Когнитивные исследования — одная из наиболее активно развивающихся областей науки, необъятная, интригующая и захватывающая, ведь возможность качественно исследовать человеческий мозг появилась лишь в последние десятилетия.
Когнитивные исследования включают в себя знакомство с механизмами познания в широком смысле: естественными мыслительными процессами у человека и животных, моделированием этих процессов в системах искусственного интеллекта. Проектные команды будут работать над задачами, связанными с лингвистикой, психологией и нейрофизиологией.
1. Плеяды (скопление молодых звезд по спектру похожих на Сириус)
2. Влияние использования технологий виртуальной реальности на эффективность образовательной деятельности
Описание проектов
1. Плеяды (скопление молодых звезд по спектру похожих на Сириус)
Руководитель проекта: Бибилов И.В., Дикая Л.А.
Аннотация: На программы Сириуса приезжает множество людей из разных городов и стран, разной специализации и интересов. Во время работы на программах участники активно общаются, обмениваются контактами и формируют команды. Однако поддержание таких тесных контактов после программ, а также поиск новых затруднены.
Проблема
Несмотря на разнообразие площадок для общения, для эффективного сотрудничества между участниками программ Сириуса и поиска соратников требуется единая платформа. Цель проекта - разработка мобильного приложения, которое помогает в знакомствах для проектной коллаборации, общении, обмене мнениями и опытом, экспертизе, построении эффективного комьюнити на программах. Помогать в этом будут кейсы создания мероприятий, задач, опросников, запросы на помощь или экспертизу. По сути, это локальная социальная сеть и интеллектуальный «секретарь», ориентированные на формирование ядра программы, синергию от взаимодействия, упрочнение социальных и рабочих связей.
Создавая приложение, участники пройдут все этапы разработки, включая консультации с сообществом Сириуса о наборе интересных кейсов, тестирование, техподдержку, изменение и дополнение функционала. Ведь пользователи приложения будут рядом, на расстоянии вытянутой руки. Как только будет создана система, в которой пользователи оставляют свои информационные следы, появится возможность анализировать эти действия. Начнется исследовательская часть проекта. Будут построены графы взаимодействий по типам, временные графики различных активностей, социальные портреты пользователей. На основе этих данных будут приниматься решения об эффективности работы приложения и дальнейших шагах на повышение этой эффективности. Кроме того, стоит отметить, что проект имеет перспективу стать традиционным для программ (можно сравнивать активности на разных программах, приняв условные критерии успешности), а также будет предпринята попытка интегрироваться с инфраструктурой Сириуса и его официальным приложением. Возможен вариант, когда приложение будет работать и вне программ, поддерживая совместную работу и общение.
Партнер проекта: Общество с ограниченной ответственностью «Яндекс»
2. Повышение качества общего образования на основе нейрокогнитивных исследований
Руководители проекта: Ковалев А.И., Бермус А.Г.
Аннотация: В настоящее время в связи с широким распространением цифровых технологий одним из наиболее актуальных направлений исследований в области наук об образовании является проблема повышения качества общего образования. Однако вопросы об эффективности применения цифровых технологий (в частности технологий виртуальной реальности), методологии их внедрения, параметрах устройств и сред виртуальной реальности остаются открытыми.
Проблема
Для измерения качества образования часто применяются методики международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment), использование которых в том числе зависит от способов предъявления учебной информации, параметров используемых устройств, содержания и способов организации учебного процесса, способов анализа и обработки учебной информации.
Гипотезы данного исследования заключаются в том, что:
1. уровень усвоения учебного материала с применением технологий виртуальной реальности будет выше, чем в случае использования классических средств предъявления учебной информации в виде текстов и 2D-средств визуализации;
2. качество образования, определяемое по методикам международных исследований PISA, будет зависеть от способов предъявления учебной информации (текстовый, 2D или 3D) и от способов обработки учебной информации при решении задач.
В ходе проекта будут сформированы три группы испытуемых, каждой из которых предстоит изучить учебный материал, предъявляемый в одной из указанных форм (виртуальная реальность, текст, 2D-формат). В качестве устройства виртуальной реальности будет использован шлем HTC Vive Pro.
В качестве ожидаемого результата проекта будут получены данные о различиях в уровне успешности освоения учебного материала, предъявляемого с помощью различных средств, а также предикторов такой успешности. Также участники познакомятся с основными показателями читательской и естественнонаучной грамотности, как способами обработки поступающей информации и актуальными компонентами качества образования; разработают наборы заданий, позволяющих диагностировать индивидуальные показатели качества образования.
Партнеры проекта: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Южный федеральный университет
Старший преподаватель ООО «Яндекс»
Заведующий кафедрой образования и педагогических наук Южного федерального университета, профессор, доктор педагогических наук
Главный научный сотрудник, доцент Академии психологии и педагогики Южного федерального университета
Кандидат психологических наук, заместитель декана факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Декан факультета психологии, заведующий кафедрой методологии психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, академик, директор Психологического института Российской академии образования, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор психологических наук
Директор Международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении (InLab), PhD, профессор генетики и психологии Университета Голдсмитс (Лондон, Великобритания), директор международного центра исследований развития человека, заведующая лабораторией когнитивных исследований и психогенетики, профессор Томского государственного университета, научный руководитель направления "Прикладная когнитивная психология и нейронаука", научный центр когнитивных исследований, НТУ "Сириус".
Младший научный сотрудник направления «Прикладная когнитивная психология и нейронаука» научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус»