8 (800) 100 76 63

Как «изображать действительность красками» участникам образовательной смены рассказал народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств, член Союза художников России, академик Пушкинской и Петровской академий Дмитрий Белюкин.

– Дмитрий Анатольевич, на лекции Вы уделили искусству пейзажа немало времени. Стать пейзажистом, наверное, непросто?

– Далеко не все, даже хорошие «рисовальщики», могут писать пейзаж. Тому есть примеры в русской истории живописи. Для начала отмечу, что писать элементарные пейзажи умели художники всех жанров. Но Левитан – один. Грабарь – один. Прекрасные пейзажи есть у таких исторических живописцев, как Репин, Суриков, Серов. Портретисты, казалось бы, а пейзажи у них – блестящие. Каждый пейзаж имеет свою цветовую гамму, и чтобы писать природу, нужно видеть цвет, уметь соразмерять его с тоном. В этом основы всей классической живописи. Опытный художник все эти особенности видит одновременно, так же, как, например, хороший дирижер слышит одновременно все инструменты ансамбля. Этому, разумеется, долго нужно учиться. Можно на натюрмортах, как это делают ребята в «Сириусе», постепенно «ставя глаз». А можно осваивать технику и на пейзажах, но это сложнее.

–То есть, как учил Константин Коровин, «мало составить верный тон, надо его умело нарисовать на холсте, чтобы он верно выражал свое назначение в этюде».

– Да, тон – это всегда убедительность. Вот, например, юный художник пишет сюжет: солнечный день, белая стена храма или монастыря, а сверху крестик или куполок, который сверкает в лучах солнца. Чтобы изобразить эту контрастность, нужно блик солнца писать белой краской, но тогда белую стену следует сделать темнее и плотнее, то есть загасить тоном. Это устоявшаяся техника в классической живописи. Также, чтобы добиться особой выразительности, надо стараться не делать скучных замесов. Цвет должен быть продуман, вдохновлён и «вымечтан». И тогда из смелого смешения красок на полотне вдруг появятся совершенно потрясающие туман, снег, сумерки, закаты или восходы... И вот эти важные нюансы нужно непременно подсказывать начинающему художнику. 

– Что сложнее всего изобразить в работе над пейзажами?

– Делить работу на «легче» и «сложнее» совершенно непрофессионально. Просто есть какие-то элементарные по простоте мотивы, которые легче писать. Например, голубое небо или синее море без берега. И то, если призадуматься, чтобы море было прозрачным, а гребни волн отличались тоном от остальной воды, – нужно постараться. В итоге оказывается, что даже такой незамысловатый сюжет писать далеко не просто. В этом смысле очень хорошо сказал Левитан: «Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей».

– На лекциях Вы рассказывали ребятам, что самое сложное в живописи – это писать по памяти.  

– Да, так и есть. Я рассказывал ребятам, что только по зрительной памяти с нуля никто не пишет, это не профессионально. По памяти можно писать, когда у художника уже есть этюды и наброски.

– Эти же правила учитываются и при создании большой картины?

– Большая картина начинается с поиска интересного мотива, то есть с замысла. Задумав писать картину, художник пишет натурные этюды, в которых отражает все свои наблюдения и впечатления. После того, как они готовы, можно приступать к живописи, мазок за мазком «оживляя» образы. Труд очень кропотливый: дорабатывать композицию, делать ее убедительной, четко переносить на холст каждую складочку на платье героя. Вообще очень важно детально изучить эпоху – костюмы, интерьеры, манерность, самобытность – художник должен в совершенстве владеть темой, которую выбрал. Иногда на это могут уйти месяцы или годы, но без детального изучения предмета художнику не обойтись. В процессе работы важно учитывать и много технических моментов: законы цельности и контрастов цветов, форм. Картина должна быть проработанной и цельной, завершенной, с неразмытым смыслом.

– Ребятам очень понравились Ваши лекции и то, как в какой манере Вы делились собственным опытом. А как строилась Ваша работа с детьми на пленэре?

– В этой поездке мы выполняли одну задачу вместе. Откровенно говоря, опыта мастер-класса с такими юными художниками у меня не было. Но на пленэре, за исключением нелетной погоды, все прошло хорошо. Я писал пейзаж вместе с ребятами, чтобы они видели на примере, где выполняют правильно, а где нет. Я мог им подсказывать, направлять. Безусловно, мне было приятно делиться с ними всем, что знаю сам. И встреча с ребятами в «Сириусе» – это, определенно, интересный опыт.

 

Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2017 Фонд «Талант и успех»