Прием заявок для участия в конкурсном отборе был открыт:
– для учащихся 6, 7, 8 классов до 19 апреля 2023 года;
– для учащихся 9 классов с 4 по 21 мая 2023 года.
Список участников образовательной программы
К участию в программе допускаются только зарегистрировавшиеся школьники.
По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru.
Материалы программ прошлых лет: 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015
Образовательная программа была направлена на развитие математических способностей учащихся и расширение их математического кругозора, на развитие у школьников свойственного математике стиля мышления, повышение их общей и математической культуры, воспитание научной честности и формирование умения вести научную дискуссию.
Программа включала в себя углубленные занятия математикой, тренинги по решению олимпиадных заданий, лекции ведущих ученых и педагогов страны, проведение математических боев и математических игр (математическая абака, математическое домино, математическая регата).
Программа была ориентирована на обучение школьников с разным уровнем подготовленности. Учащиеся были разбиты на учебные группы с учетом их возраста и уровня подготовки. Изучаемые темы предполагали хорошее знание участниками всех разделов школьного курса математики.
Во всех классах содержание программы группировалось в тематические блоки: блок алгебры, геометрии, теории чисел, комбинаторики, теории графов (отдельно выделяемый из блока комбинаторики), блок общематематических методов рассуждений (индукция, упорядочивание, усреднение, принцип крайнего, идея построения процесса, идея фазового пространства, идея асимптотики и т. п.). В 10 классе к этим блокам был добавлен блок применения методов математического анализа.
Конкретное наполнение блоков определялось для каждой учебной группы отдельно.
Материалы программы
– Материалы программы для группы 7А
– Материалы программы для группы 7Б
– Материалы программы для группы 7В
– Материалы программы для группы 7Г
– Материалы программы для группы 7Д
– Материалы программы для группы 7Е
– Материалы программы для группы 8А
– Материалы программы для группы 8Б
– Материалы программы для группы 8В
– Материалы программы для группы 8Г
– Материалы программы для группы 8Д
– Материалы программы для группы 8Е
– Материалы программы для группы 9А
– Материалы программы для группы 9Б
– Материалы программы для группы 9В
– Материалы программы для группы 10А
– Материалы программы для группы 10Б
– Материалы программы для группы 10В
Материалы программы для группы 7А
Числовой разнобой
Комбинаторный и игровой разнобой
Идейный разнобой
Разнобой по графам
Формула включений-исключений
Полуинвариант
Отрезки на прямой
Телескопическое суммирование
Многоугольники
Неравенства
Огрубление неравенств
Счет углов и сторон
Планарные графы
Степень вхождения
Одинаковые графы
Индукция в неравенствах
Упорядочивание
Насколько велико n-e простое число?
Переправы
Игры на доске
Сумма цифр
Зацикливание
Целая часть числа
Неравенство о средних
Двойной подсчет в графах
Алгебраические преобразования
Дискретная непрерывность
Алгоритмы без обратной связи
Линейные функции
Арифметическая прогрессия
Метод шаров и перегородок и диаграммы Юнга
Малая теорема Ферма
Увидеть граф
Материалы программы для группы 7Б
Числовой разнобой
Комбинаторный и игровой разнобой
Идейный разнобой
Графский разнобой
Индукция
Доски двойной подсчет
Ребра и антиребра
Текстовые задачи
Инвариант
Кольцо остатков
Принцип Дирихле в теории чисел
Отрезки на прямой
Делимость обеспечивает неравенство
Треугольник Паскаля
Разнобой алгебра
Связность графов
Индукция 2
Алгоритмы
Малая теорема Ферма
Ходьба по доскам
Полуинвариант
Зажим между квадратами
Разнобой
Шары перегородки
Галочки и звездочки в графах
Разнобой в ряд по кругу
Алгоритм Евклида
Неоднозначные данные
Признаки делимости
Пан или пропал
Алгоритмы в графах
Последовательные натуральные числа
Конструктивные задачи
Материалы программы для группы 7В
Числовой разнобой
Комбинаторный и игровой разнобой
Идейный разнобой
Разнобой по графам
Текстовые задачи
Принцип Дирихле
Двойной подсчет на досках
Инвариант
Графы. Начало
Метод математической индукции
Проценты
Раскраски
Аксиомы планиметрии
Соответствия
Задачи с целыми числами
Комбинаторика
Деревья
Оценка + пример
Игры и стратегии
Линейная функция
Турниры
Циклы и цепочки
Дискретная непрерывность
Формула включений-исключений
Двудольные графы
Принцип крайнего
Комбинаторные тождества
Упорядочивание
Степень вхождения
Треугольник Паскаля
Информация
НОД и НОК
Поиск ошибок в доказательствах
Материалы программы для группы 7Г
Геометрический разнобой
Комбинаторный разнобой
Логический разнобой
Алго-игрушечный разнобой
Числовой разнобой
Алгебраические преобразования
Чётность, чередование
Периметры
Посчиталки и немного чётности
Принцип Дирихле
Игры
Формула сокращенного умножения
Конструктивы
НОД и НОК
Раскраска
Комбинаторика
Можно или нельзя
Крестики-нолики
Метод математической индукции
Оценка + пример
Инвариант
Треугольник Паскаля
Делимость
Раскраски в пространстве
Зачетное занятие
Раздаточный материал: задачи
Раздаточный материал: ответы на задачи
Игры. Проигрышные и выигрышные позиции
Доказательство от противного
Графы
Деревья. Теория
Деревья. Задачи
Передача хода
Шары и перегородки
Обход графа
Принцип крайнего
Доказательство от противного — 2
Неравенство треугольника
Остатки и сравнения по модулю
Материалы программы для группы 7Д
Геометрический разнобой
Комбинаторный разнобой
Логический разнобой
Алго-игрушечный разнобой
Числовой разнобой
Противные задачи
Улитки и кузнечики
Взвешивания
Периметры. Границы и лестницы
Посчиталки и немного чётности
Поиграем?
Конструктивы
Логика
Посчитаем?
Неравенство треугольника
Шахматная раскраска
Теоретический зачет
Графы
Принцип Дирихле
Оценка + пример
Делимость
Шары и перегородки
Здравствуй и прощай, или История с рукопожатиями
На вкус и цвет фломастеры разные
Математический бой
Постепенное конструирование
Двойной подсчет
Треугольник Паскаля
Принцип крайнего
Соответствия
Инвариант
Оценка + пример — 2
Взвешивания — 2
Продолжим наши игры
Аналогии. Выльем воду из чайника
Клетчатые раскраски
Можно или нельзя
Поворот квадрата
Мудрецы и колпаки
Материалы программы для группы 7Е
Зацепления
Что можно делать с равенствами?
Игры на опережение
Степени вхождения
Считаем растопырки
Двойной подсчет
Раскладываем на множители
Серединный перпендикуляр
Три биссектрисы
Две модели
Китайская теорема об остатках
Треугольник Паскаля и пути в нём
Ориентированные графы
Бином Ньютона
Большая сторона и больший угол
Полуинварианты
Неравенство треугольника
Скрытый граф
Медиана прямоугольного треугольника
Неравенства
30-60-90
Принцип крайнего в графах
Неравенства — 2
Цена игры
Дополнительные неравенства
Дорешивания алгебры
Жадный алгоритм
Степени вхождения простых чисел
Материалы программы для группы 8А
Разнобой открытий
Разнобой повышенной сложности
Геометрический разнобой
Разнобой повышенной сложности — 2
Классификация и дополнительные разбиения
Разложение на множители
Подвешивания
Последовательный подсчет
Разнобой — 1
Дополнительные построения
Сравнения по модулю
Смотреть только на часть объектов
Добавка по сравнениям
Теорема Фалеса
Разнобой — 2
Между квадратами
Подобие
Степени вхождения простых
Доказательство тождеств
Подобие — 2
Разнобой — 3
Индукция в графах
Можно считать, что ...
Сочетания в теории чисел
Разнобой — 4
Соответственные элементы подобных треугольников
Комбинаторика орбит
Меняй правила
Замечательное свойство трапеции
Периодичность в теории чисел
Разнобой — 5
Учебный МеждусоБой
Материалы программы для группы 8Б
Разнобой открытий
Разнобой повышенной сложности
Геометрический разнобой
Разнобой повышенной сложности — 2
Классификации и дополнительные разбиение
Разложение
Подвешивания
Последовательный подсчет
Разнобой — 1
Дополнительные построения
Сравнения по модулю
Добавка по сравнениям
Смотреть только на часть объектов
Теорема Фалеса
Разнобой — 2
Между квадратами
Подобие
Последовательные улучшения
Степени вхождения простых чисел
Доказательство тождеств
Индукция в графах
Разнобой — 3
Соответственные элементы подобных треугольников
Сочетания в теории чисел
Разнобой —4
Комбинаторика орбит
Не уйти в сложные решения
Замечательное свойство трапеции
Периодичность в теории чисел
Разнобой — 5
Учебный МеждусоБой
Материалы программы для группы 8В
Разнобой открытий
Разнобой повышенной сложности
Геометрический разнобой
Разнобой повышенной сложности — 2
Индукция и индукционные построения
Произведения и степени
Арифметическая и геометрическая прогрессия
Подобие
Квадратный трехчлен
Преобразования подобия
Идея огрубления в неравенствах
Разнобой по графам
Сравнения по модулю
Вписанные углы
Лемма Коши – Буняковского – Шварца
Подвешивание графа
Подобие и окружности
Малая теорема Ферма
Неравенство Коши – Буняковского – Шварца
Неразличимые примеры
Геометрия в картинках
Целая и дробная части числа
Квадратный трехчлен — 2
Ортоцентр и ортотреугольник
Неравенства о средних
Симметрия ли?
Разнобой по делимости
Шары и перегородки
Линейное представление
Подсчет подмножеств
Биссектрисы
Линейные диофантовы уравнения
Материалы программы для группы 8Г
Разнобой по алгебре
Разнобой всеобщий
Разнобой по комбинаторике
Разнобой по теории чисел
Преобразование выражений
Разнобой по геометрии
Применение метода математической индукции
Перекладывание отрезков
Огрубление неравенств
Площади
Подсчет вершин и ребер
Сравнения по модулю
Неравенства о средних
Площади — 2
Индукция в алгебре и теории чисел
Подобие
Стратегии в играх
Малая теорема Ферма
Неравенство Коши – Буняковского – Шварца
Перетягивание площадей
Индукция в графах
Ортоцентр
Неравенства о средних — 2
Теорема о трех параллелограммах
Биссектрисы пересекаются в одной точке
Подвешивание графа
Китайская теорема об остатках
Шары и перегородки
Количество информации
Осевая симметрия
Основные идеи в теории чисел
Транснеравенство
Материалы программы для группы 8Д
Разнобой по алгебре
Разнобой всеобщий
Разнобой по комбинаторике
Разнобой по теории чисел
Преобразование выражений
Разнобой по геометрии
Применение метода математической индукции
Перекладывание отрезков
Огрубление неравенств
Площади
Подсчет вершин и ребер
Сравнения
Неравенства о средних
Площади — 2
Индукция в алгебре и теории чисел
Подсчет двумя способами
Стратегии в играх
Малая теорема Ферма
Неравенство Коши — Буняковского — Шварца
Перетягивание площадей
Индукция в графах
Ортоцентр
Неравенства о средних — 2
Счетная комбинаторика
Биссектрисы пересекаются в одной точке
Подвешивание графа
Шары и перегородки
Количество информации
Осевая симметрия
Основные идеи в теории чисел
Средняя линия треугольника и теорема Фалеса
Китайская теорема об остатках
Материалы программы для группы 8E
Дополнительные построения
Жадный алгоритм
Количество информации
По модулю разности
Распрямление, вычитание отрезков
Зазор между квадратами
Движение точек в неравенствах
Симметрия (осевая)
Полуинварианты и их отсутствие
Метод спуска
Не все случаи плохие
Процессы в комбинаторике
Соответственные элементы подобных треугольников
Удачный выбор переменных
Метод спуска — 2
Замечательное свойство трапеции
Площадь помогает решить задачу
Усреднение
Замена переменных в неравенствах
Двойной подсчет конфигураций
Отрезки касательных
Оценки в теории чисел
Периодичность и составные числа
Принцип Карно
Вот это поворот
Анализ степеней вхождения простых чисел
Вопросы для подготовки к зачету
Зачет
Материалы программы для группы 9A
Разнобой — 1
Разнобой — 2
Квадратный трехчлен и его график
Разнобой по теории чисел
Наконец-то геометрия
Принцип крайнего
Геометрия квадратного трехчлена
Гомотетия — 1
Кубический четырехчлен
Упорядочивание
Гомотетия — 2
НОД и НОК
Гармонические четырехугольники
Комбинаторика многоугольников
Движение и графики
Раскраски плоскости
Неравенства в теории чисел
Вписанные углы и четырехугольники
Малая теорема Ферма
Ортоцентр
Экстремумы
Комбиразнобой
Раскраски графов
Вокруг теоремы синусов
НОД
Тригонометрическая теорема Чевы
Гамильтоновы графы
Изогональное сопряжение
Рекуррентные последовательности
Классические проективные теоремы
Материалы программы для группы 9Б
Разнобой — 1
Разнобой — 2
Квадратный трехчлен и его график
Разнобой по теории чисел
Полуинвариант
Вписанные углы
Индукция в графах
Прямая Симсона
Про значения квадратного трехчлена
Покрытия
НОД и НОК
Отражение ортоцентра
Неравенства о средних
Свойства ортоцентра и ортотреугольника
Упорядочивание
Двойные подсчеты в графах
Малая теорема Ферма
Лемма о воробьях
Неравенство Коши – Буняковского – Шварца
Принцип крайнего в графах
Теорема Вильсона
Планарные графы и формула Эйлера
Инварианты
Кубический многочлен
Лемма Холла
Степень точки
Метод Штурма
Радикальная ось
Спуск Ферма к Пифагору
Материалы программы для группы 9В
Разнобой — 1
Разнобой — 2
Квадратный трехчлен и его график
Разнобой по теории чисел
Антипараллельность
Неравенства (индукция)
Соответствия и отображения
Неравенство Седракяна
Степень точки
Алгебраическая игра
Индукция в графах
Радикальная ось. Радикальный центр
Пути и связности
Неравенство Коши – Буняковского – Шварца
НОД и НОК
Семидиана и касательные
Огрубление неравенств
Двойные подсчеты в графах
Гомотетия
Кубический многочлен
Гомотетия — 2
КГ — Принцип Дирихле (конечное число точек и прямых)
Малая теорема Ферма
Деревья, подвешивания, раскраски
Симметрия и однородность
Материалы программы для группы 10A
Неравенства
Раскраски графов
Разнобой — 1
Комбинаторные неравенства
Последовательности — 1
Разнобой — 2
Diamond Lemma
Жадный алгоритм
Геометрический разнобой
Таблицы с границами
Линейность в геометрии — 1
Сложный разнобой — 1
Аддитивная комбинаторика
Двоичная запись числа
Сложный разбор — 2
Разнобой по геометрии
Еще разнобой по геометрии
Последовательности — 2
Теорема Безу
Добавка
Инварианты и полуинварианты
Изучаем Zp
Линейность в геометрии — 2
Формула включений и исключений
Конструктивы в алгебре и теории чисел
Лемма о воробьях
Малые вариации
Направленные углы
Конечная теория вероятностей
Линейность
Многочлены в картинках
Направления
Теорема Фонтене – Куланина
Системы линейных уравнений
Многочлены: поведение на бесконечности и промежуточные значения
Материалы программы для группы 10Б
Неравенства
Раскраски графов
Разнобой — 1
Комбинаторные неравенства
Последовательности — 1
Разнобой — 2
Diamond lemma
Жадный алгоритм
Геометрический разнобой
Таблица с числами
Добрый разнобой — 1
Линейность в геометрии
Пифагоровы тройки
Добрый разнобой — 2
Двоичная запись числа
Разнобой по геометрии
Еще разнобой по геометрии
Теорема Безу
Асимптотика
Добавка
Изучаем Zp
Линейность в геометрии — 2
Формула включений и исключений
Конструктивы в алгебре и теории чисел
Лемма о воробьях
Рациональность
Разная комбинаторика
Направленные углы
Разнобой по графам
Технические задачи по теории чисел
Технические задачи по теории чисел. Добавка
Направления
Усиление Фейрбаха
Материалы программы для группы 10В
Вписанные углы
Двоичная система счисления в комбинаторике
НОД и НОК
Принцип крайнего— 1
Степень точки
Доказательство выражения
Центр описанной окружности
Разнобой
Радикальные оси
Многочлены и тождественные преобразования
Найти вписанный четырехугольник
Теорема Безу. Разложение многочлена на множители
Свойства 2023–угольника
Теорема Виета — 1
Степень точки. Радикальные оси+
Теорема Виета — 2
Полуинвариант
Графики — 1
Точка Шалтая
Графики — 2
Принцип крайнего — 2
Многочлены и числа
Соответственные элементы подобных треугольников
Подвешенные города
Гомотетия — 1
Деревья
Неравенства
Подграфы и Антиграфы
Гомотетия — 2
Индукция в графах
Подсчет в графах
Математический бой
Результаты заключительного отборочного тура (после апелляции)
Результаты заключительного отборочного тура (до апелляции)
поиск ведётся по ID личного кабинета (начинается на 1001...)
Решения заданий заключительного отборочного тура
Список участников образовательной программы (п.3.2.3. Положения)
Список участников заключительного тура
Решения заданий дистанционного тура
К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 6-9 классов (март 2023 года) образовательных организаций Республики Башкортостан, Республики Мордовия, Иркутской области, Кировской области, Московской области, Пермского края, Саратовской области, Свердловской области, Томской области, Тюменской области, Удмуртской Республики, Ульяновской области, Челябинской области, Чувашской Республики и Ярославской области.
Учащиеся из образовательных организаций Республики Казахстан и Республики Татарстан могут принять участие в конкурсном отборе только за 6-7 классы (март 2023 года).
К участию в конкурсном отборе в виде исключения могут быть допущены учащиеся 5 классов, проходящие отбор по программе 6 класса.
Порядок отбора учащихся 6, 7 и 8 классов
По итогам оценки академических достижений на образовательную программу без прохождения отборочных испытаний приглашаются:
– участники регионального этапа Всероссийской олимпиады по математике им. Л. Эйлера 2022/23 учебного года, набравшие не менее 42 баллов;
– участники регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике 2022/23 учебного года, набравшие не менее 37 баллов.
Пороговые количества баллов будут определены и опубликованы 4 мая 2023 года.
Отбор участников осуществляется в два этапа. Первый этап – дистанционный учебно-отборочный курс на платформе Сириус.Курсы. Второй этап – заключительный отборочный тур.
С 5 апреля по 13 мая состоится обучение зарегистрировавшихся школьников в дистанционной системе. Заочный отборочный тур состоится 13 мая 2023 года.
По совокупности результатов обучения в дистанционной системе и результатов заочного отборочного тура будет сформирован список участников заключительного отборочного тура.
Заключительный отборочный тур проводится 27 мая 2023 года в регионах Российской Федерации.
На заключительный отборочный тур вне зависимости от результатов обучения в дистанционной системе приглашаются следующие учащиеся, прошедшие регистрацию на образовательную программу:
– участники регионального этапа олимпиады им. Л.Эйлера 2022/23 учебного года или регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2022/23 учебного года по математике, набравшие не менее 37 баллов; баллы на региональном этапе олимпиады им. Л. Эйлера засчитываются по результатам проверки работ центральным жюри олимпиады;
– участники октябрьской образовательной математической программы 2022 года, являющиеся учениками 6, 7 и 8 классов по состоянию март 2023 года, успешно сдавшие до 1 мая зачет в системе дистанционного постсопровождения. Список таких школьников публикуется в дистанционной системе в срок до 4 мая 2023 года;
– школьники, получившие до 1 мая 2 сертификата за успешное прохождение открытых курсов по математике за свой класс обучения, при условии прохождения заочного отборочного тура на результат, определяемый Координационным советом образовательной программы.
Предварительные (до апелляции) результаты заключительного отборочного тура будут опубликованы не позднее 15 июня 2023 года.
Порядок отбора учащихся 9 класса
По итогам оценки академических достижений на образовательную программу без прохождения отборочных испытаний приглашаются участники регионального этапа ВсОШ по математике 2022/23 учебного года, набравшие не менее 37 баллов, но не ставшие победителями или призерами заключительного этапа ВсОШ по математике 2022/23 учебного года.
Регистрация учащихся на образовательную программу будет проходить с 4 по 21 мая 2023 года по персональным приглашениям.
К участию в образовательной программе не допускаются участники июньской математической школы 2023 года для участников Заключительного этапа олимпиады имени Леонарда Эйлера.
Список школьников, приглашенных к участию в образовательной программе, публикуется на официальном сайте Центра «Сириус» не позднее 21 июня 2023 года.
Доцент кафедры высшей математики МФТИ, председатель центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, лауреат премии Правительства в области образования (2010 г.), обладатель государственной награды Российской Федерации — медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук
Профессор кафедры прикладной математики Ульяновского государственного университета, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, доктор физико-математических наук
Педагог Естественно-математического центра (Казань), организатор множества математических соревнований и лагерей, заслуженный учитель Республики Татарстан
Научный сотрудник и преподаватель Ярославского государственного университета имени П.Г.Демидова, преподаватель математических кружков в Ярославле
Академический руководитель кружка "Олимпиадная математика" Т-Банк Поколение, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике
Доцент кафедры математики и информатики Удмуртского государственного университета, председатель жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике в республике Удмуртия, учитель высшей категории, кандидат физико-математических наук
Аспирантка математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, член предметно-методической комиссии и член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, преподаватель регионального центра выявления и поддержки одаренных детей «Интеллект» (Ленинградская область)
Доцент кафедры дискретного анализа факультета информатики и вычислительной техники Ярославского государственного университета имени П.Г.Демидова, преподаватель математических кружков и выездных математических школ Ярославской области, кандидат физико-математических наук
Педагог дополнительного образования Естественно-математического центра (г. Казань)
Ассистент кафедры дискретной математики МФТИ, координатор Международной математической олимпиады, многократный призер и победитель Всероссийской олимпиады школьников по математике, медалист Международной математической олимпиады (2014), член жюри международной олимпиады по математике
Педагог дополнительного образования школы №144 (Красноярск), организатор и член методической комиссии математических олимпиад и турниров в Красноярске, преподаватель летних школ (кировской Летней математической школы, казанских «Дилемма» и «Спектр»)
Преподаватель летних математических школ, педагог продвинутого курса и выездных сборов школы «Олмат» (Москва)
Старший преподаватель кафедры дифференциальных уравнений и математической экономики ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, член жюри Кавказской математической олимпиады, член методического совета математической олимпиады имени Л. Эйлера, член жюри Международной математической олимпиады (2020, 2021 гг.)
Преподаватель математических кружков и летних математических школ, член жюри турнира «Лига открытий», студент Cанкт-Петербургского государственного университета, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике
Студентка факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, призер всероссийской олимпиады школьников по математике
Учитель математики «РЖД Лицей № 14» (Иркутск), преподаватель летних математических школ в Кирове, Кургане, Иркутске, почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации
Руководитель Творческой Лаборатории «Дважды Два», многократный обладатель грантов правительства Москвы и грантов Президента России в области образования, почетный работник сферы образования Российской Федерации, автор статей по занимательной математике и преподаванию математики в журналах «Квантик», «Потенциал», «Математика в школе»
Преподаватель математического кружка «Олмат» (Москва), преподаватель летних математических школ, студент Института нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных наук и технологий (ИНБИКСТ) Московского физико-технического института
Студент факультета компьютерных наук Высшей школы экономики, преподаватель Ульяновской летней математической школы, призер всероссийской математической олимпиад школьников
Студент факультета компьютерных наук Высшей школы экономики, преподаватель Ульяновской летней математической школы
Доцент кафедры высшей математики МФТИ, член тренерского совета национальной команды России на Международной математической олимпиаде, член Центральной предметно- методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, золотой медалист международной математической олимпиады (1992 г.), кандидат физико-математических наук
Студентка физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, многократный призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике
Студентка факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, выпускница Образовательного центра «Сириус
Студентка факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель летних математических и компьютерных школ
Преподаватель кафедры высшей математики Московского физико-технического института, преподаватель физмат лицея №5 (Долгопрудный, Московская область)
Преподаватель летних математических школ, студент факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета
Ассистент кафедры высшей математики МФТИ, тренер сборной Москвы и Московской области по математике, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике
Педагог дополнительного образования, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике
Педагог дополнительного образования Центра педагогического мастерства (Москва), призер ВсОШ в по математике (2007–2010), член методических комиссий и член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике в Москве, Московской математической олимпиады и других, заместитель руководителя сборной России на международной математической олимпиаде (2020), лауреат гранта мэра Москвы в сфере образования (2016–2018)
Доцент кафедры алгебры факультета математики РГПУ имени А.И.Герцена, преподаватель математического центра Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург)
Учитель математики школы № 179 (г. Москва), преподаватель летних математических школ
Студентка факультета математики Высшей школы экономики, четырежды призер всероссийской олимпиады школьников по математике, преподавательница летних школ и выездных сборов Кургана и Москвы, член жюри олимпиады по геометрии имени И.Ф.Шарыгина
Студент факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, призер заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике (2021)
Студент факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, победитель всероссийской олимпиады школьников и других математических олимпиад и турниров
Учитель школы «Новогорск» (г. Химки Московской области), руководитель кружков по математике в Королеве и Долгопрудном, дважды призер творческого конкурса учителей математики от Московского центра непрерывного математического образования, призер заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике
Независимый учитель математики, преподаватель каникулярных математических школ, почетный работник общего образования РФ, победитель творческого конкурса учителей по математике Московского центра непрерывного математического образования
Студент магистратуры факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, многократный призер Всероссийской олимпиады школьников по математике
Доцент кафедры математического анализа Алтайского государственного университета, отличник народного образования, кандидат физико-математических наук
Призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике
Студент факультета компьютерных наук Высшей школы экономики, преподаватель летних математических школ
Студентка Высшей школы бизнеса Высшей школы экономики, преподаватель Школы Центра педагогического мастерства (Москва), преподаватель летних математических школ
Старший преподаватель кафедры дифференциальных уравнений, научный сотрудник Регионального научно-образовательного математического центра «Центр интегрируемых систем» Ярославского государственного университета имени П.Г.Демидова
Студент СПбГУ, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и астрономии
Студент факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель летних математических школ, призер заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике
Учитель математики школы Центра педагогического мастерства (Москва), преподаватель регионального центра развития талантов «Аврора», председатель региональной предметно-методической комиссии всероссийской олимпиады школьников по математике (Уфа), победитель творческого конкурса Московского центра непрерывного математического образования, трехкратный лауреат конкурса лучших учителей Минобразования и науки РФ, заслуженный учитель РФ
Студент направления «Информатика и вычислительная техника» Российского технологического университета МИРЭА, преподаватель летних Ульяновских математических школ
Научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Математического института имени В.А. Стеклова РАН
Старший преподаватель кафедры высшей геометрии математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, кандидат физико-математических наук
Студентка факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, призер Всероссийской олимпиады школьников по математике
Студент факультета математики Высшей школы экономики
Учитель математики Президентского физико-математического лицея № 239 (Санкт-Петербург), член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, главный тренер сборной России на Международной олимпиаде школьников по математике, почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, золотой медалист Международной математической олимпиады (2002)
Учитель математики в АНОО Президентский лицей "Сириус", преподаватель летних математических школ
Студент факультета математики и компьютерных наук СПбГУ, победитель Всероссийской олимпиады школьников по математике
Преподаватель математического кружка и летней школы в Кирове, студент магистратуры факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, многократный призер Всероссийской олимпиады школьников по математике
Преподаватель летних математических школ, член жюри Турнира городов и олимпиады по геометрии имени И.Ф.Шарыгина, студент факультета прикладной математики и информатики Московского физико-технического института
Аспирант Физтех-школы прикладной математики и информатики (ФПМИ) Московского физико-технического института, победитель и призер заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике
Студентка Физтех-школы прикладной математики и информатики (ФПМИ) Московского физико-технического института, преподаватель летних математических школ
Положение об октябрьской математической образовательной программе
Образовательного центра «Сириус»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения октябрьской математической образовательной программы Образовательного центра «Сириус» (далее – образовательная программа, Центр «Сириус»), методическое и финансовое обеспечение образовательной программы.
1.2. Образовательная программа по математике проводится в Центре «Сириус» с 1 по 24 октября 2023 года.
1.3. Для участия в Образовательной программе приглашаются школьники
– 7–10 классов (на октябрь 2023 года) из образовательных организаций регионов Российской Федерации, указанных в п. 1.4, кроме Республики Татарстан;
–7-8 классов (на октябрь 2023 года) из образовательных организаций Республики Татарстан;
–7-8 классов (на октябрь 2023 года) из образовательных организаций Республики Казахстан.
Конкурсный отбор и преподавание учебных дисциплин в рамках образовательной программы осуществляется на русском языке.
Общее количество участников образовательной программы: до 280 школьников. Дополнительно не более 20 мест предоставляется для школьников Республики Казахстан.
1.4. К участию в Образовательной программе приглашаются школьники из образовательных организаций следующих регионов Российской Федерации:
– Иркутская область;
– Кировская область;
– Московская область;
– Пермский край;
– Республика Башкортостан;
– Республика Мордовия;
– Республика Татарстан;
– Саратовская область;
– Свердловская область;
– Томская область;
– Тюменская область;
– Удмуртская Республика;
– Ульяновская область;
– Челябинская область;
– Чувашская Республика;
– Ярославская область.
Регион образовательной организации участника учитывается на момент фактического проведения образовательной программы.
1.5. К участию в образовательной программе допускаются школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации или Республики Казахстан.
1.6.Регионами-организаторами, обеспечивающими научно-методическое и кадровое сопровождение образовательной программы, являются: Республика Татарстан, Московская область, Ульяновская область.
1.7. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука».
1.8. Допускается участие школьников в течение учебного года (с июля 2023 года по июнь 2024 года) не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.
1.9. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объёмом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда «Талант и успех».
1.10. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключен из конкурсного отбора.
1.11. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.
1.11.1. Школьник может быть отчислен с программы решением Координационного совета образовательной программы, если им не усваиваются материалы образовательной программы, независимо от результатов отбора.
2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в области естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.
Обеспечение школьникам, проявившим свой талант на региональном уровне, равных, независимо от региона проживания, возможностей для развития таланта и его проявления в творческих проектах, конкурсах и соревнованиях федерального и международного уровня.
2.2. Задачи образовательной программы:
– организация практики выполнения участниками программы творческих заданий и заданий высокого уровня сложности, а также освоения необходимых для этого разделов профильных учебных предметов на углубленном уровне;
– расширение кругозора участников программы в спектре естественных наук и их приложений;
– повышение мотивации участников к текущим занятиям в рамках программы и дальнейшим занятиям вне рамок программы;
– вовлечение участников в систему обучения и сопровождения Сириуса и его региональных партнеров, действующую вне рамок программы;
– ориентирование участников программы на дальнейшее поступление в ведущие ВУЗы России на специальности, важные с точки зрения СНТР;
– ориентирование участников программы на продолжение научной и/или инженерной карьеры в России.
3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников Образовательной программы осуществляется Координационным советом, формируемым руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех». К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся образовательных организаций, реализующих программы общего или дополнительного образования, из регионов России, указанных в п.1.4 Положения.
3.2. Порядок отбора учащихся 6, 7 и 8 классов (март 2023 г.).
3.2.1. К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 6, 7 и 8 классов. К участию в конкурсном отборе в виде исключения могут быть допущены учащиеся 5 классов, проходящие отбор по программе 6 класса. От таких учащихся требуется опережающее полное владение школьным курсом математики соответствующего уровня.
3.2.2. Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на официальном сайте Образовательного центра «Сириус».
Регистрация будет открыта с 22 марта по 16 апреля 2023 года.
3.2.3. По итогам оценки академических достижений на образовательную программу без прохождения отборочных испытаний приглашаются:
– участники заключительного и/или регионального этапов Всероссийской олимпиады по математике им. Л. Эйлера 2022/23 учебного года, набравшие пороговое количество баллов с учетом ограничений из п. 3.5;
– участники заключительного и/или регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике 2022/23 учебного года, набравшие пороговое количество баллов.
Пороговые количества баллов будут определены и опубликованы на сайте Центра «Сириус» 04 мая 2023 года.
3.2.4. С 5 апреля по 13 мая 2023 года состоится обучение зарегистрировавшихся школьников в дистанционной системе.
3.2.5. Заочный отборочный тур состоится 13 мая 2023 года. Регламент проведения заочного отборочного тура публикуется в дистанционной системе до 4 мая 2023 года. Школьники, нарушившие регламент проведения заочного отборочного тура, к заключительному отборочному туру не допускаются.
3.2.6. По совокупности результатов обучения в дистанционной системе и результатов заочного отборочного тура будет сформирован список участников заключительного отборочного тура, который будет опубликован на сайте Центра «Сириус» и в системе «Сириус.Курсы» до 17 мая 2023 года.
3.2.7. Заключительный отборочный тур проводится 27 мая 2023 года в регионах Российской Федерации, указанных в п.1.4 Положения. Регламент проведения заключительного отборочного тура будет опубликован на сайте Центра «Сириус» не позднее 17 мая 2023 г. Работы школьников, нарушивших регламент проведения заключительного отборочного тура, не рассматриваются.
3.2.8. На заключительный отборочный тур вне зависимости от результатов обучения в дистанционной системе приглашаются следующие учащиеся, прошедшие регистрацию на образовательную программу в соответствие с п.3.2.2 настоящего Положения:
– участники регионального этапа олимпиады им. Л.Эйлера 2022/23 учебного года или регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2022/23 учебного года по математике, набравшие не менее 37 баллов; баллы на региональном этапе олимпиады им. Л. Эйлера засчитываются по результатам проверки работ центральным жюри олимпиады;
– участники октябрьской образовательной математической программы 2022 года, являющиеся учениками 6, 7 и 8 классов по состоянию февраль 2023 года, успешно сдавшие до 1 мая зачет в системе дистанционного постсопровождения. Список таких школьников публикуется в дистанционной системе в срок до 4 мая 2023 года;
– школьники, получившие до 1 мая 2 сертификата за успешное прохождение открытых курсов по математике за свой класс обучения, при условии прохождения заочного отборочного тура на результат, определяемый Координационным советом образовательной программы.
3.2.9. Предварительные (до апелляции) результаты заключительного отборочного тура будут опубликованы не позднее 15 июня 2023 года.
3.2.10. По итогам заключительного отборочного тура формируется ранжированный список школьников отдельно по каждой параллели и по каждому региону.
3.2.10.1. На образовательную программу приглашаются от каждого региона по три ученика из 6, 7 и 8 классов с наивысшим рейтингом при условии, что они набрали необходимое пороговое количество баллов, определяемое Координационным советом образовательной программы. На оставшиеся места приглашаются ученики в соответствии с рейтингом по каждой из параллелей 6, 7 и 8 классов для каждого региона.
3.3. Порядок отбора учащихся 9 класса (март 2023 года).
3.3.1. По итогам оценки академических достижений на образовательную программу без прохождения отборочных испытаний приглашаются участники заключительного и/или регионального этапов всероссийской олимпиады школьников по математике 2022/23 учебного года, набравшие пороговое количество баллов, но не ставшие победителями или призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике 2022/23 учебного года.
3.3.2. Пороговые количества баллов будут определены и опубликованы на сайте Центра «Сириус» 04 мая 2023 года, после завершения заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике. Регистрация учащихся 9 класса на образовательную программу будет проходить с 4 по 21 мая 2023 года по персональным приглашениям.
3.4. При отборе на образовательную программу учитываются только академические достижения, загруженные организаторами мероприятий в государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности. Дополнительная загрузка в заявку участником конкурсного отбора своих дипломов и иных документов, подтверждающих академические достижения, не предполагается.
3.5. К участию в образовательной программе не допускаются участники июньской математической школы 2023 года для участников Заключительного этапа олимпиады имени Леонарда Эйлера.
3.6. Список школьников, приглашенных к участию в образовательной программе, публикуется на официальном сайте Центра «Сириус» не позднее 21 июня 2023 года.
3.7. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Внесение изменений в список участников программы происходит до 15 сентября 2023 года.
3.8. Предельная численность участников образовательной программы от каждого региона Российской Федерации составляет 30 человек. В случае приглашения на основании п.3.2.3. и 3.3.1. суммарно более 20 участников от одного региона координационный совет программы может изменить для этого региона критерии приглашения, перечисленные в этих пунктах. В случае прохождения по указанным в Положении критериям на образовательную программу более 30 участников от одного региона по решению координационного совета образовательной программы в этом регионе могут быть изменены критерии приглашения и/или проведен дополнительный отборочный тур. Дата и регламент проведения дополнительного отборочного тура утверждаются координационным советом образовательной программы.
3.9. Для школьников из регионов-организаторов образовательной программы могут быть установлены дополнительные критерии отбора для участия в образовательной программе.
В регионах-организаторах по решению Координационного совета образовательной программы может быть проведен дополнительный отборочный тур среди учащихся 6-9 классов. Дата и регламент проведения дополнительного отборочного тура утверждаются координационным советом образовательной программы.
3.10. В случае если несколько школьников одного региона, показавших одинаково высокие результаты, претендуют на участие в образовательной программе, Координационный совет образовательной программы вправе изменить распределение квот этого региона по классам или пригласить таких школьников вне квоты.
3.11. В сентябре 2023 года все участники образовательной программы из 7, 8 и 9 классов (сентябрь 2023 года) могут продолжить обучение в дистанционной системе. Темы занятий на образовательной программе будут являться логическим продолжением тем дистанционного обучения, поэтому от участников предполагается, что они овладеют материалом, изучаемым в дистанционной системе.
4. Аннотация образовательной программы
Программа включает в себя углубленные занятия математикой, различные математические соревнования и игры, лекции ведущих ученых и педагогов страны, общеобразовательную, обширную культурно-досуговую, развивающую и спортивно-оздоровительную программу.
Содержание профильной части образовательной программы тематически сгруппировано по блокам алгебры, геометрии, теории чисел, комбинаторики, теории графов, отдельно выделяемой из блока комбинаторики, а также блока общематематических методов рассуждений в зависимости от класса обучения (индукция, упорядочивание, усреднение, принцип крайнего, идея построения процесса, идея фазового пространства, идея асимптотики и т.п.). В 10 классе к указанным блокам добавляется блок применения методов математического анализа.
Занятия, как правило, проходят в форме решения логически выстроенных цепочек задач и индивидуального обсуждения решений с преподавателем. Одновременно предусмотрены специальные консультации, время на самостоятельное решение задач.
На образовательной программе приоритетны активные формы обучения, в частности, необходимые теоретические знания при освоении новых для себя областей математики школьники как правило получают через решение целесообразно подобранных задач, выстроенных в линейку нарастающего уровня сложности. При этом во главу угла ставится не рассказ о конкретных фактах, а более фундаментальная задача — обучение идеям и методам их применения.
Количество учебных часов на каждый тематический блок различается не только в зависимости от класса, но и в зависимости от учебных групп, которые состоят из школьников со схожими образовательными потребностями в ближайшей зоне развития. Конкретное наполнение тематических блоков определяется для каждой учебной группы отдельно и постоянно корректируется в процессе обучения, исходя из уровня усвоения ранее изученного материала.
Конкретная сложность, глубина и тематика изучаемого материала зависят от класса обучения и уровня подготовленности школьников. Участники программы будут разбиты на учебные группы с учетом уровня их подготовки, основанном на их результатах отбора, выступлениях в предыдущих олимпиадах, характеристики от их наставников.
Образовательная программа предусматривает проведение математических боев и математических игр (математическая абака, математическое домино, математическая регата и др.), причем форма игры выбирается в зависимости от возрастных особенностей, уровня и желаний школьников. В конце образовательной программы предусмотрен зачет, который состоит из двух частей: зачет по изученной теории и зачет по решению задач высокого уровня сложности. Перед зачетом проводятся консультации, повторяющие и обобщающие изученный на программе материал.
На встречах с ведущими учеными и представителями индустриальных партнеров «Сириуса» участники программы смогут познакомиться с приоритетами стратегии научно-технологического развития России, передовыми разработками в направлениях, связанных с областью их интересов и смежных областях, узнать, чем занимаются современные отечественные ученые и инженеры. Часть вечерней программы пройдет в форме мастер-классов и научно-технических клубов, на которых учащиеся смогут применить полученные знания, найти интересные для себя приложения математики, поработать в лабораториях Образовательного центра и Научно-технологического университета «Сириус», а также обсудить свои планы и перспективы с наставниками, познакомиться с программами ведущих вузов России и с привлекательными местами работы по окончании вуза.
По завершению программы ее участники смогут продолжить обучение дистанционно на платформе Сириус.Курсы, участвовать в других проектах Образовательного центра «Сириус», стажировках, предлагаемых его технологическими партнерами.
5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда по территории Российской Федерации, пребывания и питания участников образовательной программы осуществляется за счёт средств Образовательного Фонда «Талант и успех».