В ноябре образовательная программа по направлению «Наука» была посвящена олимпиадной математике и собрала в «Сириусе» 200 сильнейших школьников из 15 регионов Южного и Северо-Кавказского федерального округов, а также Иркутской, Кемеровской области, Алтайского края, Республик Алтай и Хакасия.
Научная образовательная программа в «Сириусе», организованная совместно с Республиканской естественно-математической школой (РЕМШ) Адыгеи и Адыгейским государственным университетом, помимо профильных занятий по самым различным тематическим направлениям, включала также проектную и учебно-исследовательскую работу старшеклассников.
Курировал программу Заслуженный работник образования Республики Адыгея, кандидат физико-математических наук, декан факультета математики и компьютерных наук Адыгейского государственного университета, член Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по математике Дауд Мамий.
– Дауд Казбекович, расскажите, как происходил отбор ребят на ноябрьскую математическую программу.
– Региональных математических программ в «Сириусе» четыре: сентябрьская, ноябрьская, декабрьская и январская. Для ноябрьской, декабрьской и январской программ действует единая схема отбора. Часть ребят была отобрана по итогам их участия в региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников по математике 2016-2017 учебного года и олимпиаде им. Л. Эйлера. Другие ребята отбирались по итогам двух отборочных туров. Первый – дистанционный, в нем приняло участие более 3000 школьников. Второй – очный, проходил в столицах регионов и до него дошли 700 ребят. И по итогам этого тура в «Сириус» приехали 200 юных математиков, набравших самый высокий проходной балл. Конкурс был очень серьезный: 15 человек на место.
– Что из себя представляет дистанционный отборочный тур?
– Дистанционный тур проходил в формате олимпиады. Участникам необходимо было решить максимально возможное количество задач из 20 представленных. Задачи были разного уровня сложности, для учеников 7-9 классов. Ребятам нужно было загрузить правильные ответы в онлайн-систему, и, набравшие наибольшее число баллов, проходили в следующий тур.
– Как в ноябре строилась образовательная программа с юными материками?
– Математическая программа состоит из нескольких частей. Основная часть, конечно, олимпиадная. Стоит отметить, что в направлении занимались ребята разного возраста и разной подготовки, поэтому образовательный модуль строился с учетом их уровня знаний. Некоторые старшеклассники были в «Сириусе» во второй раз – они проходили углубленную программу. Были и такие школьники, которые проявили хорошие математические способности, но в силу возраста еще не принимали участие в олимпиадах. В работе с ними важно не только повысить уровень знаний в области олимпиадной математики, но и привить интерес к науке и помочь раскрыться.
– Здесь, наверное, стоит отметить, что стажеры, после завершения основной образовательной программы, не теряют связи с педагогами?
– Конечно. В «Сириусе» работает система дистанционного сопровождения, и те ребята, которые проходили обучение в Центре, имеют возможность заниматься в удаленном режиме. Вообще система дистанционного сопровождения выпускников – хорошая идея, которая обеспечивает дальнейшее развитие математических способностей школьников.
– Занятия ребят – это не только задачи, теоремы и формулы. В их расписании – посещение лекций в самых разных областях. Кто из спикеров встречался со школьниками в ноябре?
– Мы приглашали в «Сириус» многих известных популяризаторов науки, ученых и экспертов. Очень важно, чтобы стажеры получили представление о самых актуальных открытиях и исследованиях в биологии, физике, информационных технологиях. Например, Сергей Шумский, старший научный сотрудник Физического Института РАН и вице-президент Российской ассоциации нейроинформатики, прочитал цикл лекций об искусственном интеллекте; Сергей Киселев, заведующий лабораторией Федерального научно-клинического Центра физико-химической медицины рассказывал ребятам о генной инженерии, редактировании геномов и геногеографии. Доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Специальной астрофизической обсерватории РАН Олег Верходанов рассказывал о космологии и устройстве Вселенной. Это все те специалисты, которые вносят в реализацию образовательной программы довольно весомый вклад.
– Расскажите о проектных мастерских, которые для ребят организовал руководитель лаборатории математики Политехнического музея Москвы Евгений Ширяев.
– Евгения Александровича мы стараемся приглашать на каждую математическую программу. Он не только доступно и интересно рассказывает о прикладных вещах, но всегда привлекает школьников к проектной деятельности, и это помогает им раскрыть свои научные и творческие способности. У нас много ребят, которые любят проверять свои знания на практике. В ноябре стажеры участвовали в пяти проектах по вычислительной механике, механике и геометрии, машиностроению. И их презентации оказались очень любопытными. Благодаря этому, они буквально за несколько дней продвинулись в решении сложных оригинальных задач. Я считаю, это очень правильный подход.
– Одним из таких подходов является и арт-фестиваль, который традиционно проводится в «Сириусе» для участников направления «Наука»?
– Да, Арт-фестиваль «Цвета математики» тоже любопытный проект, в реализации которого нам помогает творческая группа педагогов Новой школы в Москве. Традиционно в фестивале участвует и команда креативных дизайнеров из Майкопа. Вместе со стажерами они моделируют, конструируют и монтируют арт-объекты и создают оригинальные инсталляции, работают с анимацией. И в этой, на первый взгляд творческой работе, стажерам приходиться прибегать к своим математическим знаниям. Без расчетов, алгоритмов и вычислений в подготовке экспозиции не обойтись. И ребята всегда охотно участвуют в проекте, проявляя к нему живой интерес.
– Ноябрьская математическая программа подошла к концу. Что стало ее итогом?
– Мы всегда ведем учет успеваемости ребят, чтобы понимать, как выстраивать с ними образовательный процесс. Поэтому недавно у нас прошла внутренняя математическая олимпиада и тщательный разбор всех решений, чтобы закрепить пройденный материал. И ребята выложились на все 100%, впрочем, как и всегда.