Августовская естественно-научная образовательная программа, участниками которой стали 79 школьников из 28 регионов России, проводилась в «Сириусе» при научно-методическом сопровождении Центральной предметно-методической комиссии по физике и Московским физико-техническим институтом (МФТИ). Цель – подготовка учеников 7-8 классов к следующим этапам сбора и участию в международной естественно-научной олимпиаде IJSO 2017.
Научным руководителем программы выступил сотрудник лаборатории по работе с одаренными детьми МФТИ, заместитель председателя Центральной предметно-методической комиссии по физике, кандидат физико-математических наук Валерий Павлович Слободянин. О том, что из себя представляло естественно-научное направление, педагог рассказал в интервью.
– Валерий Павлович, как производился набор школьников на августовскую образовательную программу?
– Мы пригласили школьников, которые участвовали в апрельской образовательной программе (это была подготовка к Олимпиаде им. Дж. К. Максвелла). Правда, мы смогли пригласить не всех – были ограничения по возрасту. Чтобы попасть в «Сириус» и в дальнейшем – на естественно-научную олимпиаду IJSO, кандидатам на конец 2018 года не должно исполниться 16 лет. Часть участников приехала в «Сириус» по рекомендации Вологодского многопрофильного лицея – у них очень сильная подготовка по предметам химии и физики. Остальные школьники – это кандидаты, подавшие заявку онлайн и приславшие в «Сириус» резюме о себе и своих достижениях.
– А сколько среди них олимпиадников?
– Олимпиадников всего 70: из них 20 человек готовились к олимпиаде этого года, и 50 – к олимпиаде следующего. Школьников, прошедших отбор онлайн – около десяти.
– Расскажите об естественно-научной образовательной программе.
– Главная цель – ввести школьников в предмет по профилям химии, физики и биологии. Химию они только начнут изучать, и мы хотели заинтересовать ребят, чтобы они подружились с предметом. В занятиях по биологии мы тоже затронули интересные и перспективные направления, изучили термины. То есть, естественно-научное направление – это просто ознакомительная и образовательная программа по трем предметам.
– Была ли в программе экспериментальная часть или на этом этапе вы проходили только теорию?
– Экспериментальные задания – это обязательная часть программы. Задачи решить может почти каждый, но важно, особенно, если того требует задание, правильно провести измерения, собрать установку и закрепить оборудование в штативе, соединить проводники или собрать маятник и просчитать период его колебания и потом грамотно оформить отчёт. Культура оформления – это когда школьники умеют проводить оси, подбирать масштаб, делать графики и таблицы. За это на олимпиаде тоже начисляются баллы.
– А как строились занятия по биологии и химии?
– Биология в программе проходила не основной доминантной, но тем не менее, много занятий было по генетике, также мы прошли самые популярные лекции о строении человека, органах, крови. В «Сириусе» есть увеличенные анатомические модели уха, горла, глаза и ребята смогли детально рассмотреть их, изучить строение внутренних органов человека.
На лекции по химии школьники не только разбирали на доске формулы и слушали теорию, но и работали в лабораториях, закрепляли пройденные темы экспериментами. Многие всерьез задумались над тем, чтобы стать в будущем учеными. До этого, конечно далеко, сейчас главное, что в новом учебном году они придут в школу подготовленными.
– С техникой безопасности школьников знакомили?
– Обязательно. Им провели инструктаж, и, несмотря на то, что эксперименты были простые и реактивы для них подбирались не опасные, участники программы все равно работали в халатах, защитных перчатках и очках.
– Что стало итогом образовательной программы?
– Чтобы закрепить пройденный материал, они прошли тестирование. Вопросы были выстроены по уровню сложности, некоторые имели несколько вариантов решений. Причем, школьники должны были не просто дать верный ответ, а записать всю цепочку решения. Тест охватывал все пройденные в «Сириусе» темы.
– И какие это темы?
– По физике – механика (прямолинейное движение, средняя скорость, плотность тел, равновесие тел, давление). Немного вперед пришлось забежать по химии. Поскольку без знаний уравнения Менделеева-Клапейрона, определяющего связь между числом молей газа, его температурой, объемом и давлением, химию освоить невозможно. Объяснили и понятие моля, которое в физике начинают изучать только в десятом классе, а в химии в восьмом. То есть, за месяц мы прошли самые необходимые понятия и определения.
– По результатам теста выстраивался какой-то рейтинг?
– Нет, тест исключительно проверочный. Пока мы просто присматривались к ребятам. Они со всем отлично справились и доказали, что на своем уровне свободно ориентируются в этих трех предметах.