Дуэтный танец в мировом балете возник не стихийно: уходя корнями во времена дворцовых празднеств, он развивался шаг за шагом, и достиг своего расцвета в романтических балетах и балетах Мариуса Петипа, доказавшего, что умение танцевать в дуэте – это особое искусство. Яркий, динамичный, технически сложный и вместе с тем самый выразительный и поэтичный, классический дуэт во многом зависит от совпадения индивидуальностей и характеров «двоих на сцене», связанных одной художественной задачей. Обо всем этом – интервью с преподавателем кафедры классического и дуэтного танца Московской государственной академии хореографии (МГАХ) Георгием Гусевым, который провел в «Сириусе» для юных артистов балета серию мастер-классов.
– Георгий Константинович, когда воспитанники хореографических и балетных школ начинают заниматься дуэтно-классическим танцем?
– Дуэтный танец начинается в балетных школах за три года до выпуска, с самых элементарных вещей: воспитанники учатся подавать другу руку, исполнять простейшие поддержки. Ребята, с которыми я занимался в «Сириусе», знакомы с дуэтным танцем не понаслышке: они год занимаются дисциплиной и ко мне на мастер-классы пришли подготовленные.
– Дуэт – это искусство, которому учатся годами. С чего следует постигать азы танца?
– Здесь надо понимать, что такое дуэт. С его развитием росла и техника: с каждым разом в нем появлялись новые сложные элементы, требующие от артистов большой отдачи. Держать девушку, стоящую на одной ноге, грациозно и легко, не так-то просто. Сначала эти движения исполняли только профессиональные артисты балета, но со временем появилась школьная методика, позволившая освоить дисциплину и ученикам балетных школ. Интересный факт: в первой половине позапрошлого века появилась женская пальцевая техника (прославленная балерина Мария Тальони была первой, кто встал на носочки). В это же время активно начал развиваться и дуэтно-классический танец.
– Заниматься им – сложно и физически, и эмоционально: как юным артистам балета избежать профессионального выгорания?
– Это важный вопрос: дуэтный танец одна из тех редких дисциплин, где эмоциональный фон партнеров играет большую роль. Для сравнения: считается, чтобы добиться успеха в классическом танце, нужно научиться танцевать уставшим. В дуэте все наоборот: чтобы избежать травм эмоциональных и физических, артист ничем не должен быть обеспокоен. Поэтому, когда я продумываю урок, обращаю внимание на все детали: на музыку, пластику, психологию взаимоотношений. Музыка должна пробуждать положительные эмоции. Нельзя на уроке требовать от ребят больше их возможностей. Комбинации должны быть логичными, четко выстроенными, и учитывающими физические возможности будущих артистов.
– Как помочь снять юному артисту эмоциональный зажим? Как быть, если воспитанник никак не может раскрыться?
– Самое главное здесь – это время и терпение педагога. Нельзя говорить ученику, что он неспособный, если что-то не получается. Самый верный способ – несмотря ни на что, изо дня в день отрабатывать комбинации и движения. Важно понимать своих учеников, знать, с кем из них можно построже, а с кем наоборот. Но я нашел один подход для всех: нужно просто любить своих учеников, чтобы они это чувствовали. Получается, именно любовь педагога к своему делу и к своим воспитанникам и поможет преодолеть все эти зажимы.
– Вы занимались с юными артистами «Сириуса» в июне. Как оцените уровень их подготовки – ребята достигли высшей цели дуэтного танца?
– Уровень профессиональный. Как я уже сказал, они все пришли на мастер-класс, имеющие базовые знания предмета. И мы даже начали заниматься не с азов (положение рук, ног, корпуса), а взяли шире. Я учил их музыкальным переходам, образному исполнению движений, особой пластике. Например, артисту надо поднять балерину. Если по сюжету он мишка, то в этом движении он должен быть похож на мишку. Если балерину поднимает принц, то и движения должны быть как у принца: изящные и лёгкие. Вот два разных подхода к одному и тому же движению. Зрители не знают, сколько труда и сил заложено в одно представление. Но если они не могут оторвать глаз от сцены – значит, цель настоящего искусства – показывать правду образа – достигнута.