Мартовская смена по физике собрала в «Сириусе» 190 школьников 9-10 классов из 49 регионов страны. Ребята уже приступили к работе – впереди у них почти месяц интенсивных занятий: экспериментальных, теоретических и исследовательских заданий на самые разные темы. Разговор о главных задачах учебной смены и ее специфике – с одним из кураторов смены, заместителем директора по научно-методической работе МБОУ «Физико-математический лицей № 31 г. Челябинска», членом Центральной предметно-методической комиссии по физике, тренером золотых медалистов Международных олимпиад Максимом Кармановым.
– Максим Леонидович, в чем особенность мартовской смены?
– Учебная смена по физике – узкоспециализирована и ориентирована на подготовку школьников к заключительному этапу Всероссийской олимпиады и подготовке к отбору на IJSO (Международная естественно-научная олимпиада школьников) и IPHO (Международная физическая олимпиада).
– По каким критериям проводился конкурсный отбор на смену?
– Специального конкурсного отбора не было. На смену приглашены 9-ти и 10-классники. Отбор осуществлялся по результатам регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по физике этого года и заключительного этапа олимпиады им. Максвелла 2016 года.
– Кто будет курировать их работу?
– Курируют работу мартовской смены лаборатория по работе с одарёнными детьми МФТИ (Московского физико-технического института), а также «Физико-математический лицей № 31 г. Челябинска» – его педагоги будут заниматься с учениками 10 классов, а «Республиканский лицей для одаренных детей» города Саранска, соответственно будет работать с 9-классниками.
– Как выстроен учебный план для юных физиков?
– Мы проанализировали на какие темы ориентированы олимпиадные задания, какие задания наиболее часто встречаются и построили учебный план, опираясь на эти показатели. Подготовили лекции, наборы задач, основанные на олимпиадах прошлых лет.
– Сколько часов в день вы будете заниматься физикой и какие темы планируете пройти с ребятами?
– У нас получается три пары в день по 1,5 часа – всего 72 часа. Учебный модуль длится 4 дня – всего будет 5 таких блоков. Внутри каждого – новая тема и закрепление. С 10 классами первую неделю мы будем заниматься большим разделом: «Механика», вторая неделя – «Теплота и термодинамика», третья и четвертая недели будут посвящены электрическому току и электростатике. При этом теоретические занятия пересекаются с практическими. И в конце смены у нас с ребятами будет подведение итогов: наша внутренняя заключительная олимпиада.
– А без экспериментов, разумеется, не может быть рационального обучения физике...
– Да, и поэтому олимпиада всегда состоит из двух туров: теоретического и экспериментального. Школьник должен провести любой эксперимент в рамках предложенной темы и предоставить все теории, рисунки (если они имеются) графики и таблицы. При подготовке к олимпиадам в регионах теории учат хорошо, проблемы, как правило, возникают с экспериментальным туром – задачи достаточно специфические и требуют наличия специального оборудования, которое не всегда есть в школах. А в «Сириусе» в распоряжении ребят – оборудованные лаборатории, где масса возможностей для «научного творчества».