С кем ещё, как не с математиками, говорить о самой легендарной геометрической фигуре XX века – квадрате. Точнее сказать, «Чёрном квадрате» художника Казимира Малевича. Ровно 100 лет назад появление картины ознаменовало конец живописи с использованием художественных образов и одновременно провозгласило приоритетом использование знаков.
Чёрный квадрат – это тоже знак, зловещий символ Тьмы. «Победа над Солнцем» – именно так называется футуристическая опера, где впервые (в 1913 году) в качестве декорации зрители увидели знаменитую в будущем картину Малевича. Чёрный квадрат, заменивший солнечный круг, провозглашал победу активного человеческого творчества над пассивной формой природы.
Р. Цримов в своей известной серии работ «Трансформация Квадрата Малевича» предлагает собственное прочтение произведения. Это вариации на тему квадрата – в цвете, свете, пластичных формах, образах. В своих картинах художник противостоит неподвижности, перманентности знака, который не обладает цветом, движением, перспективой изменения и развития.
Юные участники встречи с Р. Цримовым попытались разгадать, что именно он хотел выразить каждым своим творением. Разноцветные треугольники, которые, как пазл, в итоге складывались в квадрат, представлялись футуристическим портретом. В витиеватых переплетениях линий ребята видели образы природы.
«Мышление художника очень похоже на мышление математика. Насколько я знаю, великие учёные совершали открытия интуитивно, ими двигало вдохновение, они видели всю идею в целом. Точно так же и художники. Идея первична, а дальнейший ход действий только подтверждает необходимость и правильность ее реализации», - сказал Р. Цримов.
Юные математики уловили идею автора. Для них это было несложно: вторая неделя Южной математической смены получила неформальное название «Неделя искусства и математики», и у ребят была возможность обсудить тесную связь этих двух сфер.
Фото встречи с художником можно посмотреть здесь.