help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Специализированная химическая образовательная программа, объединившая 130 школьников из 42 регионов России, проходит в «Сириусе» впервые. Теоретические и практические занятия в лабораториях по неорганической, аналитической и органической химии, лекции и семинары ведущих преподавателей – в таком режиме школьники проведут ближайшие три недели. Главная цель программы – подготовка ребят к участию во Всероссийской олимпиаде по химии и к Международной Менделеевской олимпиаде, которые состоятся весной 2018 года.

В чем особенность программы, как проводился отбор ее участников и как возникла идея нового для «Сириуса» научного направления «Химия», рассказал Андрей Анатольевич Дроздов, доцент химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат химических наук, автор школьных и вузовских учебников по химии, член методической комиссии Всероссийской олимпиады по химии.  

– Проведение химической образовательной программы мы с коллегами из «Сириуса» начали планировать еще в прошлом августе: тогда в «Сириусе» проходила проектная и отборочная смена для Университетской гимназии МГУ, – рассказал педагог.

– Андрей Анатольевич, как происходил отбор ребят на образовательную программу?

– Это олимпиадная программа, поэтому призеры и победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2017 года проходили вне конкурса. Для этого был сформирован резерв свободных мест – около 50 человек. Из этих ребят мы сформировали две группы школьников, закончивших девятый и десятый классы. Все остальные претенденты должны были предъявить портфолио, в которых отражены их победы в олимпиадах разного уровня и результаты проектной деятельности. На 130 мест поступило более 500 заявок. Отбор был серьезный и мы старались брать ребят, учитывая специфику регионов, максимально охватив все субъекты РФ. 

– Уровень школьников соответствует заявленному?

– Безусловно. Ребята приехали очень сильные и мотивированные, это сразу стало заметно и на открытии программы, которое состоялось накануне, и на первой лекции, с которой я выступил перед участниками смены.

– С какой лекцией Вы выступили?

– Она была посвящена неорганическим материалам, как традиционным, так и современным. Тема была выбрана не случайно: хоть программа у нас олимпиадная и направлена на подготовку и углубление знаний по химии, у нее есть своя внутренняя специфика. Эту специфику мы закладываем в практико-ориентированные задачи.

– Расскажите об этом подробнее.

– Занятия школьников на 50% состоят из теории, на 50% – из практики, которая проходит в лабораториях Парка науки «Сириус». Один из вопросов практикума в том, что дальше делать с веществами, которые синтезировали школьники. Хотелось бы, чтобы они были применены на деле. Так мы вступили в сотрудничество с кафедрой керамики Московской художественно-промышленной академией имени С.Г. Строганова и пригласил сюда бригаду керамистов во главе с заведующей кафедрой, профессором Еленой Александровной Юдиной. Под их руководством некоторые школьники работают в гончарной мастерской, но формованием самих изделий в основном занимаются специалисты-керамисты. А вот глазури, пигменты, краски для этих изделий будут делать наши юные химики.

– То есть, текущая программа по химии – самый что ни на есть синтез науки и искусства?

– Именно. Поэтому и лекция моя называлась «Традиционные неорганические материалы – история и современность». В ней я подробно рассказал о керамике, стеклах, о  составах наиболее распространенных глазурей и том, как их можно выразить соотношением основных компонентов. Глазури для керамики при обжиге превращаются в стекла, которые растекаются по поверхности изделия и покрывают его тонкой пленкой. Интерес у ребят был неподдельный. Думаю, эксперимент получится интересный. 

– Несомненно. А какие темы включает проектная программа?

– Темы четыре: «Нуклеация и рост двумерных кристаллов в высоковязких силикатных расплавах», «Синтез низкоплавких силикатных стекол и их использование для глазурования керамики», «Получение новых керамических пигментов на основе структурного типа шпинели и их применение в декорировании фарфора», «Синтез новых кристаллических фаз со структурой пирохлора и их применение для подглазурной росписи керамики». Получается, в рамках проектной деятельности школьники закрепят знания в области химии и материаловедения.

– Программа насыщенная. Что ждет школьников в конце образовательной программы?   

– У нас будет контрольный блок: мы завершим программу итоговой олимпиадой, состоящей из теоретического и экспериментального туров. По ее результатам выстроим рейтинг самых сильных химиков. Также конце программы будет организована выставка-показ препаратов, материалов и изделий, полученных школьниками при выполнении экспериментальной работы в лабораториях.

– Ранее вы говорили, что в помощь школьникам выпустили специальный «решебник».

– Это, скорее, книжка практикума. Ее составили наши педагоги, распечатали и раздали ребятам. Это то пособие, в котором собраны важные темы практических заданий – по нему школьники будут работать в лабораториях. То есть, что с чем смешать, как записать уравнение, соблюсти технику безопасности – все это они найдут в этом пособии. Почти настольная книга юного химика, с которой они смогут подготовиться к олимпиаде.

– Как известно, в олимпиадной физике очень много внимания уделяется не только формулам и уравнениям, но и культуре оформления работы. В химической олимпиаде также? Как должно происходить оформление работ и экспериментов?

– Таких строгих стандартов по оформлению работы в олимпиадной химии нет. И на олимпиадах, и на вступительных экзаменах в московские вузы не обязательно писать «дано» и «решение» – у нас все проще. Есть, конечно, свои химические тонкости, связанные с особенностями предмета: надо обязательно коэффициенты расставлять, аккуратно записывать само уравнение. И, если, например, реагент добавляется не в одно, а в смесь веществ, то нужно отразить взаимодействия этого реагента с каждым веществом.

– Появились ли в олимпиаде этого года какие-нибудь новшества или принципиальные изменения?

– Кардинальных изменений нет, но члены жюри всероссийской олимпиады, в состав которого я вхожу, решили (не без влияния «Сириуса») уделять больше внимания практической части. Во многом на это повлияла проектная июльская программа. Ведь сейчас многие задания по химии теоретического направления и сильно оторваны от практики. С одной стороны, это хорошо, так как фундаментальной науки без теории не бывает. Но с другой стороны, она не поможет школьникам адаптироваться в профессии. А участник программы должен понимать, где он может применить свои знания. Поэтому мы хотим утвердить экспериментальный тур и со следующего года ввести в него практико-ориентированные задачи.

– Что для этого нужно?

– Прежде всего составить их, затем – вступить во взаимодействие с компаниями, которые были бы заинтересованы в решении этих задач. Под практико-ориентированными мы понимаем задачи, отражающие проблемы, которые сегодня стоят перед технологами и отвечают современным вызовам. Отдельное внимание будет уделено исследовательской деятельности.

– А пока эти переменные не введены, как Вы планируете выстроить со школьниками работу в течение ближайших трех недель?

– Мы будем активно заниматься, но и не забывать об отдыхе. Первая половина дня – пары в аудиториях и практические занятия в научном парке. После обеда – еще один двухчасовой блок занятий. У нас запланирован визит в форелевое хозяйство. Экскурсия осмысленная: мы обсудим проблему очистки пресных вод и другие аспекты химических процессов, определяющих состояние и свойства окружающей среды.  

– Что ждать от второй химической программы в «Сириусе»?

– Она запланирована на февраль 2018 года. Планов и намерений по ней много, но озвучивать их еще рановато.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!