8 (800) 100 76 63

В «Сириусе» воспитанникам апрельской образовательной программы цикл лекций провела заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов России, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, заведующая теоретическим отделением Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Марина Карасева.  

Один из уроков по теории музыки по просьбе самих ребят она провела сквозь призму творчества Сергея Рахманинова – одного из самых ярких, известных и репертуарных композиторов нашего времени.  

– С воспитанниками у нас получился интересный и довольно сложный разговор. Мы частенько слышим «дежурные» фразы: «Пушкин – великий русский поэт», «Рахманинов – великий русский композитор». Мне не хотелось говорить ребятам общие слова, приучая их к мышлению стереотипами. Рахманинов действительно выдающийся композитор, но я решила не просто сказать об этом, а объяснить, почему его таковым считают, в чем его сила и популярность и каков его вклад в русскую музыкальную культуру в целом. Для всего этого помимо презентации, иллюстрирующей фрагменты биографии композитора (с показом кинохроники), понадобилось также интерактивное общение, совместный разбор конкретных примеров из творчества Рахманинова, – отметила Марина Карасева.

О характерной гармонии, мелодике, об особой напевности и плавности музыкальных фраз, отражающих широту русской души и русской природы, Марина Карасева не только рассказывала. Тут же, проигрывая на фортепиано фрагменты музыкальных композиций, объясняла, как в них сочетаются интонации и ритмы, придающие музыке тот или иной характер.

– По сути, на этих занятиях мы занимались целостным анализом, ладовым и интонационным анализами – всем тем, чем ребята начнут заниматься по музыкально-теоретическим предметам только через несколько лет. У нас в этом смысле даже музыкально-слуховой эксперимент получился – с честью ими выдержанный, надо сказать. А затем ученики спели с листа романс Рахманинова «Здесь хорошо». В сопровождении оркестр, по видеонотам.

Марина Карасева – автор более 50 статей, учебников и методических программ по музыкальному искусству. В течение многих лет она занимается поиском новых форм внедрения мультимедийного контента (например, видеонот) в отечественную музыкальную педагогику.  

Видеоноты – это видеофайл, в котором в качестве звуковой дорожки использована аудиозапись музыкального произведения, а видеоряд как бы «следит» за музыкой: отображает нотный текст произведения, своевременно «переворачивая» для зрителя страницы.

– Пение по видеонотам очень эффективно. Я давно использую их на занятиях сольфеджио, у меня, кстати, есть целый ряд публикаций о том, как это правильно делать. Объясню, чем полезно использование видеонот. С одной стороны, это решение проблемы с контентом, когда мы можем иметь под рукой целую библиотеку (таких видеофайлов в интернете, например, на канале YouTube достаточно много). С другой стороны, пение по видеонотам способствует развитию тембрового слуха. Что интересно: я, например, в небольшой учебной группе могу поставить видеоноты с хоровым исполнением и у учеников появится возможность влиться в этот многоголосный хор, исполняя в нем отдельные партии. Так ребята обретают новые навыки ансаблевого исполнительства.

Педагог отмечает: вероятно, написание нот карандашом, чтение с листа и гармонический анализ произведений по бумажным нотам уйдут из академической жизни еще не скоро, но, если посмотреть, как стремительно происходит замещение акустических фортепиано – цифровыми, а бумажные книги и ноты постепенно вытесняются их электронными версиями, становится понятно, что «диджитал-революции» в искусстве не избежать.

Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2018 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!