В «Сириусе» продолжается цикл лекций Станислава Дробышевского, российского антрополога, кандидата биологических наук и доцента кафедры антропологии биологического факультета МГУ. На этот раз для разговора со школьниками ученый выбрал необычную тему: детство в палеолите.
И действительно, мы четко представляем себе быт наших предков: как они строили жилища, охотились, выживали. А вот о том, как они росли, развивались, во что играли, известно ничтожно мало. Между тем, научных исследований и трудов, доказывающих, что палеолитическое детство протекало весьма интересно, существует немало.
«О том, как протекали возрастные процессы у людей, живших десятки, а то и сотни тысяч лет назад, можно узнать, изучив антропологические и иногда археологические материалы. Интересно, что биологический период детства наших древнейших предков был такой же, как и у современных обезьян. Особенность их взросления – в отсутствии подросткового периода», – рассказали о своих впечатлениях от лекции школьники.
Речь идет о так называемом ростовом скачке, характеризующимся половым созреванием, стремительным увеличением размера тела и полной социализацией. У человека он происходит в течение нескольких лет. При этом у шимпанзе можно наблюдать краткий подростковый период и маленький ростовой скачок, в то время как, например, у павианов он вовсе отсутствует.
По словам Дробышевского, у детеныша австралопитека, жившего около 3,5 миллиона лет назад в Дикики (Эфиопия), скорее всего, возрастные процессы протекали как у шимпанзе. Обезьяньими они были, судя по найденному при раскопках черепу, и у питекантропов из Моджокерто на Яве. Немало споров в научной среде вызвал Homo ergaster, обитавший в Туркане. Там были обнаружены останки мальчика-подростка. При этом одни данные указывали, что он взрослел как человек, другие – что как обезьяна.
Настоящее детство появляется гораздо позже так называемого гейдельбергского человека (Homo heidelbergensis), жившего порядка 400 тысяч лет назад. Судить об этом позволило то, что вместе со следами их существования ученые находили игрушки – предметы, имитирующие орудия труда.
Также Дробышевский рассказал, насколько нелегкой была жизнь детей и подростков палеолита. Им приходилось быстро взрослеть, учиться выживать, работать и упражняться в охотничьем деле. Об этом свидетельствуют износ плечевого сустава от постоянного метания дротиков у мальчика из Сунгиря и износ запястья и шеи у древней девочки, таскавшей тяжести на голове. В останках маленьких неандертальцев ученые обнаружили изменения остеонной структуры костей – такие у современного человека появляются только в старости. Иными словами, взросление наступало стремительно.
«Детство в палеолите – хоть и интересная область, но далеко не до конца изученная. И для лекции я ее выбрал не случайно. Во-первых, я хотел показать, что никакие трудности современных подростков не сравнятся с тем, что переживали их сверстники из каменного века. А если без шуток, то я хотел поговорить о том, что окружало и заботило детей эпохи палеолита, какие обряды инициации они проходили, какие угрозы встречались им на жизненном пути», – уточнил антрополог, напомнив, что в этой области можно сделать еще много поразительных открытий: главное – оставаться любопытным и вдумчивым исследователем.