help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
1-24 мая 2022

Майская учебно-олимпиадная образовательная программа по биологии

Прием заявок для участия в конкурсном отборе был открыт до 16 января 2022 года
К участию в программе допускались только зарегистрировавшиеся школьники

 

 

По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru

 


Программы прошлых лет: 2021202020192018

 

О программе

Образовательная программа была направлена на подготовку учащихся к олимпиадам по биологии высокого уровня, развитие их способностей практической и исследовательской деятельности в сфере биологии, повышение образовательного уровня и организации работы с талантливыми школьниками, выявленными на региональных и заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников по биологии, олимпиадах из Перечня Министерства образования и науки РФ за 2021-2022 учебный год.

Набор курсов программы для каждого класса соответствовал классу школьного обучения, а также специфике теоретического и практического туров регионального и заключительного этапов ВсОШ по биологии параллели 9 класса.

Учащиеся получили возможность освоить различные методы современной биологии, развить следующие умения и навыки:

I. Умения научного исследования
1. Наблюдение
2. Измерение
3. Группирование или классификация
4. Нахождение взаимосвязей
5. Вычисление
6. Организация данных и их представление: графики, таблицы, списки, диаграммы, фотографии
7. Прогнозирование / планирование
8. Формулирование гипотезы
9. Оперативное описание: цель, условия, предположение
10. Изменяющееся опознавание и контроль
11. Экспериментирование: моделирование эксперимента, проведение эксперимента, запись результатов/данных, интерпретация результатов и выводы.
12. Представление числовых результатов с надлежащей достоверностью (правильное количество единиц)

II. Основные биологические умения
1. Наблюдение биологических объектов, используя лупу, бинокль.
2. Работа с бинокулярным микроскопом (общее увеличение 1000x-1800x)
3. Работа со стереомикроскопом
4. Зарисовка препаратов (под микроскопом и т.п.)
5. Точное описание биологических рисунков с использованием таблиц биологических терминов, обозначенных цифровыми кодами

III. Биологические методы
Участники программы получили возможность овладеть следующими методами и научиться работать с оборудованием по инструкции без предварительного объяснения.
A) Цитологические методы
1. Мацерация и техника приготовления раздавленных препаратов
2. Приготовление мазка
3. Окраска клеток и приготовление препаратов
B) Методы изучения анатомии и физиологии растений
1. Препарирование цветка растения и предположение формулы цветка
2. Препарирование других частей растения: корней, стеблей, листа, плодов
3. Изготовление срезов стеблей, листа, корней
C) Методы изучения анатомии и физиологии животных
1. Препарирование моллюсков, членистоногих, рыб.
2. Изготовление препаратов мелких беспозвоночных
3. Получение электрокардиограммы и ее понимание
D) Этологические методы
1. Определение и интерпретация поведения животных
E) Экологические методы и методы изучения окружающей среды
1. Определение плотности популяции
2. Определение биомассы
3. Элементарные способы определение качества воды
4. Элементарные способы определение качества воздуха
F) Таксономические методы
1. Использование дихотомических ключей
2. Построение простых дихотомических ключей
3. Определение наиболее известных семейств цветочных растений
4. Определение отрядов насекомых
5. Определение типов и классов других организмов

IV. Микробиологические методы
1. Приготовление питательных сред
2. Асептические приемы (стерилизация пламенем и прокаливание стеклянных материалов)
3. Методы инокуляции

Содержательная характеристика программы

7 класс
Альгология, микология и лихенология (лекция, практическая работа);
Биосистематика (семинары);
Ботаника (лекция, практическая работа, полевая практика);
Зоология беспозвоночных животных (лекция, практикум);
Зоология позвоночных животных (лекция, практическая работа, полевая практика);
Ихтиология (лекция, практическая работа, полевая практика);
Тренинг по решению олимпиадных заданий (семинары);
Физиология растений (лекции, лабораторная работа);
Цитология (лекция, практическая работа);
Экология (семинары).
Энтомология (лекция, практическая работа, полевая практика);
Итоговое тестирование;
Учебные выезды.

8 класс
Альгология, микология и лихенология (лекция, практическая работа);
Анатомия человека (лекция, практическая работа);
Ботаника (лекция, практическая работа, полевая практика);
Зоология беспозвоночных животных (лекция, практическая работа);
Зоология позвоночных животных (лекция, практическая работа, полевая практика);
Ихтиология (лекция, практическая работа, полевая практика);
Микробиология (лекция, практическая работа);
Физиология растений (лекция, семинары);
Физиология человека и животных (лекция, практическая работа);
Энтомология (лекция, практическая работа, полевая практика);
Разбор олимпиадных заданий;
Итоговое тестирование;
Учебные выезды.

Спецгруппа «Генетика»
Введение в генетику;
Жизненные циклы водорослей (лекция, практическая работа);
Жизненные циклы грибов (лекция, практическая работа);
Микробиология (лекция, практическая работа);
Ихтиология (лекция, практическая работа);
Зоология беспозвоночных (лекция, практическая работа);
Ботаника (лекция, практическая работа);
Цитология и биохимия (лекция, практическая работа);
Молекулярная генетика (лекция, практическая работа);
Генная инженерия (лекция, практическая работа);
Итоговое тестирование;
Учебные выезды.

Для каждого класса и спецгруппы «Генетика» был предусмотрен свой набор теоретических и практических занятий и совместные лекции. Основной упор был сделан на «полевую» биологию (зоология, ботаника, энтомология, ихтиология, микология, альгология, биосистематика, экология). Прошли разборы реальных заданий олимпиад по биологии и генетике. В программу спецгруппы «Генетика» был введен блок статистики.

Наибольшее внимание в программе уделено практическим занятиям, поскольку именно практический тур любой олимпиады естественно-научного профиля становится самым сложным в подготовке для всех школьников. 

Практические занятия сочетали в себе как объяснение материала и обсуждение материала в группе, так и использование интерактивных средств (презентации или отдельные иллюстрации, видео- и аудиоматериалы, лабораторное оборудование и реактивы). Каждый практикум подкреплялся теоретическим материалом по предстоящей задаче для лучшего усвоения материала. Подача теоретического материала шла в формате семинара.

Ряд занятий проходил в формате экскурсии. Такая форма проведения занятий способствует формированию умения использовать определители и определять животных и растения в полевых условиях, в том числе узнавать птиц по морфологическим признакам и характерному пению, сближает преподавателя со школьниками и стимулирует познавательную деятельность, способствует лучшему усвоению материала. Учебные выезды были организованы в: 

• Дендрологический парк «Южные культуры»; 
• Питомник обезьян ФГБНУ НИИ «Институт медицинской приматологии»; 
• Кавказский биосферный заповедник; 
• ФГУП «Племенной форелеводческий завод «Адлер»; 
• НИИ «Цветоводства»;
• Адлерская станция ВИР.

Участники и порядок отбора

Участники конкурсного отбора, имеющие академические достижения (п.3.6.) на 07.04.2022
 

Результаты заключительного отборочного тура
Критерии проверки заключительного отборочного тура: 7 класс8 класс
Регламент апелляции

 

Результаты дистанционного отборочного тура: 7 класс, 8 класс

На заключительный отборочный тур приглашаются участники:

— решившие 70% заданий учебно-отборочного курса
— набравшие на дистанционном тестировании 105 баллов для 7 класса и 120 баллов для 8 класса

 

Список участников заключительного отборочного тура

Условия и решения дистанционного тестирования: 7 класс, 8 класс

 

Для участия в образовательной программе приглашаются школьники 7–8 классов из образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации.

Отбор участников осуществляется в два этапа. Первый этап — дистанционный учебно-отборочный курс в системе «Сириус.Онлайн». Второй этап — заключительный отборочный тур (проводится в регионах).

С 24 декабря 2021 года по 12 февраля 2022 года для зарегистрировавшихся школьников будет организован дистанционный учебно-отборочный курс. Информация о курсе размещается в личном кабинете участника после его регистрации.

В рамках дистанционного учебно-отборочного курса оценивается успешность освоения учебного материала, а также результат, показанный на обязательном дистанционном тестировании. Дистанционное тестирование с целью отбора на заключительный (очный) тур будет проведено 12 февраля 2022 года.

По итогам дистанционного учебно-отборочного курса и обязательного дистанционного тестирования будут определены участники заключительного отборочного тура, который пройдёт в субъектах Российской Федерации 26 февраля 2022 года.

По итогам оценки академических достижений, без дополнительных конкурсных испытаний, на образовательную программу приглашаются не более 20 человек:

– участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2021/2022 учебного года
– победители Московских олимпиад школьников по биологии и генетике 2021/22 учебного года;
– победители Олимпиады школьников «Ломоносов» по биологии 2021/22 учебного года. 

К участию в образовательной программе не допускаются участники Мартовской образовательной программы по биологии Образовательного центра «Сириус» (март 2022 года).

Список участников образовательной программы будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 18 марта 2022 года.

Информационный плакат для доски объявлений

Руководители

Белякова
Галина Алексеевна

Заместитель декана биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член центральной предметно-методической комиссии и председатель жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, национальный тренер сборной команды России по биологии, кандидат биологических наук

Ильева
Алина Рамильевна

Учитель биологии гимназии имени Е.М. Примакова, член центральной предметно-методической комиссии и член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, председатель региональной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Лавренова
Виктория Николаевна

Методист Центра педагогического мастерства (Москва), преподаватель биологии школы №57 (Москва), аспирант кафедры биологии биологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, председатель оргкомитета Московской олимпиады школьников по генетике, ответственный секретарь оргкомитета регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в Москве, главный тренер сборной Москвы по подготовке к заключительному этапу ВсОШ по биологии

Лысенков
Артем Андреевич

Старший методист ГАОУ ДПО ЦПМ, координатор сборной Москвы по подготовке к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Преподаватели

Аксенов
Владимир Николаевич

Доцент кафедры общей физики и волновых процессов физического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук

Беляева
Наталия Валентиновна

Старший научный сотрудник кафедры энтомологии биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член методической комиссии и жюри Московской олимпиады школьников и других олимпиад 1-го уровня по биологии, кандидат биологических наук

Быкова
Екатерина Алексеевна

Научный сотрудник кафедры физиологии растений биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член ЦПМК и жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, национальный тренер сборной команды России по биологии, кандидат биологических наук

Волобуева
Наталья Сергеевна

Преподаватель биологии Президентского лицея «Сириус»

Гололобова
Мария Александровна

Доцент биологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, член жюри олимпиады Ломоносова по биологии, кандидат биологических наук

Жеглов
Давид Александрович

Студент биологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, победитель Международной биологической олимпиады (Португалия, 2021)

Жиганов
Никита Иванович

Учитель биологии школы №57 г. Москвы, тренер сборных команд Москвы и Московской области по биологии и экологии, лаборант и аспирант кафедры энтомологии биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Жуковская
Елена Александровна

Научный сотрудник кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член жюри олимпиад перечня Министерства образования и науки, тренер сборной Москвы по биологии

Липей
Святослав Олегович

Старший преподаватель кафедры микробиологии биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член оргкомитета регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в г. Москве

Литвинова
Елена Михайловна

Доцент кафедры зоологии позвоночных биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, тренер сборной команды г. Москвы, кандидат биологических наук

Ловать
Максим Львович

Старший преподаватель биологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, член центральной предметно-методической комиссии и член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, кандидат биологических наук

Негашева
Марина Анатольевна

Профессор кафедры антропологии биологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, доктор биологических наук

Неклюдов
Борис Витальевич

Педагог-организатор Центра педагогического мастерства (Москва), методист «Сириус.Курсов», тренер сборной Москвы на Всероссийской олимпиады школьников по биологии, выпускник биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Огурцов
Сергей Викторович

Доцент кафедры зоологии позвоночных биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член ЦПМК и член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, кандидат биологических наук

Сергеев
Игорь Юрьевич

Старший преподаватель кафедры физиологии человека и животных биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, председатель оргкомитета регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в г. Москве, автор многочисленных учебников по анатомии и физиологии животных, кандидат биологических наук

Сошнина
Валерия Александровна

Специалист отдела молекулярной генетики Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии

Прохоров
Иван Алексеевич

Студент 3 курса биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, серебряный призер Международной биологической олимпиады (Португалия, 2021)

Положение о программе

 Положение о Майской учебно-олимпиадной образовательной программе по биологии
Образовательного центра «Сириус»

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Майской учебно-олимпиадной образовательной программы по биологии Образовательного центра «Сириус» (далее — образовательная программа), её методическое и финансовое обеспечение.

1.2. Образовательная программа проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и успех») с 1 по 24 мая 2022 года.

1.3. Для участия в образовательной программе приглашаются школьники 7–8 классов из образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации.

Общее количество участников образовательной программы: не более 140 человек, из числа участников 8 класса — не более 50 человек

Координационный совет программы оставляет за собой право скорректировать указанные квоты в зависимости от количества поданных заявок и итогового рейтинга кандидатов.

1.4. К участию в образовательной программе допускаются школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации.

1.5. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука».

1.6. Научно-методическое и кадровое сопровождение профильной образовательной программы осуществляют Биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Центр педагогического мастерства г. Москвы, ведущие преподаватели российских вузов и учителя, имеющие опыт работы с одарённым детьми.

1.7. В целях создания более широких возможностей посещения Образовательного центра «Сириус» допускается участие школьников в течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.

1.8. В связи с целостностью и содержательной логикой Образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объёмом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части Образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда.

1.9. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключён из конкурсного отбора.

1.10. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.

1.10.1. Школьник может быть отчислен с программы в случае если им не усваиваются материалы образовательной программы, независимо от результатов отбора.

2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Образовательная программа ориентирована на подготовку учащихся к олимпиадам по биологии высокого уровня, развитие их способностей практической и исследовательской деятельности в сфере биологии, повышение образовательного уровня школьников и организации работы с талантливыми школьниками.

2.2. Задачи образовательной программы:
– подготовка к олимпиадам по биологии высокого уровня;
– развитие практических навыков учащихся в области биологии;
– развитие умений и навыков решения олимпиадных задач;
– развитие у школьников биологического мышления и формирование у них умения вести научную дискуссию;
– популяризация биологии как науки.

3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников осуществляется Координационным советом, формируемым Руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также в Порядке отбора школьников на профильные образовательные программы Фонда по направлению «Наука».

3.2. Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на официальном сайте Образовательного центра «Сириус».

Регистрация будет открыта с 2 декабря 2021 года по 16 января 2022 года.

3.3. Незарегистрировавшиеся школьники к участию в образовательной программе не допускаются.

3.4. Отбор участников осуществляется в два этапа. Первый этап — дистанционный учебно-отборочный курс в системе «Сириус.Онлайн». Второй этап — заключительный отборочный тур (проводится в регионах).

3.4.1. С 24 декабря 2021 года по 12 февраля 2022 года для зарегистрировавшихся школьников будет организован дистанционный учебно-отборочный курс. Информация о курсе размещается в личном кабинете участника после его регистрации.

3.4.2. В рамках дистанционного учебно-отборочного курса оценивается успешность освоения учебного материала, а также результат, показанный на обязательном дистанционном тестировании. Дистанционное тестирование с целью отбора на заключительный (очный) тур будет проведено 12 февраля 2022 года.

3.4.3. По итогам дистанционного учебно-отборочного курса и обязательного дистанционного тестирования будут определены участники заключительного отборочного тура, который пройдёт в субъектах Российской Федерации 26 февраля 2022 года.

3.4.4. Список школьников, допущенных к участию в заключительном очном отборочном туре, будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 16 февраля 2022 года.

3.4.5. Регламент проведения заключительного отборочного тура, места и время проведения этого тура в регионах будут опубликованы на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 16 февраля 2022 года.

3.4.6. Предварительные (до апелляции) результаты заключительного тура будут опубликованы не позднее 14 марта.

3.6. По итогам оценки академических достижений, без дополнительных конкурсных испытаний, на образовательную программу приглашаются не более 20 человек:

– участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2021/2022 учебного года
– победители Московских олимпиад школьников по биологии и генетике 2021/22 учебного года;
– победители Олимпиады школьников «Ломоносов» по биологии 2021/22 учебного года. 

Сведения для оценки академических достижений формируются автоматически на основании данных из Государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности. Прикладывать к заявке подтверждающие документы не требуется. 

3.7. В образовательной программе могут принять участие не более 20 школьников от одного субъекта Российской Федерации. Распределение участников между классами внутри регионов, превысивших квоту, определяется Координационным советом программы.

3.8. К участию в образовательной программе не допускаются участники Мартовской образовательной программы по биологии Образовательного центра «Сириус» (март 2022 года).

3.9. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников (по итогам заключительного отборочного тура). Решение о замене участников принимается Координационным советом программы. Внесение изменений в список участников программы происходит до 15 апреля 2022 года.

3.10. Список участников образовательной программы будет опубликован на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 18 марта 2022 года.

4. Аннотация образовательной программы
Образовательная программа включает в себя теоретические и практические занятия по биологии и основам генетики, тренировочные туры олимпиады по биологии, лекции и семинары ведущих учёных и преподавателей, тематические экскурсии, общеобразовательные, культурно-досуговые и спортивно-оздоровительные мероприятия.

5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда, пребывания и питания обучающихся Образовательной программы осуществляется за счёт средств Образовательного Фонда «Талант и успех».

 
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!