Музыка рубежа эпох – конца XIX и начала XX века – представлена различным поколением композиторов: поздний период Римского-Корсакова, расцвет Глазунова и активного развития Скрябина. Серебряный век русской классической музыки, наряду с продолжением сложившихся традиций национальной композиторской школы, открывает новые средства выразительности и формы, новые имена, новые бессмертные сочинения.
О том, как с течением времени усложнялся музыкальный язык, участникам июньской смены в «Сириусе» рассказывала кандидат искусствоведения, преподаватель Московской консерватории имени П.И. Чайковского Елена Потяркина.
– Елена Евгеньевна, почему темой лекции по истории музыки вы выбрали именно Серебряный век?
– Этот рубеж столетий представляет самое интересное время: русская музыка вступает в новый период своего развития. В музыкальное искусство уверенно входят другие темы и образы, направления и стили. Погружение в эту историю значительно расширит кругозор ребят не только в области музыки, но и во всей отечественной и зарубежной культуре. И я хотела, чтобы юные музыканты видели связь между разными видами искусства и самыми яркими их представителями.
– Например, как Стравинский, который синтезировал в своем творчестве различные виды искусств, а в его круг общения входили художники, писатели, политики?
– Именно: ведь достаточно скучно и даже неправильно учить биографию какого-нибудь композитора в формате «родился-творил-умер». Стравинский дружил с Уолтом Диснеем, Коко Шанель, Чарли Чаплином, и когда я рассказывала ребятам о людях, которых он любил, о его жизни, о его привычках и чертах характера, они стали по-другому к нему относиться, лучше его понимать.
– О каких еще композиторах Вы с ребятами говорили сегодня?
– Выбрала троих: кроме Стравинского – Лядов и Черепнин. Я поставила им несколько композиций, и удивительно, что «Фейерверк» Стравинского, которого принято считать диссонантным, новаторским, резким, они принимают лучше, чем сочинения Черепнина, написанные в лучших традициях Чайковского и Римского-Корсакова! Вот что я называю сменой восприятий: еще каких-то 100 лет назад музыкальный язык Стравинского воспринимался остро и эпатажно, а сейчас, напротив, «неформатным» ребятам показался Черепнин. Это очень интересно.
– Вы дали юным музыкантам задание к следующей лекции. В чем его суть?
– Я задала им вопрос: в чем связь между тремя композиторами, о которых мы говорили? Хотелось, чтобы ребята порассуждали и попытались найти свой ответ. Понятно, что будет много вариантов, но тем и интересней: вместе рассмотрим все доводы – получится живой, продуктивный диалог.
– Что бы рекомендовали ребятам для их профессионального роста?
– В их возрасте полезно и интересно читать литературу о музыке художественного плана и как можно больше слушать. Они должны накопить определенный багаж, а педагоги им в этом помогут.