Приём заявок для участия в конкурсном отборе открыт до 3 марта 2024 года.
К участию в программе допускаются только зарегистрировавшиеся школьники.
Список участников образовательной программы
поиск ведётся по ID личного кабинета (начинается на 1001...)
По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru.
Образовательная программа была направлена на погружение школьников 10 и 11 классов в работу над исследовательскими проектами. Программа представляла модель работы математика-исследователя и была ориентирована на формирование у учащихся комплексного представления о современных аспектах математики и компьютерных наук.
Обучение в рамках профильного модуля включило индивидуальное решение задач, участие в лекциях и семинарах, начало работы над исследовательским проектом, выступление с докладами. Обучающиеся познакомились с научными сюжетами из математического анализа, теории вероятностей, алгебры, геометрии, теории алгоритмов и других областей математики и теоретической информатики. Обучающиеся выбрали одну из трех предложенных тем проектов и распределились на группы в соответствии с выбранной темой.
Тема «Древесные симметрии бесконечности» – находится на стыке геометрической и комбинаторной теории групп, а также теории динамических систем. В рамках данной темы рассматривались подтемы: модификация действий групп, действующих на деревьях, изучение параболических подгрупп действия и изучение геометрических инвариантов на ко-хопфовых и нехопфовых группах.
Презентация. Об одном гиперболическом инварианте
Презентация. Сколько групп Григорчука можно нетривиально вложить
Презентация. Параболические подгруппы группы p–Базилики
Презентация. Модификация групп
Презентация. Тупики в группе целых чисел
В теме «Коммуникационные игры» были предложены подтемы: коммуникация с оракулом, полудуплексная сложность и универсальные протоколы.
В теме «Геометрические методы в теории групп и проблема Бернсайда» участники программы изучали применение канонической формы Рипса для конструкции бесконечной периодической группы в проблеме Бернсайда, исследовали основные детали построения канонической формы, сделали доклад по построению Бернсайдовской группы, занимались применением плиточных групп для задач замощения, исследовали приемы из статьи Конвея, сделали обзор по групповому методу в замощениях, включающий задачи, не решающиеся элементарными приемами.
Презентация. Плиточные группы
По итогам программы была проведена мини-конференция, на которой участники программы представили результаты своих исследований.
Список участников собеседований
Проходные баллы письменной части проектов:
Коммуникационные игры – 23 балла;
Геометрические методы в теории групп и проблема Бернсайда – 103 балла;
Древесные симметрии бесконечности – 10 баллов.
В конкурсном отборе на программу могут принять участие учащиеся 10–11-х классов из образовательных организаций Российской Федерации, стран СНГ, а также Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.
Отбор участников осуществляется в три этапа. Первый этап — дистанционный учебно-отборочный курс на платформе «Сириус.Курсы» и дистанционное тестирование по проектам. Второй этап — решение письменных задач. Третий этап — индивидуальное собеседование.
Доступ к выбору проектов и курсам будет предоставлен не позднее 1 марта.
Заочная часть каждого проекта состоит из двух частей: дистанционного курса с итоговым тестированием и письменного решения задач из соответствующего проекта. Тестирование по каждому проекту будет открыто до 10 марта.
В срок до 17 марта участникам конкурсного отбора необходимо загрузить письменные решения заданий проекта. На загрузку решений отводится одна попытка. Письменные решения заданий проекта проверяются только у участников, успешно прошедших тестирование.
По итогам оценки письменных решений формируется список участников, прошедших на индивидуальное собеседование с преподавателями Программы. Список школьников, приглашенных на индивидуальное собеседование, будет опубликован не позднее 25 марта.
Собеседования с кандидатами на участие в Программе будут проведены в период с 26 по 31 марта 2024 года.
На образовательную программу приглашаются школьники в соответствии с рейтингом, составленным на основании оценки письменных решений участников и собеседований независимо в каждом из проектов.
Список кандидатов, приглашенных к участию в образовательной программе, будет опубликован не позднее 2 апреля.
Старший преподаватель факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, младший научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Математического института имени В.А. Стеклова РАН (ПОМИ РАН), руководитель направления «Науки о данных» Санкт-Петербургского государственного университета
Научный сотрудник факультета математики Высшей школы экономики, PhD
учитель математики школы ЦПМ, преподаватель олимпиадных школ МФТИ, выездных школ ЦПМ, участник заключительного этапа ВсОШ по математике
Студент Высшей школы экономики
Профессор кафедры математики Московского института открытого образования, член редколлегии журналов «Квант», «Математическое просвещение», «Фундаментальная и прикладная математика», доктор физико-математических наук
Младший научный сотрудник лаборатории прикладных вероятностных и алгоритмических методов Санкт-Петербургского отделения Математического института имени В.А.Стеклова РАН (ПОМИ РАН)
Российский математик, профессор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и Высшей школы экономики, член Европейской академии, доктор физико-математических наук
Исследователь Санкт-Петербургского международного математического института имени Леонарда Эйлера
Старший научный сотрудник кафедры дискретной математики МФТИ, победитель конкурса «Молодая математика России», кандидат физико-математических наук
Младший научный сотрудник Высшей школы экономики
исследователь данных, студент магистратуры факультета математики и компьютерных наук СПБГУ, лауреат премии Американского Математического Общества имени Карла Менгера наивысшей степени
лаборант-исследователь ММЦ им. Эйлера, студент 3 курса факультета математики и компьютерных наук СПбГУ
Студентка Санкт-Петербургского государственного университета
Студент 3 курса факультета МКН СПбГУ, призёр заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, преподаватель Центра Развития Одарённых Детей
старший научный сотрудник кафедры математической логики и теории алгоритмов МГУ, кандидат физико-математических наук
Студент Московского физико-технического института, многократный победитель Всероссийской олимпиады школьников по математике и информатике, серебряный медалист Международной олимпиады по математике
студент 3 курса МКН СПБГУ, преподаватель спецкурсов в ЛНМО
маркетинговый аналитик My.Games
старший научный сотрудник ВШЭ, доцент факультета конмпьютерных наук Математического института им В.А. Стеклова РАН (МИАН), кандидат физико-математических наук
Студент физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, призер ВСОШ по математике и экономике, золотой медалист Иранской олимпиады по геометрии, преподаватель физмат лицея №5 (Долгопрудный, Московская область)
Положение о Проектной образовательной программе
по математике и теоретической информатике
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Проектной образовательной программы по математике и теоретической информатике Образовательного Фонда «Талант и успех» (далее — Фонд), её методическое и финансовое обеспечение.
1.2. Проектная образовательная программа по математике и теоретической информатике проводится в Образовательном центре «Сириус» (далее — образовательная программа, Программа) с 29 апреля по 22 мая 2024 года.
Тип программы: научно-проектная программа.
1.3. В образовательной программе могут принять участие учащиеся 10–11-х классов из образовательных организаций, реализующих программы общего или дополнительного образования, всех регионов Российской Федерации, стран Содружества Независимых Государств (далее — СНГ), а также Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.
1.4. К участию в образовательной программе допускаются школьники, являющиеся гражданами Российской Федерации, стран СНГ, а также Республики Абхазия или Республики Южная Осетия.
Конкурсный отбор и преподавание учебных дисциплин в рамках образовательной программы осуществляется на русском языке.
1.5. Общее количество участников образовательной программы — не более 60 человек. Дополнительно не более 5 мест предоставляется школьникам из стран СНГ, Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.
1.6. В течение всего периода обучения в общеобразовательной организации школьник может принять участие не более чем в трех учебных региональных программах и не более чем в двух научных программах.
1.6.1. Школьники, которые исчерпали свою квоту в 2022/2023 учебном году по любому из типов образовательных программ (учебная региональная или научная), могут принять участие в этом типе образовательных программ еще один раз в переходный период в течение 2023/2024 учебного года.
1.7. Допускается участие школьников в течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.
1.8. В связи с целостностью и содержательной логикой Образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объёмом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части Образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Фондом.
1.9. В случае обнаружения недостоверных сведений в заявке на образовательную программу (в т.ч. класса обучения) участник может быть исключен из конкурсного отбора или образовательной программы.
1.10. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения участник образовательной программы может быть отчислен с неё.
1.11. Школьник, независимо от результатов конкурсного отбора, может быть отчислен с Программы в случае, если им не усваиваются материалы образовательной программы.
2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Цели образовательной программы:
– раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в области естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве;
– обеспечение школьникам, проявившим свой талант на федеральном уровне, возможности получения опыта участия в современных научных исследованиях, передовых технологических проектах, а также возможности знакомства с деятельностью развитых индустриальных компаний и научных институтов, взаимодействия с их сотрудниками.
2.2. Задачи образовательной программы:
– вовлечение участников Программы в научное и/или техническое творчество для решения актуальных задач современной науки, технологической сферы, промышленности и т.п.;
– ознакомление участников Программы с элементами научных теорий по профилю образовательной программы;
– расширение кругозора участников Программы в спектре естественных наук и их приложений;
– повышение мотивации участников к текущим занятиям в рамках Программы и дальнейшим занятиям вне рамок Программы;
– вовлечение участников в систему обучения и сопровождения Образовательного центра «Сириус», действующую вне рамок Программы;
– ориентирование участников Программы на дальнейшее поступление в ведущие образовательные организации высшего образования России на специальности, важные с точки зрения Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации;
– ориентирование участников Программы на продолжение научной и/или инженерной карьеры в России.
3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников осуществляется на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также в Порядке отбора школьников на профильные образовательные программы Фонда по направлению «Наука».
3.2. Для участия в конкурсном отборе школьнику необходимо подать заявку на официальном сайте Образовательного центра «Сириус». Регистрация открыта до 3 марта 2024 года.
3.3. Отбор участников осуществляется в три этапа. Первый этап — дистанционный учебно-отборочный курс на платформе «Сириус.Курсы» и дистанционное тестирование по проектам. Второй этап — решение письменных задач. Третий этап — индивидуальное собеседование.
Академические достижения кандидатов при отборе на Программу не учитываются.
3.3.1. Доступ к выбору проектов и курсам будет предоставлен не позднее 1 марта 2024 года.
3.3.2. Заочная часть каждого проекта состоит из двух частей: дистанционного курса с итоговым тестированием и письменного решения задач из соответствующего проекта.
3.3.3. Доступ ко всем проектам появляется в течение суток после подачи заявки в системе «Сириус.Курсы». Тестирование по каждому проекту будет открыто до 10 марта 2024 года.
3.3.4. В срок до 17 марта 2024 года участникам конкурсного отбора необходимо загрузить письменные решения заданий проекта. На загрузку решений отводится одна попытка.
Письменные решения заданий проекта проверяются только у участников, успешно прошедших тестирование.
3.3.5. По итогам оценки письменных решений формируется список участников, прошедших на индивидуальное собеседование с преподавателями Программы.
3.3.6. Список школьников, приглашенных на индивидуальное собеседование, будет опубликован не позднее 25 марта 2024 года.
3.3.7. Собеседования с кандидатами на участие в Программе будут проведены в период с 26 по 31 марта 2024 года.
3.4. На образовательную программу приглашаются школьники в соответствии с рейтингом, составленным на основании оценки письменных решений участников и собеседований независимо в каждом из проектов.
3.5. Список кандидатов, приглашенных к участию в образовательной программе, будет опубликован на официальном сайте Центра «Сириус» не позднее 2 апреля 2024 года.
3.6. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Внесение изменений в список участников программы происходит до 17 апреля 2024 года.
4. Аннотация образовательной программы
Образовательная программа ориентирована на погружение школьника в работу над проектом, с перспективой выхода на открытые вопросы. Программа включает в себя индивидуальное решение задач, участие в лекциях и семинарах, начало работы над исследовательским проектом, выступление школьников с докладами. Программа существенно отличается от формата подготовки к олимпиадам и от режима работы большинства математических кружков, представляет из себя модель работы математика-исследователя.
5. Финансирование образовательной программы
5.1. Оплата проезда по территории Российской Федерации, пребывания и питания школьников — участников образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».