Образовательная программа будет реализована на базе специализированной образовательной среды, выстроенной в логике литературной метафоры НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких – «Понедельник начинается в субботу».
Школьники 14-17 лет, добившиеся успехов в изучении русского языка, литературы, литературном творчестве, а также проявившие себя в познавательной, исследовательской, проектной и иных формах творческой деятельности.
Цели и задачи: программа направлена на развитие мотивации и способностей, учащихся к литературному творчеству. Участие в программе поможет учащимся найти сферу жизненной самореализации, разработать долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут.
Все участники программы в ходе ее реализации:
· в составе творческого коллектива решат проблему (кейс) и разработают проект;
· проявят себя в одном из жанров литературного творчества, создав авторский текст, посвященный проблемам классического литературного наследия и современного литературного потока;
· изучат методики социального проектирования и активного взаимодействия с потенциальными и реальными читателями;
· примут участие в тренинге решения Олимпиадных задач по литературе, русскому языку, журналистике;
· прослушают цикл лекций по литературе, станут участниками мастер-классов и литературных семинаров;
· получат возможность стать участником мастерской, расширяющей и дополняющей возможности литературного творчества;
· станут активными участниками дискуссий и творческих акций, связанных с литературным творчеством;
· совершат литературные путешествия и журналистские экспедиции (районы Олимпийского Сочи, г. Сочи и г. Адлер).
Информация по проектам, мастерским и темам сочинений предоставлена для ознакомления. О своем выборе вы сможете сообщить кураторам 1 января в ОЦ «Сириус».
Литературные кейс (проекты)
Заказчик. Российский книжный союз, Московская международная книжная выставка-ярмарка, издательская группа «ЭКСМО-АСТ».
Цель - разработать проект «Книжной выставки-ярмарки».
Суть проекта - Участникам предстоит организовать «Книжную выставку-ярмарку» и продумать систему информирования потенциальных посетителей и систему мероприятий, которые привлекут
Мастерские
· Резцова Валерия Сергеевна «Текст превращается в Игру»
Во время работы в мастерской участники узнают о новом способе презентации, освоят программу «видеоскрайбинг» и создадут свой первый информационный мультфильм.
· Браташ Валентина Сергеевна «ИЗОтекст. Рисуем текст от букв до звуков»
В результате работы в мастерской ее участники смогут: емко излагать информацию в виде скетчей (функциональный рисунок); собрать портфолио работ-зарисовок
· Новоселова Дарья Николаевна «Бумажное кино»
Во время работы в мастерской участники попробуют себя в роли сценаристов, иллюстраторов, операторов, режиссёров и в итоге создадут полноценный короткометражный мультфильм
· Алексеев Антон Игоревич «Учи, развлекай, информируй»
Участники мастерской овладеют навыками создания эффектных и эффективных презентаций.
· Исаева Екатерина Сергеевна «Инфографика как способ визуализации текста»
В процессе работы мастерской учащиеся изучат основы графического дизайна, смогут попробовать себя в роли дизайнеров, научатся ярко и интересно представлять объемную информацию.
· Щелокова Светлана Дмитриевна «Буктрейлер: когда зритель становится читателем»
В процессе работы участники мастерской научатся презентовать книгу, не раскрывая полностью ее содержание, заинтересовывая будущих читателей, и создадут буктрейлер - небольшое видео о книге, побуждающее зрителя прочитать её.
Модуль. Сочинение
Каждый участник программы выбирает одно литературное произведение, предложенную тему; слушает лекции, находит и анализирует дополнительные источники, ходит на лекции, смотрит художественные фильмы, получает консультации научного руководителя и консультантов программы. Цель процесса – написать качественное сочинение объемом от 7 000 до 15 000 знаков. Жанр сочинения – на выбор учащегося.
Темы сочинений
Пушкин А. С. «Пиковая дама».
1. Германн: расчетливый приобретатель или безумец?
2. Есть ли фантастика в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»?
3. Мотив игры в русской литературе XIX века (+ «Маскарад» и «Герой нашего времени» Лермонтова, «Игрок» Достоевского, «Два гусара» Л. Толстого – список примерный).
4. Почему в опере П. И. Чайковского Лиза умирает, а в повести Пушкина выходит замуж?
5. Рецензия на фильм П. Лунгина «Дама Пик» (2016) по мотивам повести А. С. Пушкина.
Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание».
1. О чем говорят портретные характеристики в романе «Преступление и наказание»?
2. Функции снов в романе Достоевского.
3. Бунт и смирение в романе Достоевского.
4. Соня Мармеладова и Дуня Раскольникова: женское счастье в романе Достоевского.
5. Великий ли человек Родион Раскольников?
6. Система двойников в романе Достоевского.
7. Рецензия на фильм Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» (1969г).
Блок А. А. Лирика.
1. Героини лирики Блока: от Прекрасной Дамы к Незнакомке.
2. Палитра блоковской лирики (семиотика цвета).
3. Образы мировой культуры в лирике Блока.
4. «Блоковский» след в романе В. В. Набокова «Машенька».
5. Фильм О. Тепцова «Господин оформитель» (1988) через призму стихотворения А. Блока «Шаги Командора».
Более подробную информацию о программе вы можете скачать здесь.
Доктор филологических наук, профессор, руководитель Центра русского языка и славистики РАО, ректора РГПУ имени А.И.Герцена
Научный руководитель программы «Литературное творчество», директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель директора Центра русского языка и славистики Российской академии образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор
Председатель «Гильдии словесников», доцент Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, доктор педагогических наук
Кандидат педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией стратегий формирования читательской грамотности и языковой интеграции Института системных проектов МГПУ
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А.И.Герцена
Председатель секции «Поэзия» Союза писателей Санкт-Петербурга, член Союза российских писателей, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета
Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы ВГТУ им. Кирова