Ноябрьская математическая образовательная программа завершилась, разъехались в регионы последние участники. В течение 24 дней ребята учились, исследовали и творили, вместе с педагогами проверяя на практике свои даже самые смелые идеи и теории.
Вспоминая об особенностях ноябрьской программы, школьники рассказали, что в рамках работы направления «Наука», руководитель лаборатории математики Политехнического музея г. Москвы Евгений Ширяев предложил им закрепить знания в проектных мастерских.
«Мы владеем математическими формулами, законами физики и геометрии. Применить их за пределами учебных аудиторий показалось нам интересным», – поделились юные математики.
Время, проведенное стажерами в проектных мастерских, досугом не назовешь. Почти каждый день школьники, разделившись на группы, изучали особенности клеточных автоматов, вычислительной механики и создавали механизмы, принцип действия которых основан на геометрических построениях и математических алгоритмах.
«Основные понятия механики нуждаются в математической формализации. Поэтому нет ничего удивительного, что в знакомстве с разными науками мы можем наблюдать присутствие в них математики. Так почему бы не прибегнуть к математическому аппарату, если он помогает нам исследовать сложные объекты или, например, обрабатывать большой массив данных?», – говорит Евгений Ширяев.
Одно из заданий проектной мастерской: сделать в Геогебре модель механизма, разобрать его работу и подготовить вектор для вырезания деталей.
«Геогебра (GeoGebra) – это программная среда, объединившая в себе самые важные представления математических понятий: табличное, алгебраическое и геометрическое. Благодаря этой платформе, можно создавать различные конструкции из точек, отрезков, векторов, прямых, окружностей, математических функций и других базовых элементов, а потом изменять их и даже строить анимации», – объясняют школьники.
Какие еще задачи решали стажеры в мастерских? Например, раскрашивали треугольник Паскаля (бесконечную таблицу биномиальных коэффициентов, имеющую треугольную форму) по четности, разбирали «Правило 30-ти» (одномерное двойное правило клеточного автомата, показывающее апериодическое, хаотическое поведение) и программировали с его же помощью узор, идентичный рисунку на раковине моллюска вида Сonus Textile.
«Мы старались подобрать для юных математиков такие задания, чтобы они могли подойти к их решению креативно и творчески. И не прогадали: ребята отнеслись к мастерским с большим интересом», – отметили педагоги.