Прием заявок для участия в конкурсном отборе был открыт с 23 октября до 24 ноября 2019 года.
К участию в образовательной программе допускались только зарегистрировавшиеся школьники.
По вопросам участия в образовательной программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru.
Программа включала три трека: математика, компьютерные науки и программирование. Участники программы могли выбирать курсы любого из треков.
Математические курсы познакомили школьников с классическими результатами в теории чисел, алгебраической геометрии, топологии, теории сложности вычислений, математической статистике и других областях математики, недавними достижениями и открытыми задачами. На курсах по компьютерным наукам школьники познакомились с анализом изображений, машинным обучением, солверами для поиска комбинаторных объектов. На курсах по программированию учащиеся разбирались с тем, как устроен интернет, учились программировать на Kotlin и Haskell, работать в командной строке. Общеобразовательные и обзорные лекции были посвящены профессиям математика и программиста, высшему образованию, системам контроля версий, типографике и другому.
Подробнее о содержании курсов и преподавателях
Участники программы пообщались с преподавателями факультета математики и компьютерных наук СПбГУ — активными математиками и разработчиками компаний JetBrains и Яндекс, в непринужденной обстановке задали вопросы об их жизни и профессиональных ориентирах, погрузились в мир научных исследований в различных областях математики и computer science.
Материалы программы
Математика
О методах подсчета средних значений в аналитической теории чисел
Суммы произведений
Введение в теорию сумм произведений
Суммы и разности множеств
Суммы произведений. Вещественный случай
Суммы произведений. Случай простого поля
Анализ Фурье в комбинаторной теории чисел
Структурные теоремы в аддитивной комбинаторике
Теорема Семереди и задачи об арифметических прогрессиях
Компьютерные науки
Поиск комбинаторных объектов при помощи ILP- и SAT-солверов
Анализ изображений
Компьютерное зрение. Введение
Компьютерное зрение. Фильтрация
Анализ изображений и видео. Нейросетевая классификация изображений
Анализ изображений и видео. Представления и архитектуры сверточных нейронных сетей для задач классификации
Обучение с подкреплением
Введение в машинное обучение и обучение с подкреплением
Обучение с подкреплением
Рекомендательные системы
Введение
Модель SVD и ее расширения
ALS оптимизация
iALS, ALS1, explanations, BPR
Вектора слов, calibration, LSH
Контест
Программирование
Функциональное программирование
Конспект лекций
Основы программирования на функциональных языках
Типы данных
Списки, образцы, записи
Практика
SRC
Принципы программирования
Нормальные алгоритмы
Качество кода
Языки и стили программирования
Работа в командной строке Unix
Работа в командной строке 1
Работа в командной строке 2
Основы написания сценариев. Последовательное выполнение команд
Утилиты POSIX
Параметры сценариев
Обработка текстовых файлов
Целочисленная арифметика
Читаем и пишем на языке Kotlin
Обустраиваемся в облаках: от простой программы до инфраструктуры в виде кода
Подготовка к курсу. JDK, git, Intellij IDEA, Android Studio
Введение в Kotlin. Функции, переменные и классы
Введение в Kotlin. Null-значения, интерфейсы и обобщения
Лямбда-выражения, работа с коллекциями. Кратко о сетевом взаимодействии
Кратко о базах данных. Функции-расширения, операторы, создание DSL
Общеобразовательные лекции
Удивительный жадный алгоритм
LATEX. Краткое введение в качественную типографику
Профессия математика
Где и как получать высшее образование
Профессия программиста
Системы контроля версий
Соответствие Карри–Ховарда
Безопасность в интернете
Результаты оценивания академических достижений по профилю «Информатика»
Результаты оценивания академических достижений по профилю «Математика»
К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 10 и 11 классов образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования из всех регионов Российской Федерации (далее — кандидаты). Количество учащихся 11 классов должно составлять не более половины от общего количества участников.
В рамках конкурсного отбора на программу приглашаются победители и призеры заключительных этапов олимпиад за 2018-2019 учебный год по соответствующему профилю («Математика» или «Информатика»). Участники отбора ранжируются в зависимости от конкретной олимпиады (чем выше олимпиада в списке, тем более высокий приоритет она имеет) и полученных на ней баллов.
Порядок ранжирования:
Математика
Порядок приоритета |
Название олимпиады | Рейтинг |
---|---|---|
1 | Всероссийская олимпиада школьников | Победители |
2 | Всероссийская олимпиада школьников | Призеры |
3 | Санкт-Петербургская математическая олимпиада | Победители |
4 | Московская математическая олимпиада | Победители |
5 | Санкт-Петербургская математическая олимпиада | Призеры |
6 | Московская математическая олимпиада | Призеры |
7 | Турнир городов | Диплом весеннего сложного тура |
Информатика
Порядок приоритета |
Название олимпиады | Рейтинг |
---|---|---|
1 | Всероссийская олимпиада школьников | Победители |
2 | Всероссийская олимпиада школьников | Призеры |
3 | Открытая олимпиада школьников по программированию | Победители |
4 | Открытая олимпиада школьников по программированию | Призеры |
5 | Московская олимпиада школьников | Победители |
6 | Московская олимпиада школьников | Призеры |
7 | Олимпиада школьников по информатике и программированию (ИТМО) | Победители |
8 | Олимпиада школьников по информатике и программированию (ИТМО) | Призеры |
9 | Всесибирская олимпиада школьников | Победители |
10 | Всесибирская олимпиада школьников | Призеры |
11 | Олимпиада Университета Иннополис | Победители |
12 | Олимпиада Университета Иннополис | Призеры |
13 | Олимпиада по программированию «Технокубок» | Победители |
14 | Олимпиада по программированию «Технокубок» | Призеры |
15 | Олимпиада школьников «Ломоносов» | Победители |
16 | Олимпиада школьников «Ломоносов» | Призеры |
17 | Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» | Победители |
18 | Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» | Призеры |
Сведения для оценки академических достижений формируются автоматически на основании данных из Государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности.
В случае равенства параметров участников одной категории («Математика» или «Информатика») приоритет отдается учащимся 11 классов, в дальнейшем участники ранжируются по баллам на олимпиаде.
Дополнительно по решению Координационного совета на программу могут быть приглашены не более, чем по 5 участников в каждом направлении, показавших наилучшие продвижения в проектах, предложенных руководителями программы:
«Прямолинейные программы и булевы схемы» (для программистов)
«Песочная модель»:
Введение и задания (для математиков)
Задания (англ) (для программистов)
Срок загрузки решений — не позднее 15 ноября.
Кандидаты, показавшие наилучшие продвижения, пройдут индивидуальные скайп-собеседования с руководителями программы.
Список кандидатов, приглашенных к участию в образовательной программе, будет опубликован на официальном сайте Центра «Сириус» не позднее 29 ноября 2019 года.
Куратор академических программ CS-центра/ Школы анализа данных Яндекса, доцент факультета математики и компьютерных наук СПбГУ, кандидат физико-математических наук
Доцент кафедры математики и информатики Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Международной лаборатории теории игр и принятия решений Высшей школы экономики (Санкт-Петербург), математик, тополог; увлекается песочными моделями, теорией игр, аукционами, тропической и симплектической геометрией, формулами для числа пи
Руководитель программы «Современное программирование», профессор Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Математического института имени В.А.Стеклова РАН (ПОМИ РАН), доктор физико-математических наук, автор онлайн-курсов «Алгоритмы и структуры данных» на Stepik, Data Structures and Algorithms на Coursera, Introduction to Discrete Mathematics for Computer Science на Coursera
Руководитель исследовательской лаборатории имени П.Л.Чебышева Санкт-Петербургского государственного университета, лауреат Филдсовской премии, сопредседатель Общественного совета при Министерстве образования и науки, профессор, доктор физико-математических наук, учредитель и член Попечительского совета Фонда «Талант и успех»
Преподаватель в Computer Science Center. Научные интересы: компьютерное зрение и глубокое обучение. В Neuromation занимается исследованиями задачи доменной адаптации и синтетическими данными. Разработчик беспилотных автомобилей в Яндексе
Разработчик в JetBrains. Член комитета по стандартизации языка программирования Haskell и наблюдательного комитета по раз-работке компилятора GHC языка Haskell, автор книги «Haskell in Depth». На МКН СПбГУ читает курсы: языки и парадигмы программирования, работа в Unix
Профессор программы «Математика» Санкт-Петербургского государственного университета. Доктор физико-математических наук. Специалист по теории вероятностей и математической статистике. Научные интересы связаны с предельными теоремами, статистиками случайных процессов, стохастической геометрией. Почетный профессор Лилльского университета (Лилль, Франция)
Разработчик в Яндексе. С 2012 года занимается рекомендательными системами. В 2012 году запустил первую версию радио на Яндекс.Музыке, в 2015 году был одним из первых разработчиков Яндекс.Дзена, с весны 2019 года занимается рекомендациями фильмов в поиске Яндекса. Ведёт курс по рекомендательным системам в англоязычной магистратуре ИТМО
Программист браузеров, преподаватель курсов в проекте Brave
Ph.D. (доктор философии) в VU University Amsterdam, научный сотрудник Санкт-Петербургского экономико-математического института РАН, руководитель группы анализа данных в Яндексе
Руководитель программы «Современное программирование», профессор Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Математического института имени В.А.Стеклова РАН (ПОМИ РАН), доктор физико-математических наук, автор онлайн-курсов «Алгоритмы и структуры данных» на Stepik, Data Structures and Algorithms на Coursera, Introduction to Discrete Mathematics for Computer Science на Coursera
Преподаватель программы «Современное программирование» Санкт-Петербургский государственный университет и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Кандидат физико-математических наук. Научные интересы: функциональное программирование, системы типов языков программирования
Разработчик беспилотных автомобилей в компании «Яндекс», преподаватель факультета прикладной математики и информатики Белорусского государственного университета и Школы анализа данных в Минске
Профессор факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, PhD Университета Куинс в Кингстоне (Канада)
Заведующий Лабораторией алгебры и теории чисел Санкт-Петербургского отделения Математического института им. В. А. Стеклова РАН, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, научные интересы: ориентированные когомологии на алгебраических многообразиях, алгебраическая K-теория, мотивы
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор физико-математических наук. Научные интересы: комбинаторная геометрия, комбинаторика многогранников, пространства модулей, универсальность, шарнирные механизмы
Выпускница программы «Математика» Санкт-Петербургского государственного университета. Студентка университета Тарту. Научные интересы: топология, комбинаторная геометрия, квантовые вычисления
Старший научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения МИАН, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, золотой медалист Международной математической олимпиады, кандидат физико-математических наук. Научные интересы: комбинаторика, геометрия чисел, выпуклая геометрия, функциональный анализ
Доцент факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, читает курсы по методу решета в аналитической теории чисел; научные интересы: аналитическая теория чисел
Разработчик в компании JetBrains, преподаватель факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета
Старший преподаватель факультета прикладной математики и информатики Белорусского государственного университета, тренер студентов и школьников на олимпиадах по программированию, куратор Школы анализа данных компании Яндекс (г. Минск)
Доцент факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета, доктор физико-математических наук. Научные интересы: теория узлов и зацепление, алгоритмические вопросы распознавания узлов, сложность трехмерных многообразий
Ведущий научный сотрудник Математического института имени В.А.Стеклова, профессор кафедры динамических систем мехмата МГУ, член-корреспондент РАН, научные интересы: комбинаторная теория чисел, комбинаторная эргодическая теория и аддитивная комбинаторика; доктор физико-математических наук
Положение о Январской научной школе по математике и программированию
Образовательного центра «Сириус»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Январской научной школы по математике и программированию Образовательного центра «Сириус» (далее – Образовательная программа), методическое и финансовое обеспечение Образовательной программы.
1.2. Образовательная программа по математике и информатике проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех») с 10 по 26 января 2020 года.
1.3. В образовательной программе могут принять участие школьники 10-11 классов, успешно прошедшие конкурсный отбор.
1.4. К участию в образовательной программе допускаются школьники, обучающиеся в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих программы общего и дополнительного образования, являющиеся гражданами Российской Федерации и стран СНГ (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан).
1.5. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука».
1.6. Общее количество участников: не более 100 человек.
1.7. Научно-методическое и кадровое сопровождение образовательной программы осуществляет Санкт-Петербургский государственный университет.
1.8. В связи с целостностью и содержательной логикой образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех».
1.9. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.
2. Цели и задачи образовательной программы
2.1. Цели образовательной программы: сформировать у участников комплексное представление о современных аспектах математики и компьютерных наук, дать практические навыки решения нестандартных задач.
2.2. Задачи образовательной программы:
- Обеспечить профессиональную ориентацию участников в различных областях современной математики и компьютерных наук.
- Дать участникам углубленные знания в избранных разделах высшей математики.
- Дать участникам углубленные знания в сложных алгоритмических вопросах.
3. Порядок отбора участников образовательной программы
3.1. Отбор участников образовательной программы осуществляется Координационным советом, формируемым руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также общих критериев отбора в Образовательный центр «Сириус» (направление «Наука»).
3.2. К участию в конкурсном отборе приглашаются учащиеся 10-х и 11-х классов образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования из всех регионов Российской Федерации (далее - кандидаты). Количество учащихся 11-х классов должно составлять не более половины от общего количества участников.
3.3. Для участия в конкурсном отборе школьнику необходимо подать заявку на официальном сайте Образовательного центра «Сириус».
Регистрация будет открыта с 23 октября по 24 ноября 2019 года.
3.3.1. Допускается участие в конкурсном отборе на оба направления программы («Математика» или «Информатика»). Дополнительную заявку на программу подавать не требуется.
3.4. Общее количество участников образовательной программы не более 100 человек (до 50 человек по направлению «Математика» и до 50 человек по направлению «Информатика»).
3.5. В рамках конкурсного отбора на программу приглашаются победители и призеры заключительных этапов олимпиад за 2018-2019 учебный год по соответствующему профилю («Математика» или «Информатика»). Участники отбора ранжируются в зависимости от конкретной олимпиады (чем выше олимпиада в списке, тем более высокий приоритет она имеет) и полученных на ней баллов.
Порядок ранжирования:
Математика
Порядок приоритета |
Название олимпиады | Рейтинг |
---|---|---|
1 | Всероссийская олимпиада школьников | Победители |
2 | Всероссийская олимпиада школьников | Призеры |
3 | Санкт-Петербургская математическая олимпиада | Победители |
4 | Московская математическая олимпиада | Победители |
5 | Санкт-Петербургская математическая олимпиада | Призеры |
6 | Московская математическая олимпиада | Призеры |
7 | Турнир городов | Диплом весеннего сложного тура |
Информатика
Порядок приоритета |
Название олимпиады | Рейтинг |
---|---|---|
1 | Всероссийская олимпиада школьников | Победители |
2 | Всероссийская олимпиада школьников | Призеры |
3 | Открытая олимпиада школьников по программированию | Победители |
4 | Открытая олимпиада школьников по программированию | Призеры |
5 | Московская олимпиада школьников | Победители |
6 | Московская олимпиада школьников | Призеры |
7 | Олимпиада школьников по информатике и программированию (ИТМО) | Победители |
8 | Олимпиада школьников по информатике и программированию (ИТМО) | Призеры |
9 | Всесибирская олимпиада школьников | Победители |
10 | Всесибирская олимпиада школьников | Призеры |
11 | Олимпиада Университета Иннополис | Победители |
12 | Олимпиада Университета Иннополис | Призеры |
13 | Олимпиада по программированию «Технокубок» | Победители |
14 | Олимпиада по программированию «Технокубок» | Призеры |
15 | Олимпиада школьников «Ломоносов» | Победители |
16 | Олимпиада школьников «Ломоносов» | Призеры |
17 | Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» | Победители |
18 | Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» | Призеры |
Сведения для оценки академических достижений формируются автоматически на основании данных из Государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности. Прикладывать к заявке подтверждающие документы не требуется.
3.5.1. В случае наличия нескольких достижений из перечисленного списка, участник проходит по достижению, которое имеет наиболее высокий приоритет согласно таблице выше.
3.5.2. В случае равенства параметров участников одной категории («Математика» или «Информатика») приоритет отдается учащимся 11-х классов, в дальнейшем участники ранжируются по баллам на олимпиаде.
3.6. Дополнительно по решению Координационного совета на программу могут быть приглашены не более, чем по 5 участников в каждом направлении, показавших наилучшие продвижения в проектах, предложенных руководителями программы:
«Прямолинейные программы и булевы схемы» (для программистов)
«Песочная модель» :
Введение и задания (для математиков)
Задания (англ) (для программистов)
Срок загрузки решений - не позднее 15 ноября.
Кандидаты, показавшие наилучшие продвижения, пройдут индивидуальные скайп-собеседования с руководителями программы.
3.7. Координационный совет вправе отклонить заявку кандидата, в том случае, если кандидат уже принимал участие в других образовательных программах, проходивших ранее в Образовательном центре «Сириус».
3.8. В случае отказа кандидата от участия в образовательной программе или отклонения его кандидатуры Экспертным советом, приглашение переходит к следующему кандидату, строго в соответствии с рейтингом.
3.9. В том случае, если несколько кандидатов имеют одинаковый рейтинг, но при этом участие их всех превышает общее число вакантных мест по данному направлению, Координационный совет вправе увеличить или уменьшить количество вакантных мест для данного направления. При этом, общее число участников программы не должно превышать 100 человек.
3.10. Список кандидатов, приглашенных к участию в образовательной программе, будет опубликован на официальном сайте Центра «Сириус» не позднее 29 ноября 2019 года.
4. Аннотация образовательной программы
Программа состоит из двух треков — математика и программирование, на каждый из которых будет отобрано до 50 школьников 10 и 11 классов из всех регионов России. Математические курсы познакомят школьников с классическими результатами в теории чисел, алгебраической геометрии, топологии, теории сложности вычислений и других областях математики, недавними достижениями и открытыми задачами. На направлении «программирование» будут читаться технологические курсы с большим количеством практики и математические основы программирования. Регулярно будут читаться лекции по компьютерным наукам (на стыке математики и программирования), общие для двух треков.
Участники смогут пообщаться с преподавателями факультета математики и компьютерных наук (МКН) Санкт-Петербургского государственного университета — активными математиками и разработчиками компаний JetBrains и Яндекс, в непринуждённой обстановке задать вопросы об их жизни и профессиональных ориентирах, погрузиться в мир научных исследований в различных областях математики и computer science. Вместе с профессиональными разработчиками участники будут практиковаться в машинном обучении, разработке на Kotlin, функциональном программирование.
5. Финансирование образовательной программы
5.1. Оплата проезда, пребывания и питания школьников - участников образовательной программы - осуществляется за счет средств Образовательного Фонда «Талант и успех».