help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
4-26 января 2023

Январская математическая образовательная программа

Приём заявок для участия в конкурсном отборе был открыт до 25 сентября 2022 года.
К участию в программе допускались только зарегистрировавшиеся школьники.

По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru.


Программы прошлых лет: 20222021202020192018

О программе

Образовательная программа была ориентирована на развитие математических и творческих способностей учащихся. Включала углубленные занятия математикой (по различным разделам: алгебра, геометрия, комбинаторика, теория чисел), подготовку к олимпиадам высокого уровня, лекции ведущих ученых по математике и естественным наукам.

Состоялась встреча с Иваном Валериевичем Ященко: он рассказал, зачем изучать теорию вероятностей. Николай Николаевич Андреев прочитал цикл лекций «Математические этюды».

В рамках основной части программы школьники 7 класса учились базовым идеям и методам олимпиадной математики, школьники 8–10 классов углубленно изучали олимпиадную математику. 

С учетом возраста и уровня подготовки учащиеся были разбиты на несколько учебных групп. 

Материалы программы

7 класс

Темы: Равные фигуры. Разнобой с уклоном в комбинаторику. Формулы сокращенного умножения. Основная теорема арифметики. Первый и второй признаки равенства треугольников. Классическая комбинаторика. Уравнения в целых числах. Третий признак равенства треугольников. Разнобой по геометрии. Инварианты. Уравнения и остатки. Паскальный треугольник. Реализуем условие на чертеже. Алгоритмы. Несложные задачи про простые числа. Признаки делимости. Параллельность. Удвоение медианы. Слепые алгоритмы. Клетки. Тождественные преобразования. Четвертый признак равенства треугольников. Комбинаторика, притворяющаяся алгеброй. Графы и короли. Арифметика: конструкции существующие и не существующие. Графы и реалистичные ситуации. Медиана прямоугольного треугольника. Положительные суммы, сапоги и пр. Поймай меня, если сможешь. Треугольник 30-60-90. Слепые алгоритмы. Зайцы, волки и овцы. Разнобой по геометрии. Еще про суммы, бусы и пр. Задачи к зачету

Группа 7-1
Группа 7-2
Группа 7-3

8 класс

Темы: Алгебра и теория чисел. Вспомним прошлое. Повторение. Параллелограмм. Новогодние клетчатые задачи. Трапеция. Давайте красить клетки. Площади. Теорема Фалеса. Клеточки с числами. Китайская теорема об остатках. Средняя линия. Разнобой. Тождественные преобразования. Точки и отрезки. Биссектрисы треугольника и пр. Неравенства. Серпер. Точки, симметрия+. Раскраски точек. Медианы и высоты. Графики функций. Комбинаторный разнобой. Соседи. Игры. Египетские дроби. Подсказки по сложным задачам. Задачи к зачету

Группа 8-1
Группа 8-2
Группа 8-3

9 класс

Темы: Разнобой. Геометрия. Игры. Квадратный трехчлен. Отдача на сдачу. Неравенства. Рациональность-иррациональность и прогрессии. Многочлены. Произведения и степени. Малая теорема Ферма. Теория чисел. Оценка + пример. Симметрия. Метод математической индукции в алгебре и теории чисел. Комбинаторная геометрия. Про клеточки. Графы. Индукция в графах. Дискретная непрерывность. Целая и дробная части числа. Минимумы и максимумы в геометрии. Олимпиада. Задачи к зачету

Группа 9-1
Группа 9-2
Группа 9-3

10 класс

Темы: Геометрия. Теория чисел. Геометрия: концикличность. Оценки. Алгебра: многочлены. Комбинаторика: графы. Гомотетия. Клетчатые задачи. Оценка + пример. На координатной плоскости. Неклассические неравенства. Неравенства и многочлены. Разнобой. Алгебра и числа. Целая и дробная часть числа. Теорема Виета

Группа 10

Участники и порядок отбора

Результаты заключительного отборочного тура (после апелляции)
Результаты заключительного отборочного тура (до апелляции)
Решения заданий заключительного отборочного тураКритерии оценки
​Список участников заключительного отборочного тура
Решения заданий дистанционного тура: 7 класс, 8 класс, 9 класс

К участию в конкурсном отборе приглашаются школьники 7–10 классов (на сентябрь 2022 года) образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования.

Отбор участников из числа школьников 7–9 классов образовательных организаций регионов России, указанных в п. 1.4 Положения о программе, а также Киргизской Республики, Республики Азербайджан, Республики Молдова и Республики Таджикистан осуществляется на русском языке в два этапа. Первый этап – дистанционный учебно-отборочный курс на платформе Сириус.Курсы. Второй этап – очный отборочный тур (проводится в регионах).

Дистанционный учебно-отборочный курс будет проходить с 8 сентября по 22 октября 2022 года.

В рамках дистанционного учебно-отборочного курса оценивается успешность освоения учебного материала, а также результат, показанный на дистанционном тестировании, проводящемся в рамках курса. Дистанционное тестирование состоится 22 октября.

На заключительный отборочный тур без прохождения дистанционного учебно-отборочного курса приглашаются школьники, получившие «зачет» или «зачет с отличием» по итогам дистанционного обучения (февраль — июнь 2022 года) на платформе Сириус.Курсы (для участников январской математической образовательной программы 2022 года и участников программ регионального сопровождения).

Заключительный отборочный тур будет проводиться 19 ноября на базе образовательных площадок в субъектах Российской Федерации. Регламент и пункты проведения будут опубликованы не позднее 3 ноября.

Предварительные (до апелляции) результаты заключительного тура будут опубликованы не позднее 2 декабря.

Для школьников 10 класса дистанционный отборочный курс не проводится. На образовательную программу приглашаются школьники 10 класса, набравшие не менее 35 баллов на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике 2021/22 учебного года среди учащихся 9 класса.

Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на странице программы.

Список школьников, приглашенных для участия в Образовательной программе, будет опубликован не позднее 6 декабря.

Информационный плакат для доски объявлений

Руководители программы

Пратусевич
Максим Яковлевич

Директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Президентский физико-математический лицей № 239», член Президиума Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации, член Попечительского совета и Экспертного совета по направлению «Наука» Образовательного Фонда «Талант и успех», председатель Ассоциации школ – партнеров «Сириуса», Заслуженный учитель РФ, кандидат физико-математических наук

Сухов
Кирилл Андреевич

Учитель математики Президентского физико-математического лицея № 239 (Санкт-Петербург), член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, главный тренер сборной России на Международной олимпиаде школьников по математике, почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, золотой медалист Международной математической олимпиады (2002)

Преподаватели

Агаханов
Назар Хангельдыевич

Доцент кафедры высшей математики Московского физико-технического института, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, лидер российской команды на Международной математической олимпиаде, заслуженный работник высшей школы, лауреат премии Правительства в области образования (2010 г.), обладатель государственной награды Российской Федерации — медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, кандидат физико-математических наук

  

Антипов
Михаил Александрович

Доцент департамента прикладной математики и информатики Высшей Школы Экономики в Санкт-Петербурге, преподаватель Юношеской математической школы. Кандидат физико-математических наук

Антропов
Александр Владимирович

Академический руководитель кружка "Олимпиадная математика" Т-Банк Поколение, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике

Бродский
Давид Юрьевич

Студент 4 курса факультета «Математика» НИУ ВШЭ, член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, член жюри Геометрической олимпиады имени И.Ф.Шарыгина

Волчёнков
Сергей Геннадьевич

Доцент Ярославского государственного университета имени П.Г.Демидова, член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, кандидат технических наук

Гончаров
Вячеслав Александрович

Педагог дополнительного образования Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург), студент факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета

Губкин
Павел Васильевич

Аспирант Санкт-Петербургского отделения Математического института имени В. А. Стеклова РАН (ПОМИ РАН), выпускник магистратуры «Современная математика» МКН СПбГУ

Зырянова
Мария Николаевна

Студент Университета ИТМО

Иванина
Наталья Сергеевна

Педагог дополнительного образования Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург)

Кожевников
Павел Александрович

Доцент Московского физико-технического института, тренер сборной России на Международной олимпиаде школьников по математике, член редколлегии журнала «Квант», член Центральной предметной методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, золотой медалист международной олимпиады по математике (1992), кандидат физико-математических наук

  

Коротченко
Таисия Сергеевна

Студентка Санкт-Петербургского государственного университета, призер международной олимпиады школьников по математике (2022)

Кузнецов
Александр Сергеевич

Лаборант-исследователь исследовательской лаборатории имени П.Л. Чебышева, педагог дополнительного образования Президентского физико-математического лицея № 239 (Санкт-Петербург), член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, призер Международной математической олимпиады (2015)

Кушнир
Андрей Юрьевич

Педагог дополнительного образования Центра педагогического мастерства (Москва), призер ВсОШ в по математике (2007–2010), член методических комиссий и член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике в Москве, Московской математической олимпиады и других, заместитель руководителя сборной России на международной математической олимпиаде (2020), лауреат гранта мэра Москвы в сфере образования (2016–2018)

Кушпель
Надежда Николаевна

Доцент кафедры алгебры факультета математики РГПУ имени А.И.Герцена, преподаватель математического центра Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург)

Мигрин
Виктор Валерьевич

Преподаватель математики президентского Физико-математического лицея № 239

Москаленко
Тимофей Дмитриевич

Студент 3 курса факультета МКН СПбГУ, призёр заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, преподаватель Центра Развития Одарённых Детей

Подаев
Михаил Валерьевич

Преподаватель математики Центра поддержки одаренных детей «Стратегия» (Липецк), преподаватель олимпиадных школ при МФТИ, кандидат педагогических наук

Саханевич
Михаил Владимирович

Учитель математики школы Центра педагогического мастерства (Москва), преподаватель регионального центра развития талантов «Аврора», председатель региональной предметно-методической комиссии всероссийской олимпиады школьников по математике (Уфа), победитель творческого конкурса Московского центра непрерывного математического образования, трехкратный лауреат конкурса лучших учителей Минобразования и науки РФ, заслуженный учитель РФ

Смирнов
Александр Викторович

Научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Математического института имени В.А. Стеклова РАН

Соломин
Вадим Николаевич

Учитель математики Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург), победитель приоритетного национального проекта «Образование» в городе Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» (2012), почетный работник общего образования

Солынин
Андрей Александрович

Старший преподаватель кафедры высшей геометрии математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Юношеской математической школы (г. Санкт-Петербург), кандидат физико-математических наук

Суслина
Мария Евгеньевна

Учитель математики Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург)

Сухова
Алина Ренатовна

Педагог дополнительного образования Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург), член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике

Ткачёва
Мария Вадимовна

Студентка математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Тя
Глеб Мангукович

Педагог дополнительного образования Центра развития одаренных детей (Калининград)

Филатов
Егор Константинович

Победитель Всероссийского педагогического конкурса «Сердце отдаю детям», призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и физике

Франк
Владислав Игоревич

Учитель математики высшей категории Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург), победитель открытого конкурса для учителей математики (2015, 2017, 2019)

Харёв
Павел Андреевич

Студент кафедры компьютерных технологий Университета ИТМО

Шарафетдинова
Галия Маратовна

Студентка 2 курса факультета «Математика и компьютерные науки» СПбГУ, золотая медалистка Европейской женской олимпиады по математике, золотая медалистка (абсолютный результат) Международной математической олимпиады (2022), тренер сборной РФ по математике

Шешукова
Марина Евгеньевна

Студентка Высшей школы экономики

Положение о программе

Положение о январской математической образовательной программе
Центра «Сириус» по направлению «Наука»

1. Общие положения 
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения январской математической образовательной программы Образовательного центра «Сириус» (далее – Образовательная программа), методическое и финансовое обеспечение Образовательной программы.

1.2. Образовательная программа проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех) с 4 по 26 января 2023 года. 

1.3. Для участия в Образовательной программе приглашаются школьники 7–10 классов (на сентябрь 2022 года) из образовательных организаций регионов Российской Федерации, указанных в п. 1.4, а также Киргизской Республики, Республики Азербайджан, Республики Молдова и Республики Таджикистан.

Общее количество участников Образовательной программы: до 200 школьников. Дополнительно не более 20 мест предоставляется для школьников Киргизской Республики, Республики Азербайджан, Республики Молдова и Республики Таджикистан.

1.4. К участию в Образовательной программе приглашаются школьники из образовательных организаций следующих регионов:
– Республика Карелия
– Республика Коми
– Архангельская область
– Белгородская область
– Брянская область
– Калининградская область
– Ленинградская область
– Липецкая область
– Нижегородская область
– Новгородская область
– Оренбургская область
– Орловская область
– Псковская область
– Самарская область
– Смоленская область
– Тверская область

Участник образовательной программы должен обучаться в одном из указанных регионов по состоянию на январь 2023 года.

1.5. Конкурсный отбор на образовательную программу, а также сама Образовательная программа реализуется на русском языке.

1.6. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука».

1.7. Научно-методическое и кадровое сопровождение Образовательной программы осуществляет Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Президентский физико-математический лицей № 239», г. Санкт-Петербург.

1.8. Допускается участие школьников в течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.

1.9. В связи с целостностью и содержательной логикой Образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части Образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда.

1.10. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключен из конкурсного отбора.

1.11. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник Образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.

1.11.1. Школьник может быть отчислен с программы в случае если им не усваиваются материалы образовательной программы, независимо от результатов отбора.

2. Цели и задачи Образовательной программы
2.1. Выявление математически одаренных школьников в регионах - участниках январской образовательной программы Центра «Сириус», максимальное развитие их математических и творческих способностей, повышение общекультурного и образовательного уровней участников.

2.2. Задачи Образовательной программы:
– развитие математических способностей обучающихся;
– подготовка обучающихся к участию в математических олимпиадах высокого уровня;
– популяризация математики как науки;
– формирование у участников Образовательной программы навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности;
– расширение знаний обучающихся в области естественных наук;
– эстетическое воспитание и развитие творческих способностей участников Образовательной программы.

3. Порядок отбора участников Образовательной программы
3.1. Отбор участников осуществляется Координационным советом, формируемым руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также общих критериев отбора в Центр «Сириус».

3.2. Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на сайте Образовательного центра «Сириус».

Регистрация будет открыта с 18 августа по 25 сентября 2022 года.

3.3. К участию в конкурсном отборе приглашаются школьники 7–10 классов (на сентябрь 2022 года) образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования.

К участию в конкурсном отборе в виде исключения могут быть допущены обучающиеся 6 класса, прошедшие отбор по правилам 7 класса. Такие школьники будут обучаться в группах 7 классов, поэтому от них требуется опережающее полное владение курсом математики за 6 класс и первое полугодие 7 класса.

3.4. Отбор участников из числа школьников 7–9 классов образовательных организаций регионов России, указанных в п.1.4, Киргизской Республики, Республики Азербайджан, Республики Молдова и Республики Таджикистан осуществляется на русском языке в два этапа. Первый этап – дистанционный учебно-отборочный курс на платформе Сириус.Курсы. Второй этап – очный отборочный тур (проводится в регионах).

3.4.1. Дистанционный учебно-отборочный курс будет проходить с 8 сентября по 22 октября 2022 года.

3.4.2. В рамках дистанционного учебно-отборочного курса оценивается успешность освоения учебного материала, а также результат, показанный на дистанционном тестировании, проводящемся в рамках курса. Дистанционное тестирование состоится 22 октября 2022 года.

3.4.3. Списки обучающихся, прошедших на второй (заключительный, очный) этап отбора по результатам дистанционного учебно-отборочного курса, будут опубликованы на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 26 октября 2022 года.

3.4.4. На второй (заключительный, очный) этап отбора без прохождения дистанционного учебно-отборочного курса приглашаются школьники, получившие «зачет» или «зачет с отличием» по итогам дистанционного обучения (февраль — июнь 2022 года) на платформе Сириус.Курсы (для участников январской математической образовательной программы 2022 года и участников программ регионального сопровождения).

3.4.5. Второй (заключительный, очный) этап отбора будет проводиться 19 ноября 2022 года на базе опорных образовательных площадок в субъектах Российской Федерации. Регламент и пункты проведения будут опубликованы на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 3 ноября 2022 года.

Предварительные (до апелляции) результаты заключительного тура будут опубликованы не позднее 2 декабря.

3.4.6. Отбор участников Образовательной программы по итогам заключительного тура проводится следующим образом: 

3.4.6.1. Для каждого региона устанавливается квота размером не менее 6 и не более 20 школьников из одного региона.

3.4.6.2. Составляется ранжированный список обучающихся по каждой из параллелей 7–9 классов для каждого региона.

3.4.6.3. В каждой из учебных параллелей (7, 8, 9 классов) отбирается не менее двух школьников, имеющих наилучший результат при условии, что они набрали необходимое пороговое количество баллов, определяемое координационным советом программы. Оставшиеся места, исходя из вышеуказанной квоты региона, Координационный совет распределяет между учебными параллелями отдельным решением, исходя из ранжированного списка (см. выше).

3.4.6.4. В случае, если несколько школьников, показавших одинаковые высокие результаты, претендуют на попадание на Образовательную программу, Координационный совет имеет право изменить квоту региона или распределение квоты между учащимися разных классов.

3.4.6.5. Обучающиеся, отказавшиеся от участия в Образовательной программе, будут заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. 

3.5. Для школьников 10 класса дистанционный отборочный курс не проводится. На образовательную программу приглашаются школьники 10 класса, набравшие не менее 35 баллов на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике 2021/22 учебного года среди учащихся 9 класса.

Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию согласно п.3.2.

3.6. Список школьников, приглашенных для участия в Образовательной программе, будет опубликован на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 6 декабря 2022 года.

3.7. Внесение изменений в список участников программы происходит до 19 декабря 2022 года.

4. Аннотация Образовательной программы
4.1. Образовательная программа включает в себя математическую школу, обучающие математические игры, олимпиады по математике, обширную культурную, развивающую и спортивно-оздоровительную программы.

4.2. Программа ориентирована на обучение школьников с разным уровнем подготовленности. Обучающиеся будут разбиты на учебные группы с учетом их возраста и уровня подготовки. Изучаемые темы предполагают у участников хорошее знание всех разделов школьного курса математики.

5. Финансирование Образовательной программы 
5.1. Оплата проезда, пребывания и питания участников Образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного фонда «Талант и успех».

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!