Прием заявок для участия в конкурсном отборе был открыт до 19 сентября 2021 года
К участию в программе допускались только зарегистрировавшиеся школьники
Список участников образовательной программы
По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru
Программы прошлых лет: 2021, 2020, 2019, 2018
Образовательная программа была ориентирована на развитие математических и творческих способностей учащихся. Включала олимпиадную математику (основная часть программы), проектную и учебно-исследовательскую работу учащихся, популярные лекции по математике и естественным наукам, лекции ведущих ученых страны.
В рамках основной части программы школьники 7 класса учились базовым идеям и методам олимпиадной математики, школьники 8–10 классов углубленно изучали олимпиадную математику.
Программа была ориентирована на обучение школьников различным разделам олимпиадной математики: алгебра, геометрия, комбинаторика, теория чисел. С учетом возраста и уровня подготовки учащиеся были разбиты на несколько учебных групп.
Материалы программы
7 класс
Темы: Числа и фигуры на доске, Признаки равенства треугольников, Равнобедренные треугольники, Раскраски клеток, Арифметика углов, Удвоение медианы, Четвертый признак «равенства» треугольников, Разрезаем, Перекладывание отрезков, Введение переменных, Выражаем двумя способами, Разложение на множители, Фокусы и алгоритмы, Индукция, Подстановки, По кругу, Наглядная геометрия, Разминка, Неравенство треугольника, НОД и НОК, Вокруг основной теоремы арифметики, В среднем, Неравенства, Разнобой, Дети играют, Теорема о линолеуме
Группа 7-1
Группа 7-2
Группа 7-3
8 класс
Темы: Число делителей и оценки, Количество способов, Геометрия, Алгебра и теория чисел, Неравенства, Транснеравенство, Делимость, НОД, НОК и остатки, Простые и составные числа, Комбинаторный разнобой, Графы, Подсчет пар, Раскрытие и закрытие скобок, Линейные функции, Правило крайнего, Рациональное – иррациональное, Основная теорема арифметики и идеи решения диофантовых уравнений, Выпуклость и выпуклая оболочка, Алгебраические преобразования, Диаметры, Комбинаторика –– одноходовки, Оценка + пример, Неравенство Коши и транснеравенство для случая двух переменных, Поиск кораблей, Квадратный трехчлен, Произведения и суммы
Группа 8-1
Группа 8-2
Группа 8-3
Группа 8-4
9–10 классы
Темы: Квадратный трехчлен, Многочлены, Делимость, Неравенства, Алгоритм Евклида и другие приключения в мире НОДов, Уравнения и многочлены, От наследия Евклида к Диофанту, Принцип крайнего, Выделение особых подмножеств, простого объекта, Углы на окружности, Дополнительные разбиения и классификации, Точки и фигуры на плоскости, Выпуклость, Диаметры, Касание, Цепочки окружностей, Рациональные и иррациональные числа, Неклассические неравенства
Темы: Многочлены, Геометрия, Комбинаторная геометрия: конфигурации прямых, Цепочки окружностей, Лемма Мансиона, Точка Нагеля, Интерпретации подсчетов, Двоичная запись, Правило крайнего и смежные идеи на графах, Теория чисел с комбинаторными мотивами, Взаимная простота и делимость
Результаты заключительного отборочного тура (после апелляции)
Решения заданий заключительного тура. Критерии оценки
Результаты заключительного отборочного тура (до апелляции)
Список участников заключительного отборочного тура
Решения заданий дистанционного тура
К участию в конкурсном отборе приглашаются школьники 7–10 классов образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования.
Отбор участников из числа школьников 7–9 классов осуществляется в два этапа. Первый этап – дистанционный учебно-отборочный курс на платформе Сириус.Курсы. Второй этап – очный отборочный тур (проводится в регионах).
Дистанционный учебно-отборочный курс будет проходить с 2 сентября по 23 октября 2021 года.
В рамках дистанционного учебно-отборочного курса оценивается успешность освоения учебного материала, а также результат, показанный на дистанционном тестировании, проводящемся в рамках курса. Дистанционное тестирование состоится 23 октября 2021 года.
Списки обучающихся, прошедших назаключительный этап отбора по результатам дистанционного учебно-отборочного курса, будут опубликованы на сайте не позднее 27 октября 2021 года.
На второй (заключительный, очный) этап отбора без прохождения дистанционного учебно-отборочного курса приглашаются школьники – участники январской математической образовательной программы 2021 года, получившие «зачет» или «зачет с отличием» по итогам дистанционного обучения (февраль 2021 — июнь 2021 годов) на платформе Сириус.Курсы и прошедшие регистрацию.
Школьники, успешно прошедшие отбор на октябрьскую/ноябрьскую математическую программу 2021 года, в случае их перехода в образовательную организацию Московской области, приглашаются на заключительный очный тур без прохождения дистанционного отборочного курса.
Заключительный отборочный тур пройдет 13 ноября 2021 года на базе образовательных площадок в субъектах Российской Федерации.
Для школьников 10 класса дистанционный отборочный курс не проводится. Без прохождения отборочных испытаний на образовательную программу приглашаются школьники 10 класса, набравшие не менее 36 баллов на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике 2020/21 учебного года среди учащихся 9 класса.
Список школьников, приглашенных для участия в Образовательной программе, будет опубликован на официальном сайте не позднее 30 ноября 2021 года.
Учитель математики Президентского физико-математического лицея № 239 (Санкт-Петербург), член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, главный тренер сборной России на Международной олимпиаде школьников по математике, почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, золотой медалист Международной математической олимпиады (2002)
Доцент кафедры высшей математики МФТИ, председатель центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, лауреат премии Правительства в области образования (2010 г.), обладатель государственной награды Российской Федерации — медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук
Директор, учитель математики ГБНОУ «Президентский физико-математический лицей № 239», председатель ассоциации школ — партнёров «Сириуса»
Преподаватель физико-математического лицея №5 города Долгопрудного (Московская область), педагог дополнительного образования первой категории, ассистент кафедры информатики и вычислительной математики МФТИ, преподаватель всероссийской летней математической школы «Спектр» (Казань), преподаватель всероссийской Летней олимпиадной школы МФТИ (Долгопрудный), член жюри этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике
Академический руководитель кружка "Олимпиадная математика" Т-Банк Поколение, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике
Автор задач и член методических комиссий Турнира городов, Московского математического праздника, Московской математической олимпиады, Всероссийской олимпиады школьников и других олимпиад, редактор журнала «Квант»
Студент Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике
Студент 4 курса факультета «Математика» НИУ ВШЭ, член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, член жюри Геометрической олимпиады имени И.Ф.Шарыгина
Доцент Ярославского государственного университета имени П.Г.Демидова, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, кандидат технических наук
Преподаватель летних математических школ, педагог продвинутого курса и выездных сборов школы «Олмат» (Москва)
Старший преподаватель кафедры дифференциальных уравнений и математической экономики ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, член жюри Кавказской математической олимпиады, член методического совета математической олимпиады имени Л. Эйлера, член жюри Международной математической олимпиады (2020, 2021 гг.)
Учитель математики школы №179 (г. Москва), председатель жюри Международного математического Турнира городов, главный редактор журнала «Квантик», член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике
Старший преподаватель кафедры высшей математики и физики Калужского филиала МГТУ имени Н.Э. Баумана, член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике
Педагог дополнительного образования Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург)
Старший научный сотрудник кафедры дискретной математики МФТИ, победитель конкурса «Молодая математика России», кандидат физико-математических наук
Студент факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, призер международной математической олимпиады (2016)
Доцент кафедры высшей математики МФТИ, член тренерского совета национальной команды России на Международной математической олимпиаде, член Центральной предметно- методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, золотой медалист международной математической олимпиады (1992 г.), кандидат физико-математических наук
Лаборант-исследователь исследовательской лаборатории имени П.Л. Чебышева, педагог дополнительного образования Президентского физико-математического лицея № 239 (Санкт-Петербург), член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, призер Международной математической олимпиады (2015)
Доцент кафедры алгебры факультета математики РГПУ имени А.И.Герцена, преподаватель математического центра Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург)
Студент Университета ИТМО, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике (2015, 2017)
Преподаватель математики президентского Физико-математического лицея № 239
Преподаватель математических классов Президентского лицея «Сириус», координатор проекта дистанционного сопровождения Образовательного центра «Сириус»
Преподаватель физико-математического лицея №5 города Долгопрудного (Московская область), доцент кафедры анализа систем и решений и кафедры высшей математики МФТИ, заместитель директора Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, научный руководитель физико-математической школы имени академика Шипунова (Тула), член жюри этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике, кандидат физико-математических наук
Преподаватель математики Центра поддержки одаренных детей «Стратегия» (Липецк), преподаватель олимпиадных школ при МФТИ, кандидат педагогических наук
Учитель математики школы Центра педагогического мастерства (Москва), преподаватель регионального центра развития талантов «Аврора», председатель региональной предметно-методической комиссии всероссийской олимпиады школьников по математике (Уфа), победитель творческого конкурса Московского центра непрерывного математического образования, трехкратный лауреат конкурса лучших учителей Минобразования и науки РФ, заслуженный учитель РФ
Научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Математического института имени В.А. Стеклова РАН
Учитель математики Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург), победитель приоритетного национального проекта «Образование» в городе Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» (2012), почетный работник общего образования
Учитель математики Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург)
Автор и руководитель программ повышения квалификации учителей математики и физики Образовательного центра «Сириус», преподаватель математических и физических смен Образовательного центра «Сириус», математических и физических олимпиадных школ, руководитель Центра дополнительного математического образования, двукратный победитель конкурса «Лучшие учителя России» в рамках приоритетного национального проекта «Образование»
Педагог дополнительного образования Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург), студент кафедры компьютерных технологий Университета ИТМО, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и физике
Победитель Всероссийского педагогического конкурса «Сердце отдаю детям», призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и физике
Педагог дополнительного образования Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург), студентка Университета ИТМО
Учитель математики высшей категории Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург), победитель открытого конкурса для учителей математики (2015, 2017, 2019)
Студент кафедры компьютерных технологий Университета ИТМО
Студентка Высшей школы экономики
Положение о январской математической образовательной программе Центра «Сириус» по направлению «Наука»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения январской математической образовательной программы Образовательного центра «Сириус» (далее – Образовательная программа), методическое и финансовое обеспечение Образовательной программы.
1.2. Образовательная программа проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех) с 3 по 25 января 2022 года.
1.3. Для участия в Образовательной программе приглашаются школьники 7–10 классов из образовательных организаций регионов, указанных в п. 1.4.
Общее количество участников Образовательной программы: до 200 школьников.
1.4. К участию в Образовательной программе приглашаются школьники из образовательных организаций следующих регионов:
– Архангельская область
– Белгородская область
– Брянская область
– Калининградская область
– Ленинградская область
– Липецкая область
– Московская область
– Новгородская область
– Орловская область
– Псковская область
– Республика Карелия
– Республика Коми
– Смоленская область
– Тверская область
1.5. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука».
1.6. Научно-методическое и кадровое сопровождение Образовательной программы осуществляют:
– Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Президентский физико-математический лицей № 239», г. Санкт-Петербург;
– Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)».
1.7. Допускается участие школьников в течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.
1.8. В связи с целостностью и содержательной логикой Образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части Образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда.
1.9. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключен из конкурсного отбора.
1.10. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник Образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.
1.10.1. Школьник может быть отчислен с программы в случае если им не усваиваются материалы образовательной программы, независимо от результатов отбора.
2. Цели и задачи Образовательной программы
2.1. Выявление математически одаренных школьников в регионах - участниках январской образовательной программы Центра «Сириус», максимальное развитие их математических и творческих способностей, повышение общекультурного и образовательного уровней участников.
2.2. Задачи Образовательной программы:
– развитие математических способностей обучающихся;
– подготовка обучающихся к участию в математических олимпиадах высокого уровня;
– популяризация математики как науки;
– формирование у участников Образовательной программы навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности;
– расширение знаний обучающихся в области естественных наук;
– эстетическое воспитание и развитие творческих способностей участников Образовательной программы.
3. Порядок отбора участников Образовательной программы
3.1. Отбор участников осуществляется Координационным советом, формируемым руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также общих критериев отбора в Центр «Сириус».
3.2. Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на сайте Образовательного центра «Сириус».
Регистрация будет открыта до 19 сентября 2021 года.
3.3. К участию в конкурсном отборе приглашаются школьники 7–10 классов образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования.
К участию в конкурсном отборе в виде исключения могут быть допущены обучающиеся 6 класса, прошедшие отбор по правилам 7 класса. Такие школьники будут обучаться в группах 7 классов, поэтому от них требуется опережающее полное владение курсом математики за 6 класс и первое полугодие 7 класса.
3.4. Отбор участников из числа школьников 7–9 классов образовательных организаций регионов, указанных в п.1.4 осуществляется в два этапа. Первый этап – дистанционный учебно-отборочный курс на платформе Сириус.Курсы. Второй этап – очный отборочный тур (проводится в регионах).
3.4.1. Дистанционный учебно-отборочный курс будет проходить с 2 сентября по 23 октября 2021 года.
3.4.2. В рамках дистанционного учебно-отборочного курса оценивается успешность освоения учебного материала, а также результат, показанный на дистанционном тестировании, проводящемся в рамках курса. Дистанционное тестирование состоится 23 октября 2021 года.
3.4.3. Списки обучающихся, прошедших на второй (заключительный, очный) этап отбора по результатам дистанционного учебно-отборочного курса, будут опубликованы на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 27 октября 2021 года.
3.4.4. На второй (заключительный, очный) этап отбора без прохождения дистанционного учебно-отборочного курса приглашаются школьники – участники январской математической образовательной программы 2021 года, получившие «зачет» или «зачет с отличием» по итогам дистанционного обучения (февраль 2021 — июнь 2021 годов) на платформе Сириус.Курсы.
3.4.5. Школьники, успешно прошедшие отбор на октябрьскую/ноябрьскую математическую программу 2021 года, в случае их перехода в образовательную организацию Московской области, приглашаются на заключительный очный тур без прохождения дистанционного отборочного курса.
3.4.6. Второй (заключительный, очный) этап отбора будет проводиться 13 ноября 2021 года на базе опорных образовательных площадок в субъектах Российской Федерации. Регламент и пункты проведения будут опубликованы на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 3 ноября 2021 года.
Предварительные (до апелляции) результаты заключительного тура будут опубликованы не позднее 25 ноября.
3.4.7. Отбор участников Образовательной программы по итогам заключительного тура проводится следующим образом:
3.4.7.1. Для каждого региона устанавливается квота размером не менее 6 и не более 20 школьников из одного региона.
3.4.7.2. Составляется ранжированный список обучающихся по каждой из параллелей 7–9 классов для каждого региона.
3.4.7.3. В каждой из учебных параллелей (7, 8, 9 классов) отбирается не менее двух школьников, имеющих наилучший результат при условии, что они набрали необходимое пороговое количество баллов, определяемое координационным советом программы. Оставшиеся места, исходя из вышеуказанной квоты региона, Координационный совет распределяет между учебными параллелями отдельным решением, исходя из ранжированного списка (см. выше).
3.4.7.4. В случае, если несколько школьников, показавших одинаковые высокие результаты, претендуют на попадание на Образовательную программу, Координационный совет имеет право изменить квоту региона или распределение квоты между учащимися разных классов.
3.4.7.5. Обучающиеся, отказавшиеся от участия в Образовательной программе, будут заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Внесение изменений в список участников программы происходит до 18 декабря 2021 года.
3.5. Для школьников 10 класса дистанционный отборочный курс не проводится. Без прохождения отборочных испытаний на образовательную программу приглашаются школьники 10 класса из регионов, указанных в п.1.4, набравшие не менее 36 баллов на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике 2020/21 учебного года среди учащихся 9 класса.
Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию согласно п.3.2.
3.6. Для школьников из региона-организатора (Московской области) могут быть установлены дополнительные критерии отбора для участия в образовательной программе.
3.7. Список школьников, приглашенных для участия в Образовательной программе, будет опубликован на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 30 ноября 2021 года.
4. Аннотация Образовательной программы
4.1. Образовательная программа включает в себя математическую школу, обучающие математические игры, олимпиады по математике, обширную культурную, развивающую и спортивно-оздоровительную программы.
4.2. Программа ориентирована на обучение школьников с разным уровнем подготовленности. Обучающиеся будут разбиты на учебные группы с учетом их возраста и уровня подготовки. Изучаемые темы предполагают у участников хорошее знание всех разделов школьного курса математики.
5. Финансирование Образовательной программы
5.1. Оплата проезда, пребывания и питания участников Образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного фонда «Талант и успех».