help@sochisirius.ru
1-24 июля 2020

Когнитивные исследования

Когнитивные исследования — одная из наиболее активно развивающихся областей науки, необъятная, интригующая и захватывающая, ведь возможность качественно исследовать человеческий мозг появилась лишь в последние десятилетия.

Когнитивные исследования включают в себя знакомство с механизмами познания в широком смысле: естественными мыслительными процессами у человека и животных, моделированием этих процессов в системах искусственного интеллекта. Проектные команды будут работать над задачами, связанными с лингвистикой, психологией и нейрофизиологией.

Все направления программы «Большие вызовы»

Проекты направления

1. Разработка эмпирически-обоснованных рекомендаций по развитию навыков саморегуляции для достижения высоких результатов в выбранных видах деятельности
2. Долговременная стабильность и внутри-индивидуальная вариабельность психофизиологических показателей
3. Психометрические показатели тестов на музыкальные способности и исполнительные функции
4. Музыкальная креативность и мозг
5. Плеяды (скопление молодых звезд по спектру похожих на Сириус)
6. Влияние использования технологий виртуальной реальности на эффективность образовательной деятельности

Описание проектов
список и описание проектов предварительные и могут быть изменены и уточнены

1. Разработка эмпирически-обоснованных рекомендаций по развитию навыков саморегуляции для достижения высоких результатов в выбранных видах деятельности

Руководитель проекта: Якушина А.А.

Аннотация: В ходе проекта предлагается: 
1. формирование батареи диагностических методик для оценки особенностей развития эмоциональной и когнитивной саморегуляции, в том числе жизненного планирования у участников смены; 
2. проведение исследования, направленного на выявление значимых навыков саморегуляции связанных с  высокими достижениями в различных видах деятельности у участников смены по различным направлениям  (спорт, искусство);
3. сбор данных о развитии эмоциональной и когнитивной саморегуляции у участников смены по различным направлениям;
4. сбор данных о навыках краткосрочного и долгосрочного жизненного планирования жизни у участников смены по различным направлениям;
5. проведение статистического анализа полученных данных. 

Партнер проекта: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова


2. Долговременная стабильность и внутри-индивидуальная вариабельность психофизиологических показателей

Руководитель проекта: Захаров И.М.

Аннотация: Проект «Долговременная стабильность и внутри-индивидуальная вариабельность психофизиологических показателей» посвящен проблеме оценки изменений показателей, часто регистрируемых в когнитивных и нейронауках. С одной стороны, вопросу стабильности и надежности изучаемых данных в науке уделяется внимание. Так, одним из неформальных требований научного сообщества при появлении новых методик для изучения поведения и новых методов анализа как поведенческих, так и нейрофизиологических данных, является оценка тест-ретестовой надежности. При этом обычно при оценке стабильности показателя ограничиваются всего двумя сериями замеров. При этом есть основания предполагать, что долговременная динамика показателей может иметь сложную природу и выраженные внутри-индивидуальные колебания, которые в свою очередь могут иметь как практический, так и теоретический интерес для исследователей. Так, в рамках работы по оценке долговременной (на протяжение более полутора лет) стабильности и вариабельности фМРТ было показано наличие как суточных, так и более сложных ритмических колебаний фоновой мозговой активности. В работе по оценке двухнедельных колебаний стандартных когнитивных тестов было показано наличие изменений показателей, связанных с меняющимся эмоциональным фоном респондентов.

В настоящем проекте мы ставим своей целью изучить долговременные и регулярные колебания показателей фоновой активности ЭЭГ и простейших когнитивных тестов на базе ежедневных измерений в течение двух недель. 21-дневная проектная смена Сириуса представляет собой идеальную площадку для проведения такого исследования. Наличие стабильной и закрытой системы проектной группы позволит точнее зафиксировать факторы, которые могут влиять на долговременные колебания исследуемых показателей.   

Партнер проекта: Российская академия образования


3. Психометрические показатели тестов на музыкальные способности и исполнительные функции

Руководитель проекта: Власов Михаил

Аннотация: Когнитивные науки — это интересная междисциплинарная область на стыке психологии, биологии и информатики. Ученые в этой области изучают закономерности познания и способностей человека. Этим мы займемся с вами на данной проектной смене. Все что нужно от вас — желание научиться этому. Мы вместе с вами проведем серию психологических тестов на память, внимание, скорость решения разных задач, а также тесты на музыкальные способности. Попробуем обработать результаты с помощью методов математической статистики.  По результатам исследования планируется выявить связи психометрических параметров тестов на исполнительные функции (память, внимание и т.п.) с уровнем музыкальных способностей разных людей. Эти способности, на самом деле, есть у каждого, но проявляются в разной степени. Результаты нашей работы будут востребованы в ведущих лабораториях когнитивных исследований в России и Великобритании.

Партнер проекта: Национальный исследовательский Томский государственный университет


4. Музыкальная креативность и мозг

Руководитель проекта: Репейкова Влада

Аннотация: Одна из удивительных способностей человеческого мозга — это способность создавать и воспринимать музыку. А уникальный аспект музыкальной креативности заключается в том, что это достаточно быстрый процесс. Например, восприятие музыки предполагает, что слушатель не только слышит последовательность из нескольких звуков, но и достаточно быстро делает предположения о том, какой звук будет следующим. В свою очередь, музыкальная импровизация предполагает, что музыкант предпринимает незамедлительное решение о том, как сыграть новую мелодию так, чтобы она имела смысл и была приятна слушателю. 

Цель предлагаемого проекта заключается в том, чтобы изучить связанные с событиями потенциалы мозга в ответ на мелодические изменения. А также совершить поиск коррелятов с результатами теста на дивергентное мышление. 

В ходе проекта участники получат уникальные междисциплинарные знания от Российских и зарубежных ученых. Узнают о том, что такое музыкальная креативность, что наука знает о мозге и о механизмах, которые работают, когда мы слышим или создаем музыку. 

Участники будут работать с поведенческими и нейрофизиологическими данными, собранными у одаренных школьников, которые обучались по профильным программам в «Сириусе». Также у участников проекта будет возможность самим поучаствовать в сборе данных и получить опыт работы с ЭЭГ, обработкой и интерпретацией полученных результатов.

Партнер проекта: НТУ «Сириус»

5. Плеяды (скопление молодых звезд по спектру похожих на Сириус)

Руководитель проекта: Бибилов Иван

Аннотация: Все больше действий каждого человека оставляют след в различных информационных системах: и у идеи анализировать эти действия появляется всё больше поклонников. 

Проект будет разделен на 2 этапа: 

1. На смену в Сириус приезжает множество людей из разных городов и стран, разной специализации и интересов.  Будет написано мобильное приложение, которое помогает  в проектовых знакомствах, общении, обмене мнениями и опытом, экспертизе, построении эффективного комьюнити на смене.  Помогать в этом будут кейсы создания мероприятий, задач, опросников, запросы на помощь или экспертизу.  По сути, это локальная социальная сеть + интеллектуальный «секретарь», ориентированные на формирование ядра смены, синергию от взаимодействия, упрочнение  социальных и рабочих связей.  Создавая приложение, участники пройдут все этапы разработки, включая консультации с сообществом Сириуса о наборе интересных кейсов, тестирование, техподдержку, изменение и дополнение функционала. Ведь пользователи приложения будут рядом, на расстоянии вытянутой руки. 

2. Как только будет создана система, в которой пользователи оставляют свои информационные следы, появится возможность анализировать эти действия. Начнется исследовательская часть проекта. Будут построены графы взаимодействий по типам, временные графики различных активностей, социальные портреты пользователей.  На основе этих данных будут приниматься решения об эффективности работы приложения и дальнейших шагах на повышение этой эффективности.  Кроме того, стоит отметить, что проект имеет перспективу стать традиционным для смен (можно сравнивать активности на разных сменах, приняв условные критерии успешности), а также будет предпринята попытка интегрироваться с инфраструктурой Сириуса и его официальным приложением.  Возможен вариант, когда приложение будет работать и вне смен, поддерживая совместную работу и общение.

Партнер проекта: Общество с ограниченной ответственностью «Яндекс»


6. Влияние использования технологий виртуальной реальности на эффективность образовательной деятельности

Руководители проекта: Окатова М.А., Бермус А.Г.

Аннотация: В настоящее время в связи с широким распространением цифровых технологий одним из наиболее актуальных направлений исследований в области наук об образовании является проблема повышения качества общего образования. Однако вопросы об эффективности применения цифровых технологий (в частности технологий виртуальной реальности), методологии их внедрения, параметрах устройств и сред виртуальной реальности остаются открытыми. При этом для измерения качества образования часто применяются методики международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment), использование которых в том числе зависит от: способов предъявления учебной информации, параметров используемых устройств, содержания и способов организации учебного процесса, способов анализа и обработки учебной информации.

Гипотезы данного исследования заключаются в том, что:
1. уровень усвоения учебного материала с применением технологий виртуальной реальности будет выше, чем в случае использования классических средств предъявления учебной информации в виде текстов и 2D-средств визуализации;
2. качество образования, определяемое по методикам международных исследований PISA, будет зависеть от способов предъявления учебной информации (текстовый, 2D или 3D) и от способов обработки учебной информации при решении задач.

В ходе проекта будут сформированы три группы испытуемых, каждой из которых предстоит изучить учебный материал, предъявляемый в одной из указанных форм (виртуальная реальность, текст, 2D-формат). В качестве устройства виртуальной реальности будет использован шлем HTC Vive Pro. 

В качестве ожидаемого результата данного проекта будут получены данные о различиях в уровне успешности освоения учебного материала, предъявляемого с помощью различных средств, а также предикторов такой успешности. Также участники познакомятся с основными показателями читательской и естественнонаучной грамотности, как способами обработки поступающей информации и актуальными компонентами качества образования; разработают наборы заданий, позволяющих диагностировать индивидуальные показатели качества образования. 

Конкретный продуктовый результат будет заключаться в создании набора параметров сред виртуальной реальности и устройств виртуальной реальности, а также характеристик предъявления учебной информации в виртуальной реальности, влияющих на эффективность использования данной технологии в образовательном процессе. Кроме того будут разработаны наборы заданий для оценки продуктивности при решении задач, как основного показателя читательской и естественнонаучной грамотности учащихся, и сформулированы рекомендации учителям и учащимся по совершенствованию процесса обучения в школе при использовании технологий виртуальной реальности.

Партнеры проекта: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Южный федеральный университет

 

Материалы для подготовки

Введение в психологию

1. Аткинсон, Р. Л., Аткинсон, Р. С., Смит, Э. Е., Бем, Д. Д., & Нолен-Хоэксема, С. (2007). Введение в психологию/Под общей редакцией ВП Зинченко. 15-е международное издание. С-Пб.: Прайм-Еврознак
2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности
3. Курс «Психология». Курс освещает базовые положения научной и житейской психологии, особенности кросс-культурной и социальной психологии, а также интеллект, креативность, возможности и ограничения познавательных процессов.
4. Курс «Психодиагностика». Курс направлен на формирование адекватного представления о разнообразии методов современной психодиагностики.
5. Курс «Методология научных исследований и котики». Основы исследовательской деятельности
6. Ковас, Ю. В., Гайсина, Д. А., Малых, С. Б., Селита, Ф., Тосто, М. Г., Барклей, Н. Л., & Брендген, М. (2016). Геномика поведения: детское развитие и образование
7. Дирик, А., Богданова, О. Е., Ковас, Ю. В. (2012). Исследование взаимосвязи академических достижений с социально-экономическим статусом, когнитивными способностями и самооценкой математических способностей учащихся старших классов. Теоретическая и экспериментальная психология, 5(4)
8. Курс лекций по психодиагностике: Материалы для самостоятельного изучения / Сост. Голев С.В., Голева О.С. 
9. Что такое психометрика
10. Малых, С. Б., Воронин, И. А., Исматуллина, В. И., Захаров, И. М., Тихомирова, Т. Н. (2014). Половые различия во взаимосвязях личностных черт" Большой пятерки" и интеллекта. Теоретическая и экспериментальная психология, 7(4)
11. Л. Ф. Бурлачук Психодиагностика Учебник для вузов
12. Общая психодиагностика: методические указания О. В. Белова

Социальная психология

1. Чалдини Р. Психология влияния
2. Психология межгрупповых отношений
3. Психология коммуникаций
4. Психология виртуальных сетей
5. Социальная психология как дисциплина. Психолог Ольга Гулевич о задачах социальной психологии, зависимости людей от общества и принципе ситуационизма.
6. Анализ социальных сетей в интернете. Специалист по современной технике медиакоммуникаций Берни Хоган o том, как собирались и анализировались электронные социальные сети и что могут дать их исследования.
7. Майерс Д. Социальная психология

Регуляторные функции

1. Исполнительные функции. Психолог Галина Виленская о составе исполнительных функций, тестах на контроль импульсов и тренировке когнитивного функционирования
2. Веракса, А. Н. (2015). Развитие регуляторных функций дошкольников в образовательном процессе. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (3)
3. Веракса, А. Н., Бухаленкова, Д. А., Якупова, В. А. (2018). Возможности развития регуляторных функций в игровой деятельности: теоретический обзор. Российский психологический журнал, 15(4)
4. Исматуллина, В. И., Воронин, И. А., Захаров, И. М., Белова, А. П., Будакова, А. В. (2015). Взаимосвязи общего интеллекта, рабочей памяти и планирования. Теоретическая и экспериментальная психология, 8(4)

VR/AR

1. Матвеев, С. В., Кулаков, С. Г., Кулакова, Е. П. (2018). Инновационные технологии (дополненная и виртуальная реальность) как эффективный инструмент педагога для формирования цифрового образовательного пространства в профессиональном образовании
2. Жигалова, О. П., Толстопятов, А. В. (2019). Использование технологии дополненной реальности в образовательной сфере. Балтийский гуманитарный журнал, 8(2 (27))
3. Филимоненкова, Т. Н. (2018). Дополненная реальность как инновационная технология образовательного процесса. Проблемы современного педагогического образования, (58-1)
4. Исследование компьютерных игр в психологии. Психолог Наталия Богачева о компьютерно-игровой зависимости, людях в группе риска и переносе агрессии из игрового мира в реальный

Психофизиология

1. Устройство и работа мозга. Курс лекций физиолога Вячеслава Дубынина об устройстве центральной нервной системы, функциях и работе отделов головного мозга человека.
2. Электрические свойства нейронов. Физиолог Вячеслав Дубынин о свойствах нейронов, потенциалах действия и цитоплазме нервных клеток.
3. Мозг: работа синапсов. Физиолог Вячеслав Дубынин о работе нейромедиаторов, активности мозга и химических принципах работы синапсов.
4. Основы ЭЭГ
5. Методы психофизиологии
6. ЭЭГ

Музыка и креативность

1. Музыкальные способности. Психолог Даниэль Мюллензифен о тестах на музыкальные способности, предрасположенности к карьере музыканта и развитии интеллекта.
2. Музыкальная память. Психолог Даниэль Мюллензифен о способностях к запоминанию музыки, сложности песен в разных культурах и исследованиях коммерческой поп-музыки. 
3. Влияние музыки на восприятие бренда. Психолог Даниэль Мюллензифен о потребительском поведении, музыке в рекламе и выборе мелодий для бренда.
4. Музыкальные способности. Психолог Бруно Гинграс о биологических компонентах музыкальности, причинах отсутствия слуха и связи музыкальных способностей с генотипом.
5. Музыка и эмоции. Нейропсихолог Диана Омиджи о различиях утилитарных и неутилитарных эмоций, эмпатии в повседневной жизни и грустной музыке.
6. Элементарная теория музыки
7. И. В. Способин. Элементарная теория музыки
8. Психология творчества и креативности. Психолог Сергей Яголковский о моделях творческого процесса, методах развития креативности и отличиях индивидуальной работы от групповой.
9. 4 стадии творческого процесса
10. Музыка и мозг. Психолог Лорен Стюарт о нарушениях восприятия музыки после инсульта, почему мы любим слушать музыку и могут ли амузики получать от нее удовольствие.

Статистика

1. Основы статистики
2. Основы статистики. Часть 3. Курс посвящен анализу данных, подробно рассматриваются темы в области регрессионного анализа, разбираются такие важные вопросы как повторные измерения в статистике и смешанные регрессионные модели.
3. Статистика для начинающих
4. Математические методы в психологии, социологии и медицине
5. Фалин Г.И. Элементы математической статистики для школьников. – М.: 2017
6. Бродский Я.С. Статистика. Вероятность. Комбинаторика / Я.С. Бродский. – М.: ООО «Издательство Оникс»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2008. (Школьный курс математики)

Программирование

1. Руководство по языку разработки Python3
2. Курс «Основы программирования на Python»
3. Тренировка навыков программирования
4. Интересный квест с программированием на Python

Эксперты и руководители проектов

Якушина
Анастасия Александровна

Ассистент кафедры психологии образования и педагогики МГУ имени М.В.Ломоносова

Захаров
Илья Михайлович

Старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований Российской академии образования

Власов
Михаил

Студент Национального исследовательского Томского государственного университета

Репейкова
Влада Алексеевна

Младший научный сотрудник направления "Прикладная когнитивная психология и нейронаука", научный центр когнитивных исследований, НТУ "Сириус".

Бибилов
Иван

Старший преподаватель ООО «Яндекс»

Окатова
Мария Александровна

Лаборант-исследователь МГУ имени М.В.Ломоносова

Бермус
Александр Григорьевич

Заведующий кафедрой образования и педагогических наук Южного федерального университета, профессор, доктор педагогических наук

Руководители направления

Зинченко
Юрий Петрович

Декан факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой методологии психологии, президент и академик Российской академии образования, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор, доктор психологических наук

Ковас
Юлия Владимировна

Директор Международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении (InLab), PhD, профессор генетики и психологии Университета Голдсмитс (Лондон, Великобритания), директор международного центра исследований развития человека, заведующая лабораторией когнитивных исследований и психогенетики, профессор Томского государственного университета, научный руководитель направления "Прикладная когнитивная психология и нейронаука", научный центр когнитивных исследований, НТУ "Сириус".

Цигеман
Элина Сергеевна

Младший научный сотрудник направления "Прикладная когнитивная психология и нейронаука", научный центр когнитивных исследований, НТУ "Сириус".

Подать заявку
© 2015–2020 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!