Прием заявок для участия в конкурсном отборе был открыт:
– для учащихся 6, 7, 8 классов до 20 марта 2022 года
– для учащихся 9 и 10 классов с 4 по 22 мая 2022 года
К участию в программе допускались только зарегистрировавшиеся школьники
По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru
Программы прошлых лет: 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015
Образовательная программа была направлена на развитие математических способностей учащихся и расширение их математического кругозора, на развитие у школьников свойственного математике стиля мышления, повышение их общей и математической культуры, воспитание научной честности и умения вести научную дискуссию.
Программа включала в себя углубленные занятия математикой, тренинги по решению олимпиадных заданий, лекции ведущих ученых и педагогов страны, проведение математических боев и математических игр (математическая абака, математическое домино, математическая регата).
Программа была ориентирована на обучение школьников с разным уровнем подготовленности. Учащиеся были разбиты на учебные группы с учетом их возраста и уровня подготовки. Изучаемые темы предполагали у участников хорошее знание всех разделов школьного курса математики.
Во всех классах содержание программы группировалось в тематические блоки: блок алгебры, теории чисел, комбинаторики, теории графов (отдельно выделяемый из блока комбинаторики), общематематических методов рассуждений (индукция, упорядочивание, усреднение, принцип крайнего, идея фазового пространства, идея асимптотики и т.п.) и геометрии (в 7 классе — пропедевтика геометрии). В 10 и 11 классах к этим блокам был добавлен блок математического анализа.
Конкретное наполнение блоков определялось для каждой учебной группы отдельно.
Материалы программы
– Материалы программы для группы 7А
– Материалы программы для группы 7Б
– Материалы программы для группы 7В
– Материалы программы для группы 7У
– Материалы программы для группы 8А
– Материалы программы для группы 8Б
– Материалы программы для группы 8В
– Материалы программы для группы 8Г
– Материалы программы для группы 9А
– Материалы программы для группы 9Б
– Материалы программы для группы 9В
– Материалы программы для группы 9Г
– Материалы программы для группы 9Д
– Материалы программы для группы 10А
– Материалы программы для группы 10Б
– Материалы программы для группы 10-11
– Материалы программы для группы 11А
Материалы программы для группы 7А
Признаки равенства треугольников
Разнобой
Разнобой 2
Разнобой 3
Разнобой 4
Внешний угол
Графы
Разнобой по комбинаторике
Разнобой по теории чисел
Неравенство треугольника
НОД и НОК
Разнобой по теории чисел 2
Усреднение
Биссектриса
Графы 2
Биссектриса 2
Игры
Арифметическая прогрессия
Графы 3
Геометрический разнобой
Индукция
Математический бой
Графы 4
По кругу
Серединный перпендикуляр
Геометрическое место точек
Неравенства
Алгебраические преобразования
Телескопирование
Дискретная непрерывность
Неравенства о средних
Индукция в неравенствах
Формула включений и исключений
Вопросы к зачету
Материалы программы для группы 7Б
Клетчатый разнобой
Не клетчатый разнобой
Циклы и цепочки
Разнобой 4
Делимость
Клеточные оценки
Графы связность
Остатки
Деревья
Сравнения по модулю
Обратные остатки
Триангуляция диагоналями
Неравенства
Охрана картинной галереи
Билеты на промежуточный зачет
Вопросы на промежуточный зачет
Таблица = граф
Задачи на промежуточный зачет
Флешбой
Алгебра
Принцип Дирихле и усреднение
Индукция
Комбинаторные тождества
Счетная комбинаторика
Треугольник Паскаля
Принцип крайнего
Инвариант
Упорядочивание
Малая теорема Ферма
Поиск ошибок в доказательствах
Степени вхождения
Шары и перегородки
Соответствия
Диофантовые уравнения
Вопросы к зачету
Материалы программы для группы 7В
Клетчатый разнобой
Негеометрический разнобой
Числовой разнобой
Алгебра преобразования
Оценка + пример
Раскраски
Делимость
Комбинаторика
Можно или нельзя
Наименьший общий делитель и наибольшее общее кратное
Принцип крайнего
Раскраски 2
Формулы сокращенного умножения
Алгоритм Евклида
Инвариант
Постепнное конструирование
Раскраски в пространстве
Степени вхождения простых
Треугольник Паскаля
Зачет
Задачи на клетчатой бумаге
Сравнения
Комбинаторика 2
Системы счисления
Графы
Индукция
Подсчет двумя способами
Среднее арифметическое
Индукция 2
Граф. Разное
Игры. Начало
Аналогии
Игры 2
Графы. Деревья
Диофантовы уравнения
Материалы программы для группы 7У
Цена игры
Зацепления
Медиана прямоугольного треугольника
Треугольник Паскаля
Бином Ньютона
Проведем высоту
Считаем растопырки
Перекладывание отрезков
Подсчет двумя способами
Графы: пути и циклы. Расстояния
Китайская теорема об остатках
Геометрические неравенства
Разнобой
Разложение на множители
30-60-90
Зацикливание
Степень вхождения
Геометрические места точек
Зацикливание 2
Полуинварианты
Разнобой 2
Алгебра: подстановки
Разнобой 3
Соотвествия
Ориентированные графы
Симметрия
Математичский бой
Комбинаторная теория чисел
Неравенства
Неравенства 2
Паралелограмм
Теория чисел. Разнобой
SFFT (Simon’s favorite factoring trick)
Скрытый граф
Средняя линия
Зацикливание и теория чисел
Эйлеровы графы
Вопросы к зачету
Материалы программы для группы 8А
Неравенство Коши-Буняковского-Шварца
Разнобой по комбинаторике
Теорема Менелая
Неравенство Седракяна
Неравенство Седракяна 2
Теорема Менелая. Добавка
Разнобой по теории чисел
Упорядочивание
Однородность
Теорема Менелая 2
Функция Эйлера
Цена игры
Конечное и бесконечное
Подобие соответственных элементов
Конечное и бесконечное 2
Теорема Эйлера
Гомотетия
Показатели
Гомотетия. Добавка
Конечное и бесконечное 3
Алгоритмы без обратной связи
Вневписанная окружность и гомотетия
Бесконечные алгоритмы
Показатели 2
Геометрический разнобой
Лемма об уточнении показателя
Гомотетия 2
Лемма об уточнении показателя 2
Композиция поворотов
Неравенства между средними
Упорядочивание в неравенствах
Окружность Аполлония
Теория Рамсея
Заключительный разнобой
Неравенства в геометрии
Вопросы к зачету
Материалы программы для группы 8Б
Геометрический разнобой
Комбинаторный разнобой
Неравенства
Дополнительные построения
Неравенства Седракяна
Подобие
Функция Эйлера
Теорема Эйлера и китайская теорема об остатках
Формула Эйлера
Геометрия от обратного
Ориентированные графы
Алгебра в теории чисел
Дирихле с привкусом геометрии
Подобие 2
Разнобой
Показатели
Вписанные углы
Теорема Рамсея
Обратные вычеты
Перестановки
Индукция в неравенствах
Раскраски графов
Теорема Карно
Числа Каталана
Соответствия
Степень точки
Подвешивание графа
Разнобой 2
Две модели
Радикальные оси
Разнобой 3
Вопросы к зачету
Материалы программы для группы 8В
Разнобой по алгебре
Разнобой по комбинаторике
Разнобой по теории чисел
Преобразование выражений
Разнобой по геометрии
Геометрия. Дополнительное построение
Индукция
Произведения и степени
Огрубление неравенств
Подобие
Подсчет в графах
Степени простых
Вписанные углы
Индукция в алгебре и теории чисел
Неравенства о средних
Площадь
Применение теории сравнений
Эйлеровы графы
Малая теорема Ферма
Счетная комбинаторика
Неравенство Коши-Буняковского-Шварца
Подобие и окружности
Индукция в графах
Площадь 2
Метод спуска
Шары и перегородки
Алгоритм Евклида
Китайская теорема об остатках
Ортоцентр
Ортоцентр 2
Таблица как двудольный граф
Лемма о трезубце
Модели и количество информации
Симметрия в играх
Транснеравенство
Вопросы к зачету
Материалы программы для группы 8Г
Преобразование выражений
Разнобой по геометрии
Геометрия. Дополнительные построения
Деревья
Метод математической индукции
Индукция в графах
Симметрия в алгебре
Двудольность
Произведения и степени
Счет углов и отрезков
Вписанные углы
Метод математической индукции 2
Основная теорема арифметики и идеи решения диофантовых уравнений
Огрубление
Хороводы
Неравенство о средних
Построения
Счетная комбинаторика
Малая теорема Ферма
Подобия
Оценка + пример
Вершинные раскраски
Неравенство Коши-Буняковского-Шварца
Свойства ортоцентра
Теорема Чевы
Теория чисел. Идеи
Бонусы
Графы. Обходы
Геометрический принцип Дирихле
Транснеравенство
Китайская теорема об остатках
Алгоритм Евклида
Эйлеровы графы
Теорема Менелая
Теория чисел. Идеи 2
Вопросы к зачету
Материалы программы для группы 9А
Клеткоразнобой
Разнобой по теории чисел
Геометрия. Концикличность (все на одной окружности)
Добавка по клеткам
Добавка по теории чисел
Метод спуска
Параболы
Геометрия. Концикличность 2
Коэффициенты квадратного трехчлена
Оптимальные раскраски
Геометрия. Поляры
Многочлены
Потоки
Геометрия
Многочлены 2
Потоки 2
Неравенство Гёльдера
Геометрия. Площадь
Ориентированные графы
Неравенство Йенсена
Комбинаторная геометрия процессов
Иррациональность
Неравенство Йенсена 2
Цепи
Линейные и квадратичные неравенства
Иррациональность и рекурренты
Множества
Подпор касательной. Тренируем аккуратность
Возвратные последовательности
Множества 2
Вписанная окружность
Лингвистика
Вневписанные окружности
Линейность в геометрии
Линейность в комбинаторике
Материалы программы для группы 9Б
Клеткоразнобой
Разнобой по теории чисел
Классическая геометрия
Метод спуска
Параболы
Двусвязность
Неравенства о средних
Комплексные числа
Комплексные числа. Упражнения
Композиция гомотетий
Бесконечные множества
Числа Каталана
Геометрия масс
Десятичные дроби
Как растет многочлен
Перестановки
Аффинная геометрия
Теорема Коши-Дэвенпорта
Гамильтоновы пути и циклы
Информация
Аффинная геометри. Задачи
Линейные рекурренты
Диаграмма Хассе
Преобразование Абеля
Выпуклые множества
Множества и функции. Теория
Множества и функции. Задачи
Пифагоровы тройки
Поворотная гомотетия
Теорема Турана
Из жизни симедианы
Неразнобой по теории чисел
Вопросы к зачету
Материалы программы для группы 9В
Комбинаторный разнобой
Разнобой по геометрии
Разнобой по теории чисел
Разнобой по алгебре
Разнобой
Идеи в теории чисел
Полуинвариант
Радикальная ось
Квадратичные вычеты
Теорема Турана
Идеи в теории чисел 2
Многочлены
Прямая Симсона
Многочлены 2
Выпуклые множества
Неравенства Коши-Буняковского-Шварца
Комбинаторная геометрия
Хроматический многочлен графа
Целая часть
Гомотетия
Интерполяция
Разнобой по неравенствам
Точка Шалтая
Математический бой
Кубический многочлен
Первообразные корни
Критерий Карно
Ориентированные графы
Пути Дика
Функциональность
Точка Болтая
Материалы программы для группы 9Г
Геометрический разнобой
Комбинаторный разнобой
Разнобой по теории чисел
Алгебраический разнобой
Разнобой
Вписанный четырехугольник
Рациональные и иррациональные числа
Малая теорема Ферма и теорема Эйлера
Таблица как граф
Квадратный трехчлен
Метод математической индукции
Не все случаи плохие
Подобие и окружности
Индукция в графах
Китайская теорема об остатках
Логические задачи
Многочлены
Игры и стратегии
Степень точки и радикальная ось
Многочлены и их графики
Радикальная ось
Неравенства о средних
Ориентированные графы
Идеи в теории чисел
Кооперативные стратегии
Математическая игра «Абака»
Суммирование и усреднение
Игры на графах
Счет углов и окружности
Ортоцентр
Теорема Виета
Инцентр и эксцентры
Конструкции и контрпримеры
Инцентр и ортоцентр
Вопросы к зачету
Материалы программы для группы 9Д
Разнобой по геометрии
Разнобой по комбинаторике
Разнобой по теории чисел
Разнобой по алгебре
Разнобой
Дополнительный разнобой
Рациональные и иррациональнные числа
Таблица как граф
Вписанные четырехугольники
Теорема Эйлера и малая теорема Ферма
Индукция
Квадратный трехчлен
Не все случаи плохие
Подобие и окружность
Индукция в графах
Китайская теорема об остатках
Многочлены: теорема Безу
Рыцари и лжецы
Игры и симметрия
Степень точки
Многочлены и картинки
Степень точки 2
Неравенства о средних
Ориентированные графы
Идеи в теории чисел
Кооперативные стратегии
Математическая игра «Абака»
Усреднение
Игры на графах
Счет углов и окружности
Многочлены и теорема Виета
Ортоцентр
Инцентр и эксцентры
Конструкции и контрпримеры
Инцентр и ортоцентр
Математическая игра «Бонусы»
Разнобой 2
Вопросы к зачету
Материалы программы для группы 10А
Геометрический разнобой
Комбинаторный разнобой
Разнобой алгебра и теория чисел
Разнобой графы
Комплексные числа
Поляры и двойные отношения
Комплексные числа
Теория вероятностей
Комплексные числа
Теория вероятностей
Многочлены нескольких переменных
Описанные четырехугольники
Пересечения на прямой и плоскости
Весовые коэффициенты
Многочлены нескольких переменных 2
Гауссовы числа
Комбинаторная теорема о нулях
Описанные четырехугольники 2
Комбинаторная теорема о нулях 2
Распределение простых чисел
Теорема Кэзи
Математический бой
Теорема Коши-Давенпорта
Многочлены деления круга
Лемма Саваямы
Сети и потоки
Сети и потоки 2
Булев куб
Материалы программы для группы 10Б
Алгоритмы без обратной связи
График функции
Турниры
Формула Пика
Бесконечные конструкции
Обратные остатки
Последовательности
Разнобой по геометрии
Неравенства
Гомотетия
Последовательности 2
Равномощные множества
Многочлены
Неравенства 2
Поворот
Разнобой по комбинаторике
Теорема Безу
Хроматический многочлен графа
Асимптотика
Континуальность
Разнобой по геометрии 2
Двойной подсчет в графах
Сумма двух квадратов
Ортологичные треугольники
Таблицы с числами
Инварианты
Формулы сокращенного умножения
Комбинаторный разнобой одноходовки
Неравенство Йенсена
Наибольший цикл
Рекуррентные формулы
Полуправильные паркеты
Вопросы к зачету
Материалы программы для группы 10-11
Геометрический разнобой
Комбинаторный разнобой
Разнобой по алгебре и теории чисел
Разнобой по графам
Вероятностный метод
Уравнение Пелля
Геометрия. Пучок
Уравнение Пелля 2
Весовые коэффициенты
Комплексные числа
Геометрия. Концикличность
Системы линейных уравнений. Теория
Множества
Системы линейных уравнений. Задачи
Инверсия. Задачи
Комбинаторная геометрия и процессы
Инверсия. Добавка
Инверсия 2
Индукция
Инверсимметрия
Усиление утверждения
Алгебра
Неравенства
Графы
Синусы
Вокруг неравенства Коши-Буняковского-Шварца
Синусы 2
Раскраски
Таблицы и клетки
Синусы 3
Уточняем показания
Вопросы к зачету
Материалы программы для группы 11А
Правильные моменты
Сопряжение
Стереометрия
Комбинаторная стереометрия
Неравенства
Одно число
Комбинаторная геометрия
Стереометрия 2
Бесконечность
Алгебраические числа
Полярное преобразование
Раздача эчпочмаков
Неравенства
Изогональное сопряжение в четырехугольнике
Изучаем Z p
Неравенства
Подсчет двумя способами
Риман и Лебег
Неравенства
Степень точки и линейность
Последовательное конструирование
Изменение правил
Неравенства
Вокруг прямой Эйлера
Квадратичная теория чисел
Большие и маленькие
Вопросы к зачету
Результаты заключительного отборочного тура (после апелляции)
Порядок проведения апелляции
Результаты заключительного отборочного тура (до апелляции)
Решения заданий заключительного отборочного тура
Список участников заключительного тура
Решения заданий дистанционного тура
К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 6-10 классов образовательных организаций
Республики Башкортостан, Республики Мордовия, Республики Татарстан, Иркутской области, Кировской области, Московской области, Пермского края, Саратовской области, Свердловской области, Томской области, Тюменской области, Удмуртской Республики, Ульяновской области, Челябинской области, Чувашской Республики и Ярославской области.
Нижегородская, Оренбургская и Самарская области перенесены на январскую математическую программу.
Порядок отбора учащихся 6, 7 и 8 классов (на февраль 2022 г.).
Отбор участников осуществляется в два тура. Первый тур – дистанционный учебно-отборочный курс. Второй тур – заключительный тур в регионах Российской Федерации.
С 1 марта по 7 мая 2022 года состоится обучение зарегистрировавшихся школьников в дистанционной системе Сириус.Курсы.
Заочный отборочный тур состоится 15 мая. Регламент проведения заочного отборочного тура публикуется в дистанционной системе до 28 апреля 2022 года.
По совокупности результатов обучения в дистанционной системе и результатов заочного отборочного тура будет сформирован список участников заключительного отборочного тура, который будет опубликован до 18 мая 2022 года.
Заключительный отборочный тур проводится 26 мая 2022 года в регионах-участниках программы.
На заключительный отборочный тур, вне зависимости от результатов обучения в дистанционной системе, приглашаются следующие учащиеся, прошедшие регистрацию на программу:
– участники регионального этапа олимпиады им. Л.Эйлера 2021/22 учебного года, набравшие не менее 35 баллов; баллы на региональном этапе олимпиады им. Л. Эйлера засчитываются по результатам проверки работ центральным жюри олимпиады;
– участники октябрьской образовательной математической программы 2021 года, являющиеся учениками 6, 7 и 8 класса по состоянию февраль 2022 г., успешно сдавшие до 1 апреля зачет в системе дистанционного постсопровождения. Список таких школьников публикуется в дистанционной системе в срок до 28 апреля 2022 года;
– школьники, получившие до 1 мая 2 сертификата за успешное прохождение открытых курсов по математике за свой класс обучения, при условии прохождения заочного отборочного тура на результат, определяемый Координационным советом программы в срок до 11 мая 2022 года.
Предварительные (до апелляции) результаты заключительного отборочного тура будут опубликованы не позднее 15 июня.
По итогам оценки академических достижений на образовательную программу без прохождения отборочных испытаний приглашаются:
– участники заключительного этапа всероссийской олимпиады по математике им. Л. Эйлера 2021/22 учебного года, набравшие не менее 21 балла. Для школьников Республики Татарстан проходной балл равен 33 (п. 3.7 Положения);
– участники заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике 2021/22 учебного года, набравшие не менее 27 балла. Для школьников Республики Татарстан проходной балл равен 37 (п. 3.7 Положения).
Порядок отбора учащихся 9 и 10 классов (по состоянию на февраль 2022 года).
По итогам оценки академических достижений на образовательную программу без прохождения отборочных испытаний приглашаются участники заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике 2021/22 учебного года, набравшие:
9 класс – 27 балл;
10 класс – 21 баллов.
Для школьников Республики Татарстан критерии повышены (п. 3.7 Положения):
9 класс – 31 баллов;
10 класс – участники осенних сборов по математике в сборную команду России.
При отборе на образовательную программу учитываются только академические достижения, загруженные организаторами мероприятий в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности. Дополнительная загрузка участником отбора своих дипломов в заявку не предполагается.
Список школьников, приглашенных к участию в октябрьской образовательной программе, публикуется на официальном сайте Центра «Сириус» не позднее 21 июня.
Доцент кафедры высшей математики МФТИ, председатель центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, лауреат премии Правительства в области образования (2010 г.), обладатель государственной награды Российской Федерации — медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук
Профессор кафедры прикладной математики Ульяновского государственного университета, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, доктор физико-математических наук
Педагог Естественно-математического центра (Казань), организатор множества математических соревнований и лагерей, заслуженный учитель Республики Татарстан
Академический руководитель кружка "Олимпиадная математика" Т-Банк Поколение, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике
Доцент кафедры дискретного анализа факультета информатики и вычислительной техники Ярославского государственного университета имени П.Г.Демидова, преподаватель математических кружков и выездных математических школ Ярославской области, кандидат физико-математических наук
Преподаватель летних математических школ, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике
Преподаватель летних математических школ, студент факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике
Педагог дополнительного образования Естественно-математического центра (г. Казань)
Ассистент кафедры дискретной математики МФТИ, координатор Международной математической олимпиады, многократный призер и победитель Всероссийской олимпиады школьников по математике, медалист Международной математической олимпиады (2014), член жюри международной олимпиады по математике
Преподаватель Ульяновской летней математической школы, призер всероссийских математических олимпиад школьников
Старший преподаватель кафедры дифференциальных уравнений и математической экономики ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, член жюри Кавказской математической олимпиады, член методического совета математической олимпиады имени Л. Эйлера, член жюри Международной математической олимпиады (2020, 2021 гг.)
Преподаватель математических кружков и летних математических школ, член жюри турнира «Лига открытий», студент Cанкт-Петербургского государственного университета, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике
Учитель математики лицея-интерната №2 (Казань), преподаватель летних математических школ, член жюри различных математических турниров
Учитель математики «РЖД Лицей № 14» (Иркутск), преподаватель летних математических школ в Кирове, Кургане, Иркутске, почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации
Руководитель Творческой Лаборатории «Дважды Два», многократный обладатель грантов правительства Москвы и грантов Президента России в области образования, почетный работник сферы образования Российской Федерации, автор статей по занимательной математике и преподаванию математики в журналах «Квантик», «Потенциал», «Математика в школе»
Старший научный сотрудник кафедры дискретной математики МФТИ, победитель конкурса «Молодая математика России», кандидат физико-математических наук
Преподаватель математического кружка Tinkoff Generation, студент Физтех-школы прикладной математики и информатики (ФПМИ) Московского физико-технического института (МФТИ), победитель Всероссийской олимпиады школьников по математике
Директор АНО ДПО Академия «Летово», член методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по математике, заслуженный работник образования Республики Удмуртия
Доцент кафедры высшей математики МФТИ, член тренерского совета национальной команды России на Международной математической олимпиаде, член Центральной предметно- методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, золотой медалист международной математической олимпиады (1992 г.), кандидат физико-математических наук
Преподаватель Ульяновской летней математической школы, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике
Студентка физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, многократный призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике
Преподаватель кафедры высшей математики Московского физико-технического института, преподаватель физмат лицея №5 (Долгопрудный, Московская область)
Преподаватель математического центра Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург), студент факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, многократный призер Всероссийской олимпиады школьников по математике
Преподаватель летних математических школ, студент факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета
Ассистент кафедры высшей математики МФТИ, тренер сборной Москвы и Московской области по математике, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике
Педагог дополнительного образования, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике
Доцент кафедры алгебры факультета математики РГПУ имени А.И.Герцена, преподаватель математического центра Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург)
Старший преподаватель кафедры математического анализа Удмуртского государственного университета
Сотрудник Московского центра непрерывного математического образования и лаборатории популяризации и пропаганды математики Математического института имени В.А.Стеклова Российской академии наук, учитель школы №57 (Москва)
Студент факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, победитель всероссийской олимпиады школьников и других математических олимпиад и турниров
Преподаватель физико-математического лицея №5 города Долгопрудного (Московская область), доцент кафедры анализа систем и решений и кафедры высшей математики МФТИ, заместитель директора Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, научный руководитель физико-математической школы имени академика Шипунова (Тула), член жюри этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике, кандидат физико-математических наук
Независимый учитель математики, преподаватель каникулярных математических школ, почетный работник общего образования РФ, победитель творческого конкурса учителей по математике Московского центра непрерывного математического образования
Студент Физтех-школы прикладной математики и информатики (ФПМИ) Московского физико-технического института (МФТИ), призер Всероссийский олимпиады школьников по математике, золотой медалист китайской математической олимпиады, золотой медалист Romanian Masters in Mathematics
Студент магистратуры факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, многократный призер Всероссийской олимпиады школьников по математике
Студент факультета компьютерных наук Высшей школы экономики, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике
Доцент кафедры математического анализа Алтайского государственного университета, отличник народного образования, кандидат физико-математических наук
Призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике
Старший научный сотрудник лаборатории комбинаторных и геометрических структур Московского физико-технического института, член жюри Всероссийской олимпиады по математике и Международной олимпиады по математике, кандидат физико-математических наук
Старший преподаватель кафедры дифференциальных уравнений, научный сотрудник Регионального научно-образовательного математического центра «Центр интегрируемых систем» Ярославского государственного университета имени П.Г.Демидова
Студент СПбГУ, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и астрономии
Студент математического факультета СПбГУ, многократный призер Всероссийской олимпиады школьников по математике
Учитель математики школы Центра педагогического мастерства (Москва), преподаватель регионального центра развития талантов «Аврора», председатель региональной предметно-методической комиссии всероссийской олимпиады школьников по математике (Уфа), победитель творческого конкурса Московского центра непрерывного математического образования, трехкратный лауреат конкурса лучших учителей Минобразования и науки РФ, заслуженный учитель РФ
Студентка ВятГУ, преподаватель летних школ и выездных сборов Кирова и других городов, член жюри и оргкомитета командных турниров УТЮМ и Лига открытий, член жюри муниципального и регионального этапов ВСОШ по математике, призер Всероссийской олимпиады школьников по математике, многократный победитель Турнира городов
Научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Математического института имени В.А. Стеклова РАН
Преподаватель математических школ, студентка факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики
Старший преподаватель кафедры высшей геометрии математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, кандидат физико-математических наук
Студентка факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, призер Всероссийской олимпиады школьников по математике
Студентка факультета математики Высшей школы экономики, четырежды призер всероссийской олимпиады школьников по математике, преподавательница летних школ и выездных сборов Кургана и Москвы, член жюри олимпиады по геометрии имени И.Ф.Шарыгина
Учитель математики Президентского физико-математического лицея № 239 (Санкт-Петербург), член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, главный тренер сборной России на Международной олимпиаде школьников по математике, почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, золотой медалист Международной математической олимпиады (2002)
Студент факультета математики и компьютерных наук СПбГУ, многократный призер Всероссийской олимпиады школьников по математике
Студент факультета математики и компьютерных наук СПбГУ, победитель Всероссийской олимпиады школьников по математике
Преподаватель математического кружка и летней школы в Кирове, студент магистратуры факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, многократный призер Всероссийской олимпиады школьников по математике
Аспирант Физтех-школы прикладной математики и информатики (ФПМИ) Московского физико-технического института, победитель и призер заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике
Менеджер проекта по математике АНО «Кванториум» (Ульяновск), преподаватель Ульяновской и Ижевской математических школ, призер и победитель перечневых олимпиад
Руководитель Школы глубокого обучения МФТИ, ассистент кафедры дискретной математики МФТИ, трехкратный призер Всероссийской олимпиады школьников по математике, призер международной олимпиады по геометрии имени И.Ф.Шарыгина, победитель международного турнира по математике «Кубок памяти А.Н.Колмогорова», многократный обладатель премии Президента Российской Федерации для поддержки талантливой молодежи, золотой медалист международной Жаутыковской олимпиады
Положение об октябрьской математической образовательной программе Центра «Сириус» по направлению «Наука»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения октябрьской математической образовательной программы Центра «Сириус» (далее – образовательная программа), методическое и финансовое обеспечение образовательной программы.
1.2. Образовательная программа по математике проводится в Центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех) с 1 по 24 октября 2022 года.
1.3. Для участия в образовательной программе приглашаются школьники 7-11 классов (на октябрь 2022 г.) из образовательных организаций следующих регионов:
– Иркутская область;
– Кировская область;
– Пермский край;
– Республика Башкортостан;
– Республика Мордовия;
– Республика Татарстан;
– Московская область;
– Саратовская область;
– Свердловская область;
– Томская область;
– Тюменская область;
– Удмуртская Республика;
– Ульяновская область;
– Челябинская область;
– Чувашская Республика;
– Ярославская область.
Участник образовательной программы должен обучаться в одном из указанных регионов по состоянию на октябрь 2022 года.
1.4. К участию в образовательной программе допускаются школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации.
1.5. Общее количество участников образовательной программы: до 300 школьников.
1.6. Регионами-организаторами, обеспечивающими научно-методическое и кадровое сопровождение образовательной программы, являются: Республика Татарстан, Московская область, Ульяновская область.
1.7. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука».
1.8. Допускается участие школьников в течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.
1.9. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объёмом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда «Талант и успех».
1.10. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключён из конкурсного отбора.
1.11. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.
1.11.1. Школьник может быть отчислен с программы решением Координационного совета программы, если им не усваиваются материалы образовательной программы, независимо от результатов отбора.
2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Октябрьская математическая образовательная программа ориентирована на выявление математически одаренных школьников в регионах, указанных в п.1.3, максимальное развитие их математического потенциала, повышение общекультурного уровня участников образовательной программы.
2.2. Задачи образовательной программы:
– развитие математических способностей учащихся и расширение их математического кругозора путем интенсивных занятий по углубленной программе у ведущих педагогов России;
– развитие у школьников свойственного математике стиля мышления, повышение их общей и математической культуры, воспитание научной честности и умения вести научную дискуссию;
– подготовка учащихся к математическим олимпиадам;
– популяризация математики как науки.
3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников Образовательной программы осуществляется координационным советом, формируемым руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех». К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся образовательных организаций, реализующих программы общего образования, из регионов, указанных в п.1.3.
3.2. Порядок отбора учащихся 6, 7 и 8 классов (по состоянию на февраль 2022 г.).
3.2.1. К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 6, 7 и 8 классов. К участию в конкурсном отборе в виде исключения могут быть допущены учащиеся 5 классов, проходящие отбор по программе 6 класса. От такие учащихся требуется опережающее полное владение школьным курсом математики соответствующего уровня.
3.2.2. Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на сайте Центра «Сириус».Регистрация будет открыта с 09 февраля по 20 марта 2022 года.
3.2.3. По итогам оценки академических достижений на образовательную программу без прохождения отборочных испытаний приглашаются:
– участники заключительного и/или регионального этапов всероссийской олимпиады по математике им. Л. Эйлера 2021/22 учебного года, набравшие пороговое количество баллов;
– участники заключительного и/или регионального этапов всероссийской олимпиады школьников по математике 2021/22 учебного года, набравшие пороговое количество баллов.
Пороговые количества баллов будут определены и опубликованы на сайте Центра «Сириус» 4 мая 2022 года.
3.2.4. С 1 марта по 15 мая 2022 г. состоится обучение зарегистрировавшихся школьников в дистанционной системе.
3.2.5. Заочный отборочный тур состоится 15 мая 2022 г. Регламент проведения заочного отборочного тура публикуется в дистанционной системе до 28 апреля 2022 г. Школьники, нарушившие регламент проведения заочного отборочного тура, к заключительному отборочному туру не допускаются.
3.2.6. По совокупности результатов обучения в дистанционной системе и результатов заочного отборочного тура будет сформирован список участников заключительного отборочного тура, который будет опубликован на сайте Центра «Сириус» и в системе Сириус.Курсы до 18 мая 2022 г.
3.2.7. Заключительный отборочный тур проводится 26 мая 2022 года в регионах Российской Федерации, указанных в п.1.3. В одном регионе может быть несколько пунктов проведения. Регламент проведения заключительного отборочного тура будет опубликованы на сайте Центра «Сириус» не позднее 18 мая 2022 г.
Работы школьников, нарушивших регламент проведения заключительного отборочного тура, не рассматриваются.
3.2.8. На заключительный отборочный тур, вне зависимости от результатов обучения в дистанционной системе, приглашаются следующие учащиеся, прошедшие регистрацию на программу в соответствие с п.3.2.2 настоящего Положения:
– участники регионального этапа олимпиады им. Л.Эйлера 2021/22 учебного года, набравшие не менее 35 баллов; баллы на региональном этапе олимпиады им. Л. Эйлера засчитываются по результатам проверки работ центральным жюри олимпиады;
– участники октябрьской образовательной математической программы 2021 года, являющиеся учениками 6, 7 и 8 класса по состоянию февраль 2022 г., успешно сдавшие до 1 апреля зачет в системе дистанционного постсопровождения. Список таких школьников публикуется в дистанционной системе в срок до 28 апреля 2022 года;
– школьники, получившие до 1 мая 2 сертификата за успешное прохождение открытых курсов по математике за свой класс обучения, при условии прохождения заочного отборочного тура на результат, определяемый Координационным советом программы в срок до 11 мая 2022 года.
3.2.9. Предварительные (до апелляции) результаты заключительного отборочного тура будут опубликованы не позднее 15 июня.
3.2.10. По итогам заключительного отборочного тура формируется ранжированный список школьников отдельно по каждой параллели и по каждому региону.
3.2.10.1. На образовательную программу приглашаются от каждого региона по три ученика из 6, 7 и 8 классов с наивысшим рейтингом при условии, что они набрали необходимое пороговое количество баллов, определяемое координационным советом программы. На оставшиеся места приглашаются ученики в соответствии с рейтингом по каждой из параллелей 6, 7 и 8 классов для каждого региона.
3.3. Порядок отбора учащихся 9 и 10 классов (по состоянию на февраль 2022 года).
Учащиеся 9 и 10 классов (на февраль 2022 года) отбираются на образовательную программу на основе своих достижений на математических олимпиадах высокого уровня.
3.3.1. По итогам оценки академических достижений на образовательную программу без прохождения отборочных испытаний приглашаются участники заключительного и/или регионального этапов всероссийской олимпиады школьников по математике 2021/22 учебного года, набравшие пороговое количество баллов.
3.3.2. Пороговые количества баллов по каждому классу будут определены и опубликованы на сайте Центра «Сириус» 4 мая 2022 года, после завершения заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике. Регистрация учащихся 9 и 10 классов на образовательную программу будет проходить с 4 по 22 мая 2022 года по персональным приглашениям.
3.4. При отборе на образовательную программу учитываются только академические достижения, загруженные организаторами мероприятий в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности. Дополнительная загрузка участником отбора своих дипломов в заявку не предполагается.
3.5. Список школьников, приглашенных к участию в октябрьской образовательной программе, публикуется на официальном сайте Центра «Сириус» не позднее 21 июня 2022 года.
3.6. Учащиеся, отказавшиеся от участия в октябрьской образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Внесение изменений в список участников программы происходит до 15 сентября 2022 года.
3.7. Предельная численность участников октябрьской образовательной программы от каждого региона Российской Федерации составляет 40 человек. В случае приглашения на основании п.3.2.3. и 3.3.1. суммарно более 25 участников от одного региона координационный совет программы может изменить для этого региона критерии приглашения, перечисленные в этих пунктах. В случае прохождения на образовательную программу более 40 участников от одного региона по решению координационного совета программы в этом регионе могут изменены критерии приглашения и/или проведен дополнительный отборочный тур. Дата и регламент проведения дополнительного отборочного тура утверждаются координационным советом программы.
3.8. Для школьников из регионов-организаторов могут быть установлены дополнительные критерии отбора для участия в образовательной программе. В регионах-организаторах по решению координационного совета программы может быть проведен дополнительный отборочный тур среди учащихся 6-10 классов. Дата и регламент проведения дополнительного отборочного тура утверждаются координационным советом программы.
3.9. В сентябре 2022 года все участники октябрьской образовательной программы из 7, 8 и 9 классов (по состоянию на сентябрь 2022 года) могут продолжить обучение в дистанционной системе. Темы занятий на октябрьской образовательной программе будут являться логическим продолжением тем дистанционного обучения, поэтому от участников предполагается, что они овладеют материалом, изучаемым в дистанционной системе.
4. Аннотация образовательной программы
Образовательная программа ориентирована на развитие математических и творческих способностей учащихся. Программа включает в себя углубленные занятия математикой, различные математические соревнования, лекции ведущих ученых и педагогов страны, общеобразовательную, обширную культурно-досуговую, развивающую и спортивно-оздоровительную программы.
Программа ориентирована на обучение школьников с разным уровнем подготовленности. Учащиеся будут разбиты на учебные группы с учетом их возраста и уровня подготовки. Изучаемые темы предполагают у участников хорошее знание всех разделов школьного курса математики.
5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда, проживания и питания участников образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».