Прием заявок для участия в конкурсном отборе был открыт до 20 сентября 2020 года
К участию в образовательной программе допускались только зарегистрировавшиеся школьники
По вопросам участия в образовательной программе просим обращаться по адресу nauka@sochisirius.ru
Образовательная программа была ориентирована на развитие математических и творческих способностей учащихся. Включала олимпиадную математику (основная часть программы), проектную и учебно-исследовательскую работу учащихся, популярные лекции по математике и естественным наукам, лекции ведущих ученых страны.
В рамках основной части программы школьники 7 класса учились базовым идеям и методам олимпиадной математики, школьники 8–10 классов углубленно изучали олимпиадную математику.
Программа была ориентирована на обучение школьников различным разделам олимпиадной математики: алгебра, геометрия, комбинаторика, теория чисел. С учетом возраста и уровня подготовки учащиеся были разбиты на несколько учебных групп.
Материалы программы
7 класс
Темы: Алгоритм Евклида. Взвешивания. Графы: циклы и цепочки. Построения. Знаменитые теоремы геометрии. Площадь. Клеточные оценки. Логические задачи. Найдётся всё. Игры. Неравенства. Неравенство треугольника. НОД и НОК. Основная теорема арифметики. Оценка и пример. Перебор остатков. Медианы. Разность квадратов. Соответствия. Турниры. Усреднение. Элементы по кругу.
Группа 7-1
Группа 7-2
Группа 7-3
8 класс
Темы: НОД и НОК. Равенства и неравенства. Конструкции в теории чисел. Между соседними квадратами. Равные между собой. Скобки. Степень вхождения. Условные равенства. Большие выражения. Борьба за каждый ход. Вокруг Эйлера. Выпуклая оболочка. Гамильтоновы обходы. Графы. Диагонали и углы. Множества точек. Не все случаи – плохие. Неравенство треугольника. Неравенство треугольника: «Параметризация треугольника». Отрезки касательных. Паросочетания и раскраски. Минимизация. Эйлеровы обходы. Теорема Хелли.
Группа 8-1
Группа 8-2
Группа 8-3
9–10 классы
Темы: Оценки и примеры. Медианы. Целая и дробная части числа. Теория чисел. Соответствие и разбиение на пары. Рациональное – иррациональное. Раскраски вершин графов. Простые числа. Правило крайнего. Положительные суммы. НОДы и вхождение простых. Модуль. Клетчатая комбинаторика. Квадратный трехчлен. Деление с остатком. Геометрия: окружности, прямые и углы. Многочлены. Неравенства. Формулы сокращенного умножения.
Группа 9-1
Группа 9-2
Группа 9-3
Темы: Лемма об уточнении показателя. Делимость и остатки. Основная теорема арифметики и около нее. Неравенства. Многочлены. Соответствия. Геометрические неравенства. Таблицы, клетки, правило крайнего. Соответствия. Правило крайнего. Триангуляция. Конфигурации прямых и пр. Клеточная комбинаторика. Целые точки и расстояния. Комбинаторная геометрия.
Решения заданий дистанционного тура: 7 класс, 8 класс, 9 класс
Список участников заключительного тура
Решения заданий заключительного тура
Результаты заключительного отборочного тура (до апелляции)
Результаты заключительного отборочного тура (после апелляции)
К участию в конкурсном отборе приглашаются школьники 7–10 классов образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования.
Регистрация будет открыта с 25 августа по 20 сентября 2020 года.
Отбор участников из числа школьников 7–9 классов образовательных организаций регионов, указанных в п.1.4 Положения осуществляется в два этапа. Первый этап – дистанционный учебно-отборочный курс в системе Сириус.Онлайн. Второй этап – очный отборочный тур (проводится в регионах).
Дистанционный учебно-отборочный курс будет проходить с 7 сентября по 24 октября 2020 года.
В рамках дистанционного учебно-отборочного курса оценивается успешность освоения учебного материала, а также результат, показанный на дистанционном тестировании, проводящемся в рамках курса. Дистанционное тестирование состоится 24 октября 2020 года.
Списки обучающихся, прошедших на второй (заключительный, очный) этап отбора по результатам дистанционного учебно-отборочного курса, будут опубликованы на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 28 октября 2020 года.
На второй (заключительный, очный) этап отбора без прохождения дистанционного учебно-отборочного курса приглашаются школьники – участники январской математической образовательной программы 2020 года, получившие «зачет» или «зачет с отличием» по итогам дистанционного обучения (февраль 2020 — июнь 2020 годов) в системе «Сириус.Онлайн».
Школьники, успешно прошедшие отбор на октябрьскую/ноябрьскую математическую программу 2020 года, в случае их перехода в образовательную организацию Московской области, приглашаются на заключительный очный тур без прохождения дистанционного отборочного курса.
Второй (заключительный, очный) этап отбора будет проводиться 7 ноября 2020 года на базе опорных образовательных площадок в субъектах Российской Федерации. Регламент и пункты проведения будут опубликованы на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 2 ноября 2020 года.
Для школьников 10 класса дистанционный отборочный курс не проводится. Без прохождения отборочных испытаний на образовательную программу приглашаются школьники не старше 10 класса из регионов, указанных в п.1.4 Положения, набравшие не менее 36 баллов на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике 2019-20 учебного года среди учащихся 9 класса и подавшие заявку на программу.
Для школьников из региона-организатора (Московской области) могут быть установлены дополнительные критерии отбора для участия в образовательной программе.
Список школьников, приглашенных для участия в Образовательной программе, будет опубликован на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 23 ноября 2020 года.
Доцент кафедры высшей математики МФТИ, председатель центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, лауреат премии Правительства в области образования (2010 г.), обладатель государственной награды Российской Федерации — медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук
Директор, учитель математики ГБНОУ «Президентский физико-математический лицей №239», председатель ассоциации школ — партнеров «Сириуса»
Учитель математики Президентского физико-математического лицея № 239 (Санкт-Петербург), член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, главный тренер сборной России на Международной олимпиаде школьников по математике, почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, золотой медалист Международной математической олимпиады (2002)
Преподаватель физико-математического лицея №5 города Долгопрудного (Московская область), педагог дополнительного образования первой категории, ассистент кафедры информатики и вычислительной математики МФТИ, преподаватель всероссийской летней математической школы «Спектр» (Казань), преподаватель всероссийской Летней олимпиадной школы МФТИ (Долгопрудный), член жюри этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике
Академический руководитель кружка "Олимпиадная математика" Т-Банк Поколение, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике
Студент Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике
Доцент Ярославского государственного университета имени П.Г.Демидова, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, кандидат технических наук
Учитель математики физико-математического лицея № 366, руководитель предметной комиссии ЕГЭ по математике Санкт-Петербурга, ст.преподаватель кафедры математики СПбАППО
Педагог дополнительного образования Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург), студент факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета
Студент ФПМИ МФТИ. Преподаватель физико-математического Лицея № 5 г. Долгопрудный
Старший преподаватель кафедры дифференциальных уравнений и математической экономики ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, член жюри Кавказской математической олимпиады, член методического совета математической олимпиады имени Л. Эйлера, член жюри Международной математической олимпиады (2020, 2021 гг.)
Старший преподаватель кафедры высшей математики и физики Калужского филиала МГТУ имени Н.Э. Баумана, член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике
Студент Университета ИТМО
Педагог дополнительного образования Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург)
Старший научный сотрудник кафедры дискретной математики МФТИ, победитель конкурса «Молодая математика России», кандидат физико-математических наук
Доцент кафедры высшей математики МФТИ, член тренерского совета национальной команды России на Международной математической олимпиаде, член Центральной предметно- методической комиссии и член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, золотой медалист международной математической олимпиады (1992 г.), кандидат физико-математических наук
Лаборант-исследователь исследовательской лаборатории имени П.Л. Чебышева, педагог дополнительного образования Президентского физико-математического лицея № 239 (Санкт-Петербург), член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, призер Международной математической олимпиады (2015)
Педагог дополнительного образования, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике
Преподаватель математики президентского Физико-математического лицея № 239
Преподаватель математики Центра поддержки одаренных детей «Стратегия» (Липецк), преподаватель олимпиадных школ при МФТИ, кандидат педагогических наук
Педагог дополнительного образования Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург), член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике
Учитель математики школы Центра педагогического мастерства (Москва), преподаватель регионального центра развития талантов «Аврора», председатель региональной предметно-методической комиссии всероссийской олимпиады школьников по математике (Уфа), победитель творческого конкурса Московского центра непрерывного математического образования, трехкратный лауреат конкурса лучших учителей Минобразования и науки РФ, заслуженный учитель РФ
Аспирантка механико-математического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Автор и руководитель программ повышения квалификации учителей математики и физики Образовательного центра «Сириус», преподаватель математических и физических смен Образовательного центра «Сириус», математических и физических олимпиадных школ, руководитель Центра дополнительного математического образования, двукратный победитель конкурса «Лучшие учителя России» в рамках приоритетного национального проекта «Образование»
Педагог дополнительного образования Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург), студент кафедры компьютерных технологий Университета ИТМО, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и физике
Студентка Высшей школы экономики
Положение о январской математической образовательной программе
Центра «Сириус» по направлению «Наука»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения январской математической образовательной программы Образовательного центра «Сириус» (далее – Образовательная программа), методическое и финансовое обеспечение Образовательной программы.
1.2. Образовательная программа проводится в Образовательном центре «Сириус» (Образовательный Фонд «Талант и Успех) с 3 по 26 января 2021 года.
1.3. Для участия в Образовательной программе приглашаются школьники 7–10 классов из образовательных организаций регионов, указанных в п. 1.4.
Общее количество участников Образовательной программы: до 200 школьников.
1.4. К участию в Образовательной программе приглашаются школьники из образовательных организаций следующих регионов:
- Архангельская область
- Белгородская область
- Брянская область
- Калининградская область
- Ленинградская область
- Липецкая область
- Московская область
- Новгородская область
- Орловская область
- Псковская область
- Республика Карелия
- Республика Коми
- Смоленская область
- Тверская область
1.5. Персональный состав участников образовательной программы утверждается Экспертным советом Образовательного Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука».
1.6. Научно-методическое и кадровое сопровождение Образовательной программы осуществляют:
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Президентский физико-математический лицей № 239», г. Санкт-Петербург;
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский физико-технический институт (государственный университет)».
1.7. Допускается участие школьников в течение учебного года (с июля по июнь следующего календарного года) не более, чем в двух образовательных программах по направлению «Наука» (по любым профилям, включая проектные образовательные программы), не идущих подряд.
1.8. В связи с целостностью и содержательной логикой Образовательной программы, интенсивным режимом занятий и объемом академической нагрузки, рассчитанной на весь период пребывания обучающихся в Образовательном центре «Сириус», не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части Образовательной программы: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных Экспертным советом Фонда.
1.9. В случае нарушений правил пребывания в Образовательном центре «Сириус» или требований настоящего Положения решением Координационного совета участник Образовательной программы может быть отчислен с образовательной программы.
2. Цели и задачи Образовательной программы
2.1. Выявление математически одаренных школьников в регионах - участниках январской образовательной программы Центра «Сириус», максимальное развитие их математических и творческих способностей, повышение общекультурного и образовательного уровней участников
2.2. Задачи Образовательной программы:
- развитие математических способностей обучающихся;
- подготовка обучающихся к участию в математических олимпиадах высокого уровня;
- популяризация математики как науки;
- формирование у участников Образовательной программы навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- расширение знаний обучающихся в области естественных наук;
- эстетическое воспитание и развитие творческих способностей участников Образовательной программы
3. Порядок отбора участников Образовательной программы
3.1. Отбор участников осуществляется Координационным советом, формируемым руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех», на основании требований, изложенных в настоящем Положении, а также общих критериев отбора в Центр «Сириус».
3.2. К участию в конкурсном отборе приглашаются школьники 7–10 классов образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования.
К участию в конкурсном отборе в виде исключения могут быть допущены обучающиеся 6 класса, прошедшие отбор по правилам 7 класса. Такие школьники будут обучаться в группах 7 классов, поэтому от них требуется опережающее полное владение курсом математики за 6 класс и первое полугодие 7 класса.
3.3. Отбор участников из числа школьников 7–9 классов образовательных организаций регионов, указанных в п.1.4 осуществляется в два этапа. Первый этап – дистанционный учебно-отборочный курс в системе Сириус.Онлайн. Второй этап – очный отборочный тур (проводится в регионах).
3.3.1. Дистанционный учебно-отборочный курс будет проходить с 7 сентября по 24 октября 2020 года.
3.3.2. Для участия в учебно-отборочном курсе необходимо пройти регистрацию на сайте Образовательного центра «Сириус».
Регистрация будет открыта с 25 августа по 20 сентября 2020 года.
Школьники, зарегистрировавшиеся до 6 сентября, смогут принять участие в курсе с 7 сентября, школьники, зарегистрировавшиеся позднее, но до 20 сентября, смогут присоединится к уже стартовавшему курсу. Присоединиться к курсу после 20 сентября невозможно.
3.3.3. В рамках дистанционного учебно-отборочного курса оценивается успешность освоения учебного материала, а также результат, показанный на дистанционном тестировании, проводящемся в рамках курса. Дистанционное тестирование состоится 24 октября 2020 года.
3.3.4. Списки обучающихся, прошедших на второй (заключительный, очный) этап отбора по результатам дистанционного учебно-отборочного курса, будут опубликованы на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 28 октября 2020 года.
3.3.5. На второй (заключительный, очный) этап отбора без прохождения дистанционного учебно-отборочного курса приглашаются школьники – участники январской математической образовательной программы 2020 года, получившие «зачет» или «зачет с отличием» по итогам дистанционного обучения (февраль 2020 — июнь 2020 годов) в системе «Сириус.Онлайн».
3.3.6. Школьники, успешно прошедшие отбор на октябрьскую/ноябрьскую математическую программу 2020 года, в случае их перехода в образовательную организацию Московской области, приглашаются на заключительный очный тур без прохождения дистанционного отборочного курса.
3.3.7. Второй (заключительный, очный) этап отбора будет проводиться 7 ноября 2020 года на базе опорных образовательных площадок в субъектах Российской Федерации. Регламент и пункты проведения будут опубликованы на сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 2 ноября 2020 года.
3.3.8. Отбор участников Образовательной программы по итогам заключительного тура проводится следующим образом:
3.3.8.1. Для каждого региона устанавливается квота размером не менее 6 и не более 20 школьников из одного региона.
3.3.8.2. Составляется ранжированный список обучающихся по каждой из параллелей 7–9 классов для каждого региона.
3.3.8.3. В каждой из учебных параллелей (7, 8, 9 классов) отбирается не менее двух школьников, имеющих наилучший результат при условии, что они набрали необходимое пороговое количество баллов, определяемое координационным советом программы. Оставшиеся места, исходя из вышеуказанной квоты региона, Координационный совет распределяет между учебными параллелями отдельным решением, исходя из ранжированного списка (см. выше).
3.3.8.4. В случае, если несколько школьников, показавших одинаковые высокие результаты, претендуют на попадание на Образовательную программу, Координационный совет имеет право изменить квоту региона или распределение квоты между учащимися разных классов.
3.3.8.5. Обучающиеся, отказавшиеся от участия в Образовательной программе, будут заменены на следующих за ними по рейтингу школьников.
3.4. Для школьников 10 класса дистанционный отборочный курс не проводится. Без прохождения отборочных испытаний на образовательную программу приглашаются школьники не старше 10 класса из регионов, указанных в п.1.4 Положения, набравшие не менее 36 баллов на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике 2019-20 учебного года среди учащихся 9 класса и подавшие заявку на программу.
3.4.1. К участию в образовательной программе допускаются только зарегистрировавшиеся школьники. Регистрация будет открыта с 24 августа по 20 сентября 2020 года.
3.5. Для школьников из региона-организатора (Московской области) могут быть установлены дополнительные критерии отбора для участия в образовательной программе.
3.6. Список школьников, приглашенных для участия в Образовательной программе, будет опубликован на официальном сайте Образовательного центра «Сириус» не позднее 23 ноября 2020 года.
4. Аннотация Образовательной программы
4.1. Образовательная программа включает в себя математическую школу, обучающие математические игры, олимпиады по математике, обширную культурную, развивающую и спортивно-оздоровительную программы.
4.2. Программа ориентирована на обучение школьников с разным уровнем подготовленности. Обучающиеся будут разбиты на учебные группы с учетом их возраста и уровня подготовки. Изучаемые темы предполагают у участников хорошее знание всех разделов школьного курса математики.
5. Финансирование Образовательной программы
5.1. Оплата проезда, пребывания и питания участников Образовательной программы осуществляется за счет средств Образовательного фонда «Талант и успех».