Прием заявок для участия в конкурсном отборе был открыт
до 10 сентября 2019 года.
По вопросам участия в образовательной программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru.
Результаты оценивания достижений
Программы прошлых лет: 2018
Образовательная программа была направлена на формирование у школьников представлений о современной методологии и технике лабораторного химического синтеза и анализа и включала два логически взаимосвязанных между собой блока: «Органический и неорганический синтез» и «Методы анализа химических соединений».
В рамках программы были освещены аппаратные возможности и инструменты современных синтетических лабораторий. Учащиеся познакомились с теорией механохимических, фотохимических, электрохимических и микроволновых методов синтеза органических и неорганических соединений. Особое внимание было уделено свойствам (в т.ч. органолептическим) синтезируемых веществ и их связи со структурой соединений, а также сфере их применения.
В программу вошли научные и научно-популярные лекции профессоров СПбГУ, лекция с демонстрационным экспериментом заслуженного учителя Российской Федерации Сергея Анатольевича Москвина (Екатеринбург) «Отзвуки химического эксперимента», семинары, олимпиадные тренинги, отборочный этап городской олимпиады СПбГУ по химии (1-й уровень) и научно-практическая конференция.
На заключительной неделе программы в формате турнира прошла интеллектуальная игра «Эрудицион». Ребята разбились на команды, и в рамках полемики по решению химических задач каждая команда выступила в качестве докладчиков, оппонентов и рецензентов. Посмотреть предложенные задачи и регламент турнира.
В ходе программы школьники приняли участие в исследовательских проектах:
1. Проточный микрореакторный синтез: путь к автоматизации химического эксперимента
2. Изменчивые кристаллы
3. Сольваты солей переходных металлов с органическими растворителями
4. Сравнительный анализ чайных листьев различных марок
5. Хроматографический профиль полифенольных антиоксидантов как показатель качества чая
6. Молекулярное моделирование материи за пределами Земли
7. Фотография в количественном анализе (SNAPSHOT AN ION WITH YOUR SMARTPHONE)
8. Синтез и изучение свойств азокрасителей
9. Синтез антистоксовых люминофоров для создания светящихся элементов защиты документов
10. Изучение способов фальсификации документов: теория и практика
11. От ионов и молекул к магнитным наночастицам и далее к функциональным материалам на их основе
12. Синтез и изучение термодинамики и кинетики роста барьерных оксидных пленок на поверхности различных металлов (Ti, Fe, Cu, Bi)
Описание проектов
1. Проточный микрореакторный синтез: путь к автоматизации химического эксперимента
Руководитель проекта: Михайлов В. Н.
Аннотация: В связи с ужесточением экологических требований по всему миру все больше растет интерес именно к новым эффективным методологиям химического синтеза, которые обладают более широким профилем безопасности. Программа направлена на формирование у школьников представлений о современной и безопасной методологии микрореакторного лабораторного химического синтеза. Учащиеся познакомятся с теорией и практикой проточных микрореакторных систем органического и неорганического синтеза, где смешивание и реакция субстратов и реагентов протекает в потоке, а движение реакционной смеси осуществляется автоматическим оборудованием в непрерывном режиме по активной зоне с возможностью изменения условий реакции внутри системы без остановки процесса. Всеобщее желание интенсификации и автоматизации химического синтеза делает данную технологию популярной для специалистов широкого профиля и привлекает в исследовательскую работу не только химиков, но инженеров, программистов, и аналитиков больших данных (Big Data).
В рамках экспериментальной работы школьники познакомятся с необходимыми комплектующими и оборудованием для создания лабораторных микрореакторных синтетических платформ. Спроектируют и изготовят микрореакторную установку, на которой будут осуществлены синтезы определенных органических и неорганических соединений. Учащиеся подберут оптимальные условия превращений и исследуют синтезированные продукты с помощью физико-химических методов анализа. Экспериментальное сравнение микрореаторной технологии с классическим синтезом позволит на практике оценить преимущества и недостатки каждой из представленных синтетических методологий.
Руководитель проекта: Скрипкин М. Ю.
Аннотация: Твердые вещества, претерпевающие при температурах близких к комнатной, один или несколько фазовых переходов, представляют несомненный интерес для современного химического материаловедения. Изменение структуры кристаллов может приводить к появлению целого ряда важных для практического применения свойств: ферроэлектрических, сегнетоэлектрических, эффектов магнитной памяти и так далее. Известно, что такой способностью претерпевать целый ряд фазовых переходов обладают некоторые комплексные галогениды переходных металлов, содержащие в качестве противоиона катионы алкиламмония, NRхH4-x+. В ходе данного проекта предполагается проведение синтеза галогенометаллатов алкиламмония, определение их состава, структуры и изучение их термического поведения (выяснение наличия фазовых переходов в диапазоне температур от -30°С до 200°С).
3. Сольваты солей переходных металлов с органическими растворителями
Руководитель проекта: Богачев Н. А.
Аннотация: Проект направлен на поиск ответов на два «простых» вопроса: как предсказать растворимость солей в органических растворителях, если нам известны их свойства, и каковы будут состав и структура соединений, кристаллизующихся из таких двухкомпонентных систем. Ответы на эти вопросы глубоко скрыты в сложных процессах, протекающих в растворах, и в особенности в концентрированных растворах. Сложность исследования таких жидких систем заставляет искать пути, которые позволят предсказывать свойства растворов исходя из знания априорных свойств их компонентов, а также на основе известных в химии теорий. В частности, такие предсказания в некоторых случаях позволяет осуществлять Теория Жестких и Мягких Кислот и Оснований (ЖМКО). А это в свою очередь открывает возможности не только для описания важных для химической технологии свойств растворов, но и также позволяет оптимизировать протекающий в многокомпонентной жидкости синтез веществ.
В проекте внимание сосредоточено на бинарных жидких системах, содержащих соль переходного элемента (галогениды и сульфаты d-элементов) и органический растворитель. Из насыщенных растворов с таким составом кристаллизуются полезные для потенциального применения на практике соединения – сольваты, которые могут быть использованы в качестве прекурсоров для создания биологически активных веществ, а также, что представляет наибольший интерес в области химии — создание комплексных катализаторов для замены более дорогих на основе металлов платиновой группы. Поэтому цель данного проекта можно обозначить следующим образом: раскрыть влияние свойств компонентов на состав, структуру и условия формирования кристаллосольватов в системах соль d-элемента — кислороддонорный органический растворитель.
4. Сравнительный анализ чайных листьев различных марок
Руководители проекта: Савинов С. С.
Аннотация: Проект направлен на получение практических навыков в области аналитической химии (количественного химического анализа). Учащиеся получат опыт планирования аналитического эксперимента, познакомятся на практике с методиками пробоподготовки реальных природных объектов и последующего определения микроэлементного состава современными методами анализа, которые используются в практической деятельности химика-аналитика. Кроме того, учащиеся получат представления о способах обработки экспериментальных данных, приобретут опыт интерпретации результатов и их публичного представления.
Чай является одним из широко распространенных напитков, занимает значительную долю на мировом и российском рынках. В состав чайных листьев и получаемых из них отваров входит большое число как органических, так и минеральных компонентов, на концентрации которых оказывает влияние ряд факторов. Поскольку данные вещества способны попасть в организм человека, контроль содержания, в частности, эссенциальных и токсичных макро- и микроэлементов в чайных листьях является актуальной задачей.
Целью данной работы является определение концентраций ряда микроэлементов в серии образцов различных чаев и сопоставление получаемых результатов.
5. Хроматографический профиль полифенольных антиоксидантов как показатель качества чая
Руководитель проекта: Бессонова Е. А.
Аннотация: Чай — удивительный напиток, обладающий восхитительным ароматом и изысканным вкусом. После его употребления улучшается настроение и память, повышается активность — как умственная, так и физическая. Он имеет сложный химический состав. Основные компоненты чая — алкалоиды и полифенольные соединения. Интерес к изучению полифенолов вызван их высокой антиоксидантной активностью, благодаря которой они способны снижать риск развития атеросклероза, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, а также возникновения различных мутаций. На их основе созданы фармацевтические препараты для лечения и профилактики различных заболеваний.
Содержание полифенолов в чае служит одним из критериев для аналитического контроля качества этих напитков. Применяемые методы определения химического состава чая недостаточно информативны, необходимо научное обоснование нового способа аналитического контроля качества чая с использованием хроматографических методов определения химического состава разных сортов чая. Эти методы позволят связать качество чая и его полезные свойства с содержанием конкретных компонентов и, тем самым, оптимизировать технологию его производства на разных этапах. Перспективным подходом наряду с целевым анализом является получение характеристических профилей компонентов пробы с последующей хемометрической обработкой для выявления критериев идентификации и качества анализируемых образцов. В проекте будут исследованы селекционные сорта зеленого чая, предоставленные Институтом цветоводства и субтропических культур г. Сочи.
6. Молекулярное моделирование материи за пределами Земли
Руководитель проекта: Копаничук И. В.
Аннотация: Цель проекта — ознакомление с общими принципами моделирования молекулярных систем и методами обработки данных с использованием современных инструментов, получение опыта разработки и отладки программного обеспечения, проведения теоретических исследований и численных экспериментов, анализа, обработки и представления полученных данных, а также ясное понимание места компьютерного моделирования в современной науке. В проект включены вопросы по основам строения молекул и атомов и типам взаимодействий между ними. Основу проекта составляют численные эксперименты (молекулярная динамика и методы Монте-Карло) над веществами в условиях, соответствующих планетам Солнечной системы и межпланетному пространству.
7. Фотография в количественном анализе (SNAPSHOT AN ION WITH YOUR SMARTPHONE)
Руководитель проекта: Пешкова М.
Аннотация: Суть проекта заключается в изучении возможностей оптических химических сенсоров для анализа ионных компонентов различных водных сред. Целью проекта является обучение школьников теоретическим основам функционирования ионоселективных оптических сенсоров, распространенным методам их изготовления и принципам их применения в модельных и реальных объектах.
Задачами и результатами проекта будут являться:
— теоретическая подготовка,
— экспериментальная подготовка,
— формирование исследовательских навыков в области сенсоров: понимание принципов создания датчиков для решения конкретных задач,
— создание работоспособных сенсоров для определения катионов калия, натрия, кальция и определение этих компонентов в реальных водных образцах,
— 2D-визуализация распределения pH у модельной поверхности, содержащей источники и стоки аналита при помощи планарных и наноразмерных оптических сенсоров.
8. Синтез и изучение свойств азокрасителей
Руководитель проекта: Ростовский Н. В.
Аннотация: Проект направлен на формирование у школьников представлений о взаимосвязи свойств органических веществ с их строением на примере ароматических азосоединений (азокрасителей). Ароматические азосоединения были открыты в середине XIX в. и получили разнообразное промышленное и лабораторно-практическое применение. В промышленности главной областью применения ароматических азосоединений является использование их в качестве красителей, которыми окрашивают ткани самого различного вида, кожу, мех, дерево, бумагу, различные виды пластмасс, резину, пищевые продукты, лекарственные средства и т.д. Также азокрасители получили широкое применение в качества кислотно-основных индикаторов.
В теоретической части проекта рассматриваются методы синтеза и свойства азосоединений, а также связанных с ними классов органических веществ — аминов, солей диазония, диазосоединений. Учащиеся познакомятся с теорией цветности, электронными эффектами заместителей, основами ультрафиолетовой и инфракрасной спектроскопии, спектроскопии ядерного магнитного резонанса, овладеют основами органического синтеза, а также некоторыми методами очистки и идентификации органических веществ. Основными практическими задачами являются получение ряда азосоединений (азокрасителей) и изучение их спектральных и кислотно-основных свойств. Полученные данные позволяют выявить на практике основные закономерности в изменении свойств соединений в зависимости от их строения. В завершение проекта с помощью синтезированных азосоединений будет проведена окраска образцов одежды.
9. Синтез антистоксовых люминофоров для создания светящихся элементов защиты документов
Руководитель проекта: Мерещенко А. С.
Аннотация: Антистоксовыми люминофорами называются вещества, которые излучают свет с более высокой частотой, чем свет, который они поглощают. Например, при облучении инфракрасным светом антистоксовых люминофоров, может наблюдаться красное, зеленое или синее свечение, в зависимости от состава материала. Антистоксовые люминофоры активно используются в технике и медицине. На их основе изготавливают визуализаторы инфракрасного излучения и приборы ночного видения, биометки для изучения структуры клеток и диагностики заболеваний, ведутся исследования по разработке новых типов пломб с добавками антистоксовых люминофоров. Одним из важных применений является создание защитных знаков документов и денежных купюр на основе антистоксовых люминофоров, которые будут светиться видимым светом при облучении невидимым инфракрасным светом.
Данный проект посвящен синтезу антистоксовых наночастиц состава NaYxGdyF4:Yb3+,Tm3+/Er3+, изучению влияния концентрации исходных реагентов и условий синтеза на интенсивность и цвет свечения люминофора при облучении инфракрасным лазером. Синтез будет проводиться гидротермальным методом, водный раствор будет помещен в автоклав и нагрет до 180°С. Будет изучен качественный и фазовый состав полученных материалов, а также размер и форма частиц. По итогам работы, из полученных материалов будет создан прототип элемента защиты документа, светящегося при облучении инфракрасным светом.
10. Изучение способов фальсификации документов: теория и практика
Руководитель проекта: Тумкин И. И.
Аннотация: Разработка достоверных и надежных физико-химических методов определения сроков нанесения красителей пишущего состава на бумагу является одной из самых актуальных и сложных, как с научной, так и с прикладной точки зрения, задач. Современные материалы письма имеют сложный химический состав, который обеспечивает насыщенный цвет, качественное нанесение и стойкость последних. Пишущие составы, главным образом, состоят из окрашивающего вещества или смеси окрашивающих веществ: красителей и пигментов, растворителей, смазочных материалов, поверхностно-активных веществ, эмульгаторов, смол, биоцидов и буферов рН, которые в свою очередь различаются по своему составу и комбинациям от продукта к продукту.
При нанесении пишущих составов на бумагу происходит одновременно ряд процессов: пишущие составы высыхают за счет испарения растворителя (также происходит диффузия/абсорбция растворителя в бумаге и адсорбция растворителя на бумаге), тускнеют из-за деградации красителя и затвердевают вследствие полимеризации смол. Поэтому создание методики анализа документов и определение сроков выполнения реквизитов на документах (подписей, печатей текста) является очень сложной и широко изучаемой задачей.
Исследования, проводимые в рамках проекта, позволят познакомиться с криминалистическими и cудебно-техническими экспертизами в области химии, что является важной фундаментальной научной и социальной задачей, позволяющей решать многие проблемы, в том числе, с одной стороны — развивать существующие и создавать новые технологии цифровизации химического анализа, с другой стороны — эффективно разрешать судебные споры, противодействовать преступности, определять подлинность и возраст документов и предметов старины.
11. От ионов и молекул к магнитным наночастицам и далее к функциональным материалам на их основе
Руководитель проекта: Ванин А. А.
Аннотация: В ходе выполнения проекта участники познакомятся с подходом «снизу вверх» при создании наноматериалов, суть которого в направленном химическом синтезе из ионов и молекул частиц нанометрового размера и последующем приготовлении коллоидных систем.
В теоретической части будут рассмотрены темы: зарождение и рост кристаллов, взаимодействие магнитного поля с веществом, приготовление и устойчивость коллоидных систем, химия поверхности. В практической части проекта предлагается: получить несколькими способами магнитные наночастицы; приготовить магнитные жидкости и исследовать их магнитные и коллоидно-химические свойства; модифицировать поверхность наночастиц и применить полученные модифицированные магнитные наночастицы для быстрого и обратимого извлечения неорганических (ионы тяжелых металлов) или органических (красители, полифенольные соединения) веществ.
12. Синтез и изучение термодинамики и кинетики роста барьерных оксидных пленок на поверхности различных металлов (Ti, Fe, Cu, Bi)
Руководитель проекта: Курапова О. Ю.
Аннотация: Проект знакомит обучающихся с теоретическими и практическими аспектами химии металлов и их оксидов, в частности, титана, железа, меди, современными методами их получения и визуализации структуры и морфологии, а также основами физической химии. Оксидные пленки на поверхности металлов широко используются в качестве «умных покрытий», выполняющих защитные (барьерные) свойства. Пленки оксида титана и меди также применяются при каталитическом получении водорода из воды. Физические методы роста пленок оксидов, такие как окисление и химический синтез, состоящий из наночастиц оксидов, являются одними из наиболее распространенных способов получения современных материалов.
Участникам проекта познакомятся с основами синтеза оксидных пленок различной толщины на поверхности металлов различными методами (окисление, золь-гель синтез), методами визуализации структуры пленок и изучат особенности термодинамики и кинетики роста в зависимости от температуры.
К участию в образовательной программе не допускаются участники августовской образовательной программы по химии (2019 года).
В образовательной программе могут принять участие школьники 9-11 классов (по состоянию на 1 сентября 2019 года) из образовательных организаций всех регионов России, реализующих программы общего и дополнительного образования.
Общее количество участников образовательной программы: не более 70 человек, из них: 11 класс – 10 чел., 10 класс – 50 чел., 9 класс – 10 чел. Экспертный совет оставляет за собой право скорректировать указанные квоты в зависимости от количества поданных заявок.
Порядок отбора участников образовательной программы
Отбор участников осуществляется координационным советом, формируемым руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании общих критериев отбора в Образовательный центр «Сириус», а также требований, изложенных в настоящем Положении.
К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 9-11-х классов (на 1 сентября 2019 года) образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования.
Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на сайте Образовательного центра «Сириус». Регистрация на программу открыта до 10 сентября 2019 года.
Отбор участников образовательной программы производится на основании рейтинга, определяемого на основании оценки достижений кандидата в олимпиадном движении и исследовательской работе.
Максимальный суммарный балл – 100.
Шкала перевода достижений в рейтинговые баллы, а также список необходимых подтверждающих документов:
Олимпиадные успехи
(олимпиады по предмету химия; максимальный балл – 60, учитываются только результаты 2018/2019 года)
Олимпиада | Победитель | Призер |
Всероссийская олимпиада школьников по химии, заключительный этап | 60 | 50 |
Олимпиады РСОШ 1 уровня | 50 | 40 |
Олимпиады РСОШ 2 уровня | 40 | 25 |
Олимпиады РСОШ 3 уровня | 25 | 10 |
Подтверждающие документы – сканы дипломов и грамот, ссылка на опубликованные в Интернете протоколы заседания жюри с указанием баллов, полученных участниками.
Исследовательская деятельность
(в области химических наук; максимальный балл – 40, учитываются только результаты 2018/2019 года )
Представительность участников конференции | Победитель | Призер |
8 субъектов Российской Федерации и более | 40 | 30 |
от 2 до 7 субъектов Российской Федерации | 30 | 20 |
Представители одного субъекта Российской Федерации, не менее 10 образовательных учреждений | 20 | 10 |
Другие | На усмотрение Координационного совета |
Подтверждающие документы – сканы дипломов и грамот, копия Положения о конференции, содержащая информацию о ее статусе (ссылка на интернет-ресурс, содержащий информацию о числе участников, призеров, победителей) информация о теме представленного доклада и реферат работы/презентация доклада.
Для победителей и призеров интеллектуальных соревнований по смежным предметам (физика, экология, биология) баллы за соответствующие индивидуальные достижения идут с понижающим коэффициентом 0.5 (для победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников и олимпиад списка РСОШ) и 0.25 (выступления на конференциях).
По каждой из указанных позиций учитываются только максимальные достижения.
Список мероприятий, которые могут быть учтены:
1. Школьные чтения имени Вернадского;
2. Школьные Харитоновские чтения;
3. Сахаровские чтения;
4. Конференция Intel Авангард;
5. Всероссийская научно-практическая конференции школьников по химии (СПбГУ);
6. Балтийский инженерный конкурс;
7. Открытая научно-практическая конференция школьников (Москва);
8. Международная научно-практическая конференция им. проф. Л.П.Кулева студентов и молодых ученых "Химия и химическая технология в XXI веке" (работает школьная секция);
9. Казань. "Нобелевские надежды КНИТУ";
10. Конкурс "Junior Skills";
11. Региональные и заключительные этапы Всероссийского турнира школьников по химии.
Координационный совет оставляет за собой право корректировать список по итогам экспертизы мероприятий. Окончательный список будет опубликован 17 сентября 2019 года.
При одинаковой сумме баллов приоритет отдается участнику, набравшему большее количество баллов за исследовательскую деятельность.
Координационный совет оставляет за собой право изменять указанные баллы на основании независимой экспертизы представленной защищенной работы или нового проекта.
К участию в образовательной программе не допускаются участники августовской образовательной программы по химии (2019 года).
Школьники, приглашенные на ноябрьскую образовательную программу по химии, не смогут принять участие в апрельской образовательной программе по химии (2020 года).
Профессор кафедры органической химии Института химии СПбГУ, почетный профессор СПбГУ, лауреат премии «Золотое имя высшей школы», куратор химического отделения и преподаватель химии в Академической гимназии СПбГУ имени Д.К. Фаддеева, заслуженный учитель России, доктор химических наук
Доцент кафедры органической химии Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель химии и научный руководитель исследовательских работ учащихся Академической гимназии СПбГУ, преподаватель учебных сессий в центре «Интеллект» (Ленинградская область), член жюри Всероссийской научно-практической конференции школьников по химии, кандидат химических наук
Доцент Института химии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат химических наук
Инженер MEL Science
Доцент кафедры физической химии Института химии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат химических наук
Аспирантка, стажер-исследователь Института химии Санкт-Петербургского государственного университета
Ассистент Института химии СПбГУ
Студент Института химии СПбГУ
Инженер ООО «Прометей»
Аспирант, инженер-исследователь Института химии СПбГУ
Стажер-исследователь Сколковского института науки и технологий Skoltech
Аспирант Института химии СПбГУ
Доцент кафедры физической химии Института химии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат химических наук
Доцент кафедры лазерной химии и лазерного материаловедения Института химии Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель учебных сессий в центре «Интеллект» (Ленинградская область), преподаватель химии и научный руководитель исследовательских работ учащихся Академической гимназии СПбГУ, член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, Санкт-Петербургской олимпиады школьников по химии и Всероссийской научно-практической конференции школьников по химии, доктор химических наук
Доцент кафедры органической химии Института химии СПбГУ, кандидат химических наук
Аспирант, инженер-исследователь Института химии Санкт-Петербургского государственного университета
Доцент кафедры физической химии Института химии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат химических наук
Студент Института химии СПбГУ
Аспирантка, инженер-исследователь Института химии Санкт-Петербургского государственного университета
Доцент кафедры органической химии Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель учебных сессий в центре «Интеллект» (Ленинградская область), председатель предметно-методической комиссии Санкт-Петербургской городской олимпиады школьников по химии, член оргкомитета Всероссийской научно-практической конференции школьников по химии, кандидат химических наук
Старший преподаватель кафедры аналитической химии Института химии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат химических наук
Доцент кафедры неорганической химии Института химии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат химических наук
Студент Института химии Санкт-Петербургского государственного университета
Старший преподаватель Института химии СПбГУ, кандидат химических наук
Инженер-исследователь Института химии Санкт-Петербургского государственного университета
Положение о Ноябрьской химической образовательной программе
Образовательного центра «Сириус»
1. Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Ноябрьской химической образовательной программы Образовательного центра «Сириус» (далее – образовательная программа), ее методическое и финансовое обеспечение.
1.1. Образовательная программа по химии проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех) с 1 по 24 ноября 2019 года.
1.2. Общее число участников образовательной программы: до 70 человек. Из них: 11 класс – до 10 чел., 10 класс – до 50 чел., 9 класс – до 10 чел.
Координационный совет программы оставляет за собой право скорректировать указанные квоты в зависимости от количества поданных заявок и итогового рейтинга кандидатов.
1.3. Принять участие в образовательной программе могут только зарегистрировавшиеся школьники.
1.4. Для участия в конкурсном отборе на Ноябрьскую химическую образовательную программу приглашаются школьники 9-11 классов (по состоянию на 1 сентября 2019 года) из образовательных организаций всех регионов России, реализующих программы общего и дополнительного образования.
1.5. Принять участие в образовательной программе могут только граждане Российской Федерации.
1.6. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» (далее – Фонд) по направлению «Наука».
1.7. Научно-методическое и кадровое сопровождение образовательной программы осуществляют сотрудники Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет».
1.8. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда по направлению «Наука».
1.9. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.
1.10. В течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) допускается участие школьников не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.
2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Образовательная программа направлена на формирование у школьников представлений о современной методологии и технике лабораторного химического синтеза и анализа.
2.2. Задачи образовательной программы:
- развитие теоретических и экспериментальных навыков в области методологий и техник современной органической, аналитической, неорганической и физической химии,
- развитие практико-ориентированного мышления и умения работать в коллективе в процессе выполнения практико-ориентированных задач,
- развитие навыков решения нестандартных задач, подготовка к участию о олимпиадах различных уровней, химических турнирах, эрудиционах,
- подготовка к участию во всероссийской олимпиаде школьников по химии, Международной Менделеевской олимпиаде.
3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется Координационным советом, формируемым Руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании Порядка отбора школьников на профильные образовательные программы Фонда по направлению «Наука», а также требований, изложенных в настоящем Положении.
3.2. К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 9-11-х классов (на 1 сентября 2019 года) образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования.
3.3. Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на сайте Образовательного центра «Сириус».
Регистрация на программу открыта до 10 сентября 2019 года.
3.4. Отбор участников образовательной программы производится на основании рейтинга, определяемого на основании оценки достижений кандидата в олимпиадном движении и исследовательской работе.
3.4.1. Максимальный суммарный балл – 100. Шкала перевода достижений в рейтинговые баллы, а также список необходимых подтверждающих документов:
3.4.1.1. Олимпиадные успехи
( максимальный балл – 60, учитываются только результаты 2018/2019 года)
Химия:
Олимпиада | Победитель | Призер |
Всероссийская олимпиада школьников по химии, заключительный этап | 60 | 50 |
Олимпиады РСОШ 1 уровня | 50 | 40 |
Олимпиады РСОШ 2 уровня | 40 | 25 |
Олимпиады РСОШ 3 уровня | 25 | 10 |
Также могут быть учтены результаты регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников:
- 75-90 баллов - 25
- более 90 баллов - 35
Для победителей и призеров интеллектуальных соревнований по смежным предметам (физика, экология, биология) баллы за соответствующие индивидуальные достижения идут с понижающим коэффициентом 0.5 (для победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников и олимпиад списка РСОШ).
Результаты других олимпиад (в том числе муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников и отборочных этапов олимпиад перечня РСОШ) не учитываются.
Сведения для оценки академических достижений формируюся автоматически на основании данных из Государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности.
Прикладывать к заявке подтверждающие документы не требуется.
3.4.1.2. Исследовательская деятельность
(максимальный балл – 40, учитываются только результаты 2018/2019 года)
В области химических наук:
Представительность участников конференции | Победитель | Призер |
8 субъектов Российской Федерации и более | 40 | 30 |
от 2 до 7 субъектов Российской Федерации | 30 | 20 |
Представители одного субъекта Российской Федерации, не менее 10 образовательных учреждений | 20 | 10 |
Другие | 1-5 |
Для победителей и призеров интеллектуальных соревнований по смежным предметам (физика, экология, биология) баллы за соответствующие индивидуальные достижения идут с понижающим коэффициентом 0.25 (выступления на конференциях).
Подтверждающие документы – сканы дипломов и грамот, копия Положения о конференции, содержащая информацию о ее статусе (ссылка на интернет-ресурс, содержащий информацию о числе участников, призеров, победителей) информация о теме представленного доклада и реферат работы/презентация доклада.
3.4.2. По каждой из указанных позиций учитываются только максимальные достижения.
3.4.3. Список мероприятий, которые могут быть учтены:
1. Школьные чтения имени Вернадского;
2. Школьные Харитоновские чтения;
3. Сахаровские чтения;
4. Конференция Intel Авангард;
5. Всероссийская научно-практическая конференции школьников по химии (СПбГУ);
6. Балтийский инженерный конкурс;
7. Открытая научно-практическая конференция школьников (Москва);
8. Международная научно-практическая конференция им. проф. Л.П.Кулева студентов и молодых ученых "Химия и химическая технология в XXI веке" (работает школьная секция);
9. Казань. "Нобелевские надежды КНИТУ";
10. Конкурс "Junior Skills";
11. Региональные и заключительные этапы Всероссийского турнира школьников по химии.
Координационный совет оставляет за собой право корректировать список по итогам экспертизы мероприятий. Окончательный список будет опубликован 17 сентября 2019 года.
3.4.4. При одинаковой сумме баллов приоритет отдается участнику, набравшему большее количество баллов за исследовательскую деятельность. При равенстве баллов за проектную деятельность приоритет отдается кандидату, не участвовавшему до этого в программах центра "Сириус".
3.4.5. Координационный совет оставляет за собой право изменять указанные в п. 3.4.1.2 баллы на основании независимой экспертизы представленной защищенной работы или нового проекта.
3.5. К участию в образовательной программе не допускаются участники августовской образовательной программы по химии (2019 года).
Школьники, приглашенные на ноябрьскую образовательную программу по химии, не смогут принять участие в апрельской образовательной программе по химии (2020 года).
3.6. Учащиеся, отказавшиеся от участия в образовательной программе, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Решение о замене участников принимается Координационным советом программы.
3.7. Список школьников, приглашенных к участию в образовательной программе, публикуется на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 17 сентября 2019 года.
4. Аннотация образовательной программы
Образовательная программа направлена на формирование у школьников представлений о современной методологии и технике лабораторного химического синтеза и анализа.
В рамках образовательной программы освещаются аппаратные возможности и инструменты современных синтетических лабораторий. Учащиеся познакомятся с теорией механохимических, фотохимических, электрохимических и микроволновых методов синтеза органических и неорганических соединений. Особое внимание уделяется свойствам (в т.ч., органолептическим) синтезируемых веществ и их связи со структурой соединений, а также сфере их применения.
В образовательную программу также включены научные и научно-популярные лекции профессоров Санкт-Петербургского государственного университета, олимпиадные тренинги, эрудицион, научно-практическая конференция.
5. Финансирование образовательной программы
Оплата проезда, пребывания и питания школьников - участников образовательной программы - осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».