа «Литературное творчество» является живым памятником советским фантастам — братьям А. и Б. Стругацким. Прочитать (перечитать) повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Быть готовым принять участие в литературных дискуссиях, посвященных современной (изданной на рубеже ХХ и ХХI веков) литературе для подростков и молодежи.
Прочитать (перечитать) следующие книги:
· Ильяхов Максим, Людмила Сарычева «Пиши, сокращай»
· Кононов Николай «Автор, ножницы, бумага. Как быстро писать впечатляющие тексты»
· Матвей Ганапольский «Кисло-сладкая журналистика»
· Дмитрий Губин «Интервью как “Вишневый сад”»
· Ася Казанцева «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов»
· Дмитрий Виноградов «Репортаж из букв»
· Дэвид Рэндалл «Универсальный журналист»
Цели и задачи: программа направлена на развитие мотивации и способностей школьников к литературному творчеству. Участие в программе поможет учащимся найти сферу жизненной самореализации, разработать долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут.
Все участники программы в ходе ее реализации:
· в составе творческого коллектива примут участие в журналистском проекте;
· проявят себя в одном из жанров журналистики, создав авторские текст;
· изучат методики социального проектирования и активного взаимодействия с потенциальными и реальными читателями;
· прослушают цикл лекций по журналистике, станут участниками мастер-классов и семинаров;
· получат возможность стать участниками мастерской, расширяющей и дополняющей возможности литературного творчества;
· смогут стать активными участниками дискуссий и творческих акций, связанных с литературным творчеством;
· совершат литературные путешествия и журналистские экспедиции (районы Олимпийского Сочи, г. Сочи и г. Адлер).
Литературный проект
Заказчик:
Парк науки и искусства «Сириус».
Название проекта |
Техническое задание |
«Навигация», «Сириус-ГИС» |
Задача: разработать контент для карты площадок Парка на первом этаже. 1. Изучить топонимику Парка, помещения и пространства, из которых он состоит, проанализировать существующую карту. 2. Собрать материалы, связанные с экспонатами и помещениями Парка. 3. Подготовить тексты по этим местам и объектам в едином стиле. 4. Заполнить интерактивную карту текстовым материалом. Итоговый продукт: тексты о пространствах и объектах Парка (общий текст содержит описание 7-9 мест, объем описания — до 200 знаков для бумажной карты, до 500 знаков для цифровой версии), плакат по материалам инструкций по безопасности.
|
«О прото-типировании научно-популярно» |
Задача: провести журналистское расследование и собрать материал о лаборатории прототипирования в Научном парке. В итоге должна получиться научно-популярная статья, доступно объясняющая, что такое прототипирование, чем эта лаборатория занимается в «Сириусе». 1. Изучить существующий опыт оформления научно-популярных статей (формат «За 30 секунд», статьи в журнале «Кот Шредингера», на портале «ПостНаука» и т. д.) 2. Собрать материал и оформить в статью. 3. Подготовить и представить тексты. Итоговый продукт: текст статьи (объем статьи от 7000 до 15000 знаков), презентация, плакат по материалам инструкций по безопасности.
|
«Космические танцы» |
Задача: провести параллель между хореографией и физикой. Вам предстоит найти общее между танцем и космическими системами. 1. Разобраться в физических аспектах танца. 2. Познакомиться с лабораторией «Космических систем» и собрать материал. 3. Обобщить информацию и написать статью. 4. Визуализировать 1–2 сюжета (в технике stop-moution). 5. Подготовить и презентовать тексты. Итоговый продукт: текст статьи (объем статьи от 7000 до 10000 знаков), видео/презентация, плакат по материалам инструкций по безопасности.
|
«10 мест, которые необходимо посетить в Научном парке» |
Задача: аналогично материалам сайта TripAdvisor создать тексты о 10 необходимых к посещению мест в Научном парке на первом этаже. 1. Проанализировать сетевые группы по туризму (TripAdvisor, ЖЖ (Живой Журнал), AdMe и т. д.). 2. Собрать материал (провести соцопрос, взять интервью у сотрудников, составить список/подборку из 10 самых интересных, по вашему мнению, мест Парка). 3. Составить описание этих пространств, собрать в статью. 4. Предложить 3 маршрута по местам Парка. 5. Подготовить и представить проект. Итоговый продукт: текст статьи (объем статьи от 7000 до 15000 знаков), видео/презентация, плакат по материалам инструкций по безопасности. . |
Мастер-классы
«Журналист в печатном издании», «Как устроены телевизионные новости», «Работа тележурналиста в жанре интервью» — Кудрявцева Александра Владимировна, доцент НИИ ВШЭ, кандидат филологических наук
«Работа тележурналиста в жанре интервью» — Тихомирова Любовь Владимировна, телережиссер, тележурналист, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель школьного ТВ.
«Как вы лодку назовете» — Гринева Мария Игоревна, старший преподаватель СПбГУ, кандидат педагогических наук.
«Профессия — журналист» — Данилова Галина Владимировна, доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук.
Семинары
«Психологический портрет» — Башмакова Мария Александровна, журналист изданий «Огонек» (ИД «Коммерсант»), «Русский мир», «Фонтанка» (СПб), «Новая газета в Санкт-Петербурге», обладатель независимой премии «Редколлегия», победитель конкурса «Золотое перо», 2016.
«Интервью» — Ачильдиев Сергей Игоревич, член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, член Союза писателей Санкт-Петербурга.
«Репортаж» — Тюркин Михаил Вячеславович, старший преподаватель СПбГУ, кандидат педагогических наук.
«Фельетон» — Павлушкина Наталья Анатольевна, старший преподаватель СПбГУ, кандидат филологических наук, журналист.
«Авторская колонка» — Тимченко Инна Святославовна, старший преподаватель СПбГУ, журналист.
Мастерские текстов новой природы
· Резцова Валерия Сергеевна «Текст превращается в игру»
На занятиях ты узнаешь, как найти захватывающую историю, которую сможешь рассказать большой аудитории, познакомишься с форматом «TED» конференции, узнаешь секреты хорошей презентации и подготовишь свое выступление в формате «стенд-ап».
· Чэн Глеб Николаевич «Цифровой сторителлинг»
Во время работы в мастерской участники смогут поработать в качестве веб-дизайнеров, художников, фотографов и журналистов. Научатся создавать яркие и запоминающиеся истории в формате лонгрида.
· Браташ Валентина Сергеевна «ИЗОтекст. Рисуем текст от букв до звуков»
В результате работы в мастерской ее участники смогут емко излагать информацию в виде скетчей (функциональный рисунок), собрать портфолио работ-зарисовок.
· Манухина Софья Владимировна «Пиши, снимай»
Мастерская «Пиши, снимай» — это творчество в двух измерениях. Здесь полет фантазии приобретает два вида текста: сценарий (вербальный), видео (визуальный). Вы создадите свой мультфильм в технике stop-motion.
· Жданова Валерия Алексеевна «Мастерская визуального текста»
Время переводить текст в визуальный формат. Участники мастерской попробуют создать новое искусство на грани чего душе угодно: литературы, дизайна, кино, риторики, графики.
Тихомирова Любовь Владимировна «Интервью как повод познакомиться»
В рамках участия в мастерской стажеры найдут ответы на вопросы: в чем разница между общением, отношением и коммуникацией? Почему так трудно знакомиться? Как придумывать вопросы? Журналист — тоже человек? Должен ли журналист вынужденно общаться с неинтересным человеком? «Хочу быть в кадре!» — каприз или осознанная необходимость?
Мастерские письма
· Азбель Анастасия Анатольевна «Мастерская разумных суждений и научного бреда»
Участникам мастерской предстоит стать специалистами в области будущего, поработать с пророчествами, предсказаниями и прогнозами. А также освоить аналитические инструменты построения суждений и аргументов. В качестве результата будут созданы тексты — решение парадоксальных кейсов.
· Илюшин Леонид Сергеевич «Мастерская живого текста»
Во время работы в мастерской ее участники попробуют себя в жанре кратких путевых заметок (путеводителя). На занятиях будут выполняться упражнения, развивающие навыки афористичного письма, словесной иллюстрации, парадоксального взгляда на привычные вещи и события. Результатом работы мастерской станет текст путеводителя по декабрьскому «Сириусу», возможно, написанный от лица вымышленного, фантастического персонажа.
· Данилова Анастасия Игоревна «Как понятно писать о сложном: мастерская научной журналистики»
Тексты для «Популярно о науке». Участники мастерской смогут примерить на себя роль популяризатора науки и попробовать описать сложные научные явления и процессы и рассказать о последних новостях в той или иной отрасли так, чтобы это было понятно широкой публике.
· Мокрушан Анастасия Андреевна «Мастерская объективной критики»
Участники мастерской приобретут и усовершенствуют навыки написания коротких рецензий, освоят аналитический жанр журналистики (газетно-журнальной публикации) и литературной критики, основу которого составляет отзыв (прежде всего, критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. В качестве результата работы мастерской будут созданы мини-рецензии для журнала.
· Шолмов Константин Евгеньевич
«У журналиста собачья жизнь, но это лучше, чем работать», - шутят французские коллеги. И это действительно так: через несколько лет журналистика из профессии становится образом жизни. Люди вокруг тебя превращаются в ньюсмейкеров, а события – в новостные поводы. Все это мало похоже на dolce vita, полную светских вечеринок, модных показов и звездных интервью. Все ровно наоборот. И, несмотря на это, журналистика затягивает.
Доцент Санкт-Петербургского государственного университета, доктор педагогических наук
Научный руководитель программы «Литературное творчество», директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель директора Центра русского языка и славистики Российской академии образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор